«Осенний фестиваль знаний 2024»

Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОО и школы

Презентация о логопедической готовности к школе в контексте преемственности ДОО И ШКОЛЫ

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

« Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОО и начальной школы» Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 90» Белова М.П

« Логопедическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности ДОО и начальной школы»

Подготовила: Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 90» Белова М.П

Что такое преемственность? С точки зрения детского сада : ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения знаний, умений и навыков С позиции школы : опора на имеющиеся у детей знания, умения, навыки

Что такое преемственность?

С точки зрения детского сада : ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения знаний, умений и навыков

С позиции школы : опора на имеющиеся у детей знания, умения, навыки

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Цель: обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе .

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Цель: обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе .

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки Чем отличается работа логопеда в условиях логопункта от работы логопеда в логогруппе для детей с нарушениями речи?   Можно назвать несколько основных отличий . 1) Первостепенная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения. 2) Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) 3) В логопедической группе количество детей в течение года неизменно, на логопедическом пункте дети зачисляются по мере освобождения мест. 4) Коррекционную помощь дети в логопедической группе получают ежедневно, в отличие от логопедического пункта 5) На логопункт в первую очередь отбираются дети подготовительных групп, имеющих несложные фонетико-фонематические нарушения 6)В логопедическую группу зачисляются дети с более сложными нарушениями речи

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Чем отличается работа логопеда в условиях логопункта от работы логопеда в логогруппе для детей с нарушениями речи?

Можно назвать несколько основных отличий .

1) Первостепенная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения.

2) Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю)

3) В логопедической группе количество детей в течение года неизменно, на логопедическом пункте дети зачисляются по мере освобождения мест.

4) Коррекционную помощь дети в логопедической группе получают ежедневно, в отличие от логопедического пункта

5) На логопункт в первую очередь отбираются дети подготовительных групп, имеющих несложные фонетико-фонематические нарушения

6)В логопедическую группу зачисляются дети с более сложными нарушениями речи

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы успешно обучался в школе.  В свою очередь, учитель продолжает развитие речи ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е происходит интеграция образовательно -воспитательного процесса

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы успешно обучался в школе.

В свою очередь, учитель продолжает развитие речи ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е происходит интеграция образовательно -воспитательного процесса

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Работа логопеда с родителями будущих первоклассников

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Работа логопеда с родителями будущих первоклассников

Проведение консультаций по теме: « Готовность ребенка к школе. Пути преодоления речевых нарушений »

Проведение консультаций по теме: « Готовность ребенка к школе. Пути преодоления речевых нарушений »

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Консультации для воспитателей

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Консультации для воспитателей

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  И самое главное - работа с детьми

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

И самое главное - работа с детьми

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Трудности осуществления преемственности  1 ) Часто дети из одной логопедической группы или одного детского сада поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями  1 ) Часто дети из одной логопедической группы или одного детского сада поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями  2 ) Далеко не в каждой школе есть логопед, который бы продолжал работу с детьми.

имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Трудности осуществления преемственности

1 ) Часто дети из одной логопедической группы или одного детского сада поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями

  • 1 ) Часто дети из одной логопедической группы или одного детского сада поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями

2 ) Далеко не в каждой школе есть логопед, который бы продолжал работу с детьми.

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют большое количество факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.  Поэтому на занятиях в дошкольном возрасте нужно использовать большое количество игр, игровых упражнений, направленных на развитие речи.

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

По мнению психологов, на успеваемость в школе влияют большое количество факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний.

Поэтому на занятиях в дошкольном возрасте нужно использовать большое количество игр, игровых упражнений, направленных на развитие речи.

Направления работы учителя – логопеда МДОУ и воспитателей, направленные на подготовку к успешному овладению родным (русским) языком  Совершенствование фонематических процессов 1)Работа на гласными звуками  2) Работа над согласными звуками  3) Знакомство и закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

Направления работы учителя – логопеда МДОУ и воспитателей, направленные на подготовку к успешному овладению родным (русским) языком

Совершенствование фонематических процессов

1)Работа на гласными звуками

2) Работа над согласными звуками

3) Знакомство и закрепление понятий «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»

Развитие связной речи Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Составление рассказов по серии сюжетных картин, картинно-графических схем Составление рассказов по сюжетной картине Пересказ текстов Составление описательных загадок, сказок / рассказов по впечатлению и т.п  Упражнения на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи .  Занятия по формированию произношения и обучению грамоте.

Развитие связной речи

Составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Составление рассказов по серии сюжетных картин, картинно-графических схем

Составление рассказов по сюжетной картине

Пересказ текстов

Составление описательных загадок, сказок / рассказов по впечатлению и т.п

Упражнения на формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи .

Занятия по формированию произношения и обучению грамоте.

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Речевые игры (примеры)  Игра « Назови, кто это или что это? » (на примере звука [с])  Цель: автоматизация звука С в словах; расширение словаря  Ход игры: сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова. Пример: Высокая – скала, быстроногий – страус. Другой вариант игры, когда ребенок придумывает существительное, а логопед – прилагательное.

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Речевые игры (примеры)

Игра « Назови, кто это или что это? » (на примере звука [с])

Цель: автоматизация звука С в словах; расширение словаря

Ход игры: сейчас мы с тобой будем знакомить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова. Пример: Высокая – скала, быстроногий – страус. Другой вариант игры, когда ребенок придумывает существительное, а логопед – прилагательное.

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки Игра  «Жадина» Цель: автоматизация звука Р в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным. Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его. Образец: робот – мой робот, ручка – моя ручка, пирог – мой пирог, ковер – мой ковер Игра : «Подумай, не торопись» Сколько слогов в слове «паровоз»?Какой первый звук в слове «зеленый»? Назови фрукт, в названии которого есть звук «ль». Назови слово, которое начинается со звука «и». Отбери картинки, в названии которых звук стоит на 2 (3, 4) месте

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука Р в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: робот – мой робот, ручка – моя ручка, пирог – мой пирог, ковер – мой ковер

Игра : «Подумай, не торопись»

Сколько слогов в слове «паровоз»?Какой первый звук в слове «зеленый»?

Назови фрукт, в названии которого есть звук «ль».

Назови слово, которое начинается со звука «и».

Отбери картинки, в названии которых звук стоит на 2 (3, 4) месте

Игра : Какой одинаковый звук есть во всех словах?  Шуба, кошка, мышь (звук ш) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.  Игра « Назови ласково»  Цель: автоматизация звука Р в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами  Послушай слова, назови ласково.  Образец: рот – ротик, рука – ручка, рыба – рыбка, роза – розочка, огород – огородик, пирог – пирожок, перо – перышко и т. д.

Игра : Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Шуба, кошка, мышь (звук ш) . Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Игра « Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Р в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Послушай слова, назови ласково.

Образец: рот – ротик, рука – ручка, рыба – рыбка, роза – розочка, огород – огородик, пирог – пирожок, перо – перышко и т. д.

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки  Игра « Назвать самое длинное слово»  Взрослый произносит цепочку слов, ребёнок на слух выделяет самое длинное слово.  ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД Игра « Назвать самое короткое слово»  Взрослый произносит четыре слова, а ребёнок говорит, какое слово самое короткое.  СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК Игра- упражнение «Хлопни в ладоши». Цель:  развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов Речевой материал:  о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э ;ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля. Описание.  Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Игра « Назвать самое длинное слово»

Взрослый произносит цепочку слов, ребёнок на слух выделяет самое длинное слово.

ДОМ – ГРУЗ – ВИНТ – ЭКСКАВАТОР – КРАН – СКЛАД

Игра « Назвать самое короткое слово»

Взрослый произносит четыре слова, а ребёнок говорит, какое слово самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ - КАМЕНЩИК - ДОМ – СТЕКОЛЬЩИК

Игра- упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель:  развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов

Речевой материал:  о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э ;ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание.  Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

Работа над правильным употреблением  предлогов «Кто где живёт?» на на В в в в в в в

Работа над правильным употреблением

предлогов «Кто где живёт?»

на

на

В

в

в

в

в

в

в

повисла сидит появился вышел живёт

повисла

сидит

появился

вышел

живёт

На окне стоит цветок.  Игра : « Исправь Незнайку!» Будка спряталась за Галей.  Галя спряталась за будкой . Забор стоит за Леной.  Лена стоит за забором . На цветке стоит окно.

На окне стоит цветок.

Игра : « Исправь Незнайку!»

Будка спряталась за Галей.

Галя спряталась за будкой .

Забор стоит за Леной.

Лена стоит за забором .

На цветке стоит окно.

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки Речевая игра на закрепление делить слова на слоги, умение определять род существительного

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Речевая игра на закрепление делить слова на слоги, умение определять род существительного

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки   Самое главное то, что любую игру сопровождает - речь. Играя, дети упражняются в использовании новых слов: по мере развития игры слово становится основным средством создания образа, разыгрывания роли, развития сюжета

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Самое главное то, что любую игру сопровождает - речь. Играя, дети упражняются в использовании новых слов: по мере развития игры слово становится основным средством создания образа, разыгрывания роли, развития сюжета

С точки зрения детского сада: ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков С позиции школы: опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки     Спасибо за внимание!

С точки зрения детского сада:

ориентация на требования школы и формирование необходимых для обучения в ней знаний, умений и навыков

С позиции школы:

опора на имеющиеся у детей знания, умения и навыки

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее