Пашкина Ирина Вениаминовна
на тему:
«Формирование грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста через систему дидактических игр»
ЦЕЛЬ: Формирование грамматической стороны речи у дошкольников среднего возраста с нарушением зрения.
ЗАДАЧИ:
- Упражнять детей в правильном согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже;
- Развивать умение образовывать форму множественного числа существительных;
- Упражнять детей в умении образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением;
- Побуждать употреблять формы повелительного наклонения глаголов;
- Формировать умение использовать в речи распространенные предложения.
- В дошкольном возрасте закладывается фундамент будущей грамотности человека. Сегодня ребенку-первокласснику, не владеющему грамматической стороной речи очень трудно осваивать курс обучения родного языка в школе.
- Поэтому одной из задач развивающей работы в дошкольном учреждении является формирование у детей них грамотной речи.
- Эффективной формой формирования навыков правильной речи является игра как вед вид д-ти дидактическая игра.
Проблемой формирования грамматического строя речи у
дошкольников занимались:
К.Д. Ушинский, А.П.Усова,
А.Н.Гвоздев, Е.И. Тихеева,
Е.А.Флерина, В.В.Гербова.
- общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
- трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
- запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильностью речи родителей и воспитателей);
- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
«Грамматический строй - это зеркало интеллектуального
развития ребенка»
К.Д.Ушинский
это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Этапы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Приемы работы с детьми:
- Речевой образец воспитателя;
- Объяснение, пояснение;
- Указание;
- Словесное упражнение;
- Повторение;
- Подсказ нужной формы;
- Создание проблемных ситуаций;
- Исправление ошибок воспитателем
и детьми;
- Вопрос (вопросы подсказывающего,
оценочного характера);
- Оценка детской речи;
- Напоминание, совет, замечание;
- Реплика;
- Показ предмета, игрушки;
- Художественное слово воспитателя;
- Сюрпризный момент.
Направления работы
Игры
- «Животные и их детеныши»
- «Один – много»
- «Назови ласково»
- «Большой – маленький»
- «Зоопарк»
- «Попроси мишку»
- «Поиграй с роботом»
- «Опиши предмет»
- «Закончи предложение»
- «Что сначала, что потом» и др.
- «Что изменилось»
- «Чего не стало»
Классификация дидактической игры ( по развитию речи)
(высказывают свои мысли, суждения, делают выводы, умозаключения),
«Найди пару», « Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом»; «Поле чудес», «Словесные снежки»
Словесные
Настольно-печатные
Лото «Домашние животные»,
«Фрукты-овощи», «Четвертый
лишний», «Чей листочек»,
«Играйка», «Исправь ошибку»
(сравнивать, находить сходство,
различия; закреплять свойства,
признаки предметов)
« Угадай по описанию», Веселый
счет», «Наша улица», «Вершки и корешки», «Большущий и маленький»
С предметами
Подведе-ние итогов
(результат)
Правила игры
Игровые действия
Игровая задача
Дидактическая задача
- Педагог-психолог
Игра «Непослушные мышата»
Учитель-логопед
Игра «Закончи фразу»
Воспитатель.
Игра «Один – много»
Составление рассказа по сюжетной картине.
Муз.руководитель
Разминочка - распевочка
* Семинары-практикумы «Как организовать занятия по
развитию речи дома»;
* «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
и речи»;
* Родительское собрание «Игра – источник развития
ребенка»,
* «Воспитание ребенка средствами родного языка»,
* Консультации «Речевые игры в кругу семьи»,
«Развиваем речь с помощью скороговорок»;
* Педагогическая гостиная « Как научить ребенка
общаться, если он не говорит».
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДОСУГОВАЯ
• Экскурсии в школу № 66, в библиотеку;
• Конкурс «Сочиняем сказку»;
• Выставка «Книжки-малышки»;
• Праздник правильной речи «Ловкий грамотей»;
• Анкетирование: «Развитие речи Вашего ребенка»,
«Какие трудности испытывают родители в обучении
ребенка правильной речи»; «Готов ли Ваш ребенок к
школе?»
• «Почтовый ящик»;
• Информационные памятки, советы в родительский уголок
«Советы логопеда», «Речевые игры», «Как готовить ребенка
к школе?», «Семья на пороге школьной жизни».
ИНФОРМАЦИОННО-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ
- Научились согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- Овладели навыком составления распространенных предложений;
- Сформировалось умение образовывать форму множественного числа существительных;
- Овладели умением образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением;
- Появилась потребность оценивать свою речь, замечать и исправлять ошибки у товарищей.
- Общеобразовательная программа МБДОУ № 355;
- «Занятия по развитию речи в средней (старшей) группе детского сада» - В.В. Гербова;
- A.M. Бородич «Методика развития речи детей»;
- Е.И. Удальцова «Дидактические игры для дошкольников»;
- А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
- «Занимательная грамматика» - Из серии «Я хочу учиться», А. В.Грачева
- Международный образовательный портал МААМ. RU http :/// www.maam.ru /
- Педагогический интернет – портал О ДЕТСТВЕ http :/// www.o-detstve.ru /