ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
- АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Это колыбель мирового искусства Antiquus - древний
Этапы развития античного искусства
Крито- микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э.
Гомеровский - XI -VIII вв., до н.э.
Архаика - VII – VI вв., до н.э.
Классический - V – IV вв. до н.э.
Эллинизм - III – I вв. до н.э .
Крито- микенский (эгейский) период
Фрески Кносского дворца
Кносский дворец
Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры.
В греческой мифологии он назывался
Лабиринтом Минотавра
Минотавр — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка
Общая площадь около 16 тыс. кв. м
Фрески Кносского дворца
Фрески Кносского дворца
Древний город в Арголиде, один из центров Микенской культуры, позднее — греческой цивилизации. Датируется вторым тысячелетием до н. э. Располагается в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микинес. В настоящее время находится в руинах.
Микены
МИКЕНСКИЙ АКРОПОЛЬ
Львиные ворота
Входные ворота акрополя Микен. Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города. Своё название получили от барельефа с изображением львов, помещённого над ними, который является древнейшим образцом монументальной скульптуры в Европе.
Гомеровский период
- Название "гомеровский период" было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания.
- К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной из наиболее развитых мифологий древнего мира.
- Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив гласные.
Период Гомеровской Греции
Примерно вVIII-VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал две великие поэмы под названием «Иллиада» и «Одиссея» (записаны поэмы несколько столетий спустя)
Сочинения Гомера открыли
важнейшую страницу в истории античной художественной культуры. Неслучайно философ
Платон назвал поэта
« воспитателем Греции».
В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они не дошли,
сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах.
На VIIIв. до н.э. приходится расцвет керамики. С помощью гончарного круга и обжига создавалось множество произведений, как бытовых, так и ритуальных.
До наших дней сохранились керамические изделия того времени, расписанные в так называемом геометрическом стиле» - орнаментом из кругов, ромбов, треугольников и т.д.
Древнегреческие вазы геометрического стиля
Архаика
Архаика - (от греческого archaikos - старинный, древний) ранний этап в развитии какого-либо явления. В искусствознании - ранний период развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. до н. э.).
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.
В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.
Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы.
Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
Курос -статуя юноши-атлета (преимущественно обнаженного), характерный образец древнегреческой пластики периода архаики. Тип складывается в конце VII века до н. э. в связи с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета или воина. Ставились в святилищах и на гробницах.
Кора (по-гречески - дева). Чаще всего их находят около Афин, ибо коры обычно изображали жриц богини Афины.
Архитектура
- Представление об архаической архитектуре Древней Греции могут дать постройки в Пестуме, где сохранились храмы Геры ("Базилика") и Афины ("Деметры") Храм Геры ("Базилика"), сложенный из квадров красноватого туфа, своеобразен планом, так как из-за большой ширины внутри, по центральной оси, поставили ряд опор, и на торце оказалось нечетное число колонн.
- Уже в VI веке до н. э. строители признали эту систему неудобной и впоследствии редко к ней прибегали. Колонны "Базилики" массивны.
Храм Геры
(сер. VI в. до н. э.)
Храм Афины (кон. VI в. до н. э.)
Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло в эпоху становления республиканского правления, возникновения полисов – греческих городов-государств.
Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.
Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни.
Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения.
Существует три типа греческих ордеров:
Дорический
Коринфский
Ионический
Вазопись
Ахилл и Аякс, играющие в шашки
Вазопись. Стиль Камарес
Камарес — стиль росписи керамических изделий, получивший распространение в ранний дворцовый период на острове Крит (прибл. 1900 г. — 1650 гг. до н. э.).
Название стилю дала местность в центральной части острова, где в гроте и были впервые обнаружены вазы в этом стиле.
Характерной особенностью Камареса является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. В этом стиле расписывалась тонкостенная глиняная посуда.
Камарес был чрезвычайно популярен и распространился по всему восточному побережью Средиземного моря до Египта.
Классический период
Классический период античного искусства продолжал традиции архаики во всех видах искусств:
- архитектуре;
- живописи;
- пластики;
Величайшие произведения греческого искусства были созданы в V в. до н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой свободолюбивых греков с персами.
В передовых полисах складывается демократический республиканский образ правления.
Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в архитектуре.
Парфенон
Главное сооружение Акрополя и главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города богине Афине Парфенос (деве). Построен в 447—438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина.
Вход в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи
Напротив Парфенона находится храм Эрехтейон , посвященный
Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.
Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична,
храм был построен на разных уровнях и разделен на две части.
К храму Эрехтейон примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур,
несущих перекрытие).
Народная греческая пословица
Да ты - чурбан , коли Афин не видывал;
Осёл - коли , увидев, не пришёл в восторг;
Верблюд, коли покинул их по своей воле
Греческая скульптура
К классическому периоду относятся известные статуи
- « Дискобол »
- « Мальчик, вынимающий занозу из пятки »
Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в период поздней классики - искусство начинает тяготеть к большей конкретности и характерности образа.
Мальчик,
вынимающий занозу из пятки
Дискобол
Победитель состязания в метании диска изображен в момент размаха перед броском.
Тело атлета представлено в сложном повороте.
Это новый и смелый художественный прием.
Изображен юный победитель на состязании в беге для мальчиков. Он вынимает занозу из ноги после окончания соревнований.
Скульптор Мирон
около середины V в. до н. э.
Скульптор Пифагор Регийский
(V век до н. э.)
Мальчик с гусем
Такие статуи детей часто посвящались богу Асклепию, целителю, а также ставились для украшения внутреннего дворика, перистиля , в доме.
Одна из первых скульптур, правильно передающая пропорции тела ребенка .
До этого дети изображались с пропорциями тела взрослого человека, только уменьшенного размера.
Мрамор . Мюнхен. II в. до н.э.
Колосс Родосский
Колосс Родосский — гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, которая стояла в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море. Одно из «Семи чудес света».
Высота статуи — 36 м.
- Колосс простоял шестьдесят пять лет. В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение.
- Существовала легенда: когда воздвигнули статую Колосса Родосского, случилось землетрясение, после которого она разрушилась. Статую снова восстановили, и опять случилось землетрясение. Мудрецы сказали, что если снова народ воздвигнет статую, то остров Родос уйдет под воду.
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА
- Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний Александра Македонского.
- В это время искусство призвано было прославлять победы царей- новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран востока.
- Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культуры.
Скульптура
Что касается греческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например,
- «Ника Самофракийская» или
- «Ника, развязывающая сандалии»
дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа.
Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены.
Ника Самофракийская
Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э.
Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы.
Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.
IV в. до н.э.
Мрамор
Хранится в Лувре,
Париж, Франция
Ника, развязывающая сандалию
Богиня изображена
развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм
Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Мрамор. Около 409 г. до н. э. Афины. Музей Акрополя.
Венера Милосская
- или Афродита с острова Милос — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная между 130 и 100 годами до нашей эры.
- Лувр, Франция
Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:
Французский моряк Оливье Вутье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжёлых переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке
Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.
Музыкальное искусство
- В античные времена отношение к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине.
- Тело очищает врачевание, а душу- музыка, как искусство пения со словом» говорил Аристоксен (около 354-300 г. до н.э.)
- Аристотель (384-322 г. до н.э.) отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста»
Музей древнегреческих музыкальных инструментов в Катаколон, в котором представлено 42 уникальных экспоната.
Театральное искусство
- С расцветом зодчества совпал взлет древнегреческого театрального искусства. В античных трагедиях и комедиях воплотились духовные искания древних греков.
Эсхил Софокл Еврипид
Театр Диониса в Афинах
- Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, так что одному и тому же актёру приходилось играть иногда несколько ролей.
- Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств.
Трагическая маска на лакифе работы вазописца Примато, Британский музей
Ювелирное искусство Древней Греции
Золото, стекло.
III век.
Цепь и медальон с изображением Медузы-горгоны.
Золото. Конец 2 - начало 3 века.
Серьги с камеями в виде головы Горгоны.
Золото, халцедон.
1-2 век.
Камеи - классика ювелирного искусства
- Камея —ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине.
Древнегреческая печать, 6 - 5 век до н.э. Полупрозрачный сердолик (1,5 х 1,1 мм) с античным золотым набалдашником.
Печать использовалась как кольцо.
Камея Александр Македонский
Камея 1 века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.