«Осенний фестиваль знаний 2024»

Презентация на тему «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста через систему дидактических игр»

презентация предназначена для работников ДОУ

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Пашкина Ирина Вениаминовна на тему: «Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр»

Пашкина Ирина Вениаминовна

на тему:

«Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр»

ЦЕЛЬ:  Формирование грамматической стороны речи у дошкольников среднего возраста с нарушением зрения. ЗАДАЧИ:  Упражнять детей в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных; Упражнять детей в умении образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением; Побуждать употреблять формы повелительного наклонения глаголов; Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.

ЦЕЛЬ: Формирование грамматической стороны речи у дошкольников среднего возраста с нарушением зрения.

ЗАДАЧИ:

  • Упражнять детей в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
  • Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных;
  • Упражнять детей в умении образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением;
  • Побуждать употреблять формы повелительного наклонения глаголов;
  • Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе. Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей них грамотной речи. Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра как вед вид д-ти дидактическая игра.
  • В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
  • Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей них грамотной речи.
  • Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра как вед вид д-ти дидактическая игра.

Проблемой формирования грамматического строя речи у

дошкольников занимались:

К.Д. Ушинский, А.П.Усова,

А.Н.Гвоздев, Е.И. Тихеева,

Е.А.Флерина, В.В.Гербова.

общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов); трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения; запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей);  педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
  • общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
  • трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
  • запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
  • неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей);
  • педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
«Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития ребенка» К.Д.Ушинский это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

«Грамматический строй - это зеркало интеллектуального

развития ребенка»

К.Д.Ушинский

это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Приемы работы с детьми: Речевой образец воспитателя; Объяснение, пояснение; Указание; Словесное упражнение; Повторение; Подсказ нужной формы; Создание проблемных ситуаций; Исправление ошибок воспитателем  и детьми; Вопрос (вопросы подсказывающего,  оценочного характера);

Приемы работы с детьми:

  • Речевой образец воспитателя;
  • Объяснение, пояснение;
  • Указание;
  • Словесное упражнение;
  • Повторение;
  • Подсказ нужной формы;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Исправление ошибок воспитателем

и детьми;

  • Вопрос (вопросы подсказывающего,

оценочного характера);

  • Оценка детской речи;
  • Напоминание, совет, замечание;
  • Реплика;
  • Показ предмета, игрушки;
  • Художественное слово воспитателя;
  • Сюрпризный момент.
Направления работы Игры

Направления работы

Игры

  • «Животные и их детеныши»
  • «Один – много»
  • «Назови ласково»
  • «Большой – маленький»
  • «Зоопарк»
  • «Попроси мишку»
  • «Поиграй с роботом»
  • «Опиши предмет»
  • «Закончи предложение»
  • «Что сначала, что потом» и др.
  • «Что изменилось»
  • «Чего не стало»
Классификация дидактической игры  ( по развитию речи) (высказывают свои мысли, суждения, делают выводы, умозаключения), «Найди пару», « Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом»; «Поле чудес», «Словесные снежки» Словесные  Настольно-печатные Лото «Домашние животные», «Фрукты-овощи», «Четвертый лишний», «Чей листочек»,  «Играйка», «Исправь ошибку» (сравнивать, находить сходство, различия; закреплять свойства, признаки предметов) « Угадай по описанию», Веселый счет», «Наша улица», «Вершки и корешки», «Большущий и маленький» С предметами

Классификация дидактической игры ( по развитию речи)

(высказывают свои мысли, суждения, делают выводы, умозаключения),

«Найди пару», « Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом»; «Поле чудес», «Словесные снежки»

Словесные

Настольно-печатные

Лото «Домашние животные»,

«Фрукты-овощи», «Четвертый

лишний», «Чей листочек»,

«Играйка», «Исправь ошибку»

(сравнивать, находить сходство,

различия; закреплять свойства,

признаки предметов)

« Угадай по описанию», Веселый

счет», «Наша улица», «Вершки и корешки», «Большущий и маленький»

С предметами

Подведе-ние итогов (результат) Правила игры Игровые действия Игровая задача Дидактическая задача

Подведе-ние итогов

(результат)

Правила игры

Игровые действия

Игровая задача

Дидактическая задача

- Педагог-психолог Игра «Непослушные мышата» Учитель-логопед Игра «Закончи фразу» Воспитатель. Игра «Один – много»  Составление рассказа по сюжетной картине. Муз.руководитель Разминочка - распевочка

- Педагог-психолог

Игра «Непослушные мышата»

Учитель-логопед

Игра «Закончи фразу»

Воспитатель.

Игра «Один – много»

Составление рассказа по сюжетной картине.

Муз.руководитель

Разминочка - распевочка

* Семинары-практикумы «Как организовать занятия по  развитию речи дома»; * «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики  и речи»; * Родительское собрание «Игра – источник развития  ребенка», * «Воспитание ребенка средствами родного языка», * Консультации «Речевые игры в кругу семьи»,  «Развиваем речь с помощью скороговорок»; * Педагогическая гостиная « Как научить ребенка  общаться, если он не говорит». ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДОСУГОВАЯ • Экскурсии в школу № 66, в библиотеку; • Конкурс «Сочиняем сказку»; • Выставка «Книжки-малышки»; • Праздник правильной речи «Ловкий грамотей»;  • Анкетирование: «Развитие речи Вашего ребенка»,  «Какие трудности испытывают родители в обучении  ребенка правильной речи»; «Готов ли Ваш ребенок к  школе?» • «Почтовый ящик»; • Информационные памятки, советы в родительский уголок  «Советы логопеда», «Речевые игры», «Как готовить ребенка к школе?», «Семья на пороге школьной жизни».  ИНФОРМАЦИОННО- АНАЛИТИЧЕСКАЯ

* Семинары-практикумы «Как организовать занятия по

развитию речи дома»;

* «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

и речи»;

* Родительское собрание «Игра – источник развития

ребенка»,

* «Воспитание ребенка средствами родного языка»,

* Консультации «Речевые игры в кругу семьи»,

«Развиваем речь с помощью скороговорок»;

* Педагогическая гостиная « Как научить ребенка

общаться, если он не говорит».

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ДОСУГОВАЯ

Экскурсии в школу № 66, в библиотеку;

Конкурс «Сочиняем сказку»;

Выставка «Книжки-малышки»;

Праздник правильной речи «Ловкий грамотей»;

Анкетирование: «Развитие речи Вашего ребенка»,

«Какие трудности испытывают родители в обучении

ребенка правильной речи»; «Готов ли Ваш ребенок к

школе?»

«Почтовый ящик»;

Информационные памятки, советы в родительский уголок

«Советы логопеда», «Речевые игры», «Как готовить ребенка

к школе?», «Семья на пороге школьной жизни».

ИНФОРМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

Научились согласовывать слова в роде, числе и падеже; Овладели навыком составления распространенных предложений; Сформировалось умение образовывать форму множественного числа существительных; Овладели умением образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением; Появилась потребность оценивать свою речь, замечать и исправлять ошибки у товарищей.
  • Научились согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • Овладели навыком составления распространенных предложений;
  • Сформировалось умение образовывать форму множественного числа существительных;
  • Овладели умением образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением;
  • Появилась потребность оценивать свою речь, замечать и исправлять ошибки у товарищей.
Общеобразовательная программа МБДОУ № 355; «Занятия по развитию речи в средней (старшей) группе детского сада» - В.В. Гербова; A.M. Бородич «Методика развития речи детей»; Е.И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»; А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»; «Занимательная грамматика» - Из серии «Я хочу учиться», А. В.Грачева Международный образовательный портал МААМ. RU http :/// www.maam.ru / Педагогический интернет – портал О ДЕТСТВЕ http :/// www.o-detstve.ru /
  • Общеобразовательная программа МБДОУ № 355;
  • «Занятия по развитию речи в средней (старшей) группе детского сада» - В.В. Гербова;
  • A.M. Бородич «Методика развития речи детей»;
  • Е.И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»;
  • А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
  • «Занимательная грамматика» - Из серии «Я хочу учиться», А. В.Грачева
  • Международный образовательный портал МААМ. RU http :/// www.maam.ru /
  • Педагогический интернет – портал О ДЕТСТВЕ http :/// www.o-detstve.ru /

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее