Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56»
КАК СТАТЬ ХОРОШИМ НАСТАВНИКОМ (из опыта работы)
Гордеева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, куратор программы наставничества
Основные направления развития системы образования
обновление его содержания
1
создание необходимой
современной инфраструктуры
2
подготовка соответствующих профессиональных
кадров, их переподготовка и повышение квалификации ,
3
создание наиболее эффективных
механизмов управления этой сферой
4
Создание комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров.
Готовность опытного педагога к передаче опыта
Готовность молодого специалиста воспринимать этот опыт и эффективно применять в педагогической практике.
НАСТАВНИЧЕСТВО уникальная технология
передачи жизненного, личностного и профессионального опыта
формирования навыков, компетенций и ценностей
через неформальное взаимообогащающее общение основанное на доверии и партнерстве
Базовые принципы наставничества
ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДОВЕРИЕ
ПАРТНЕРСТВО
Целевая модель наставничества – система условий ресурсов и процессов, необходимых для реализации процесса наставничества и достижения поставленных целей в образовательной организации
Структура целевой модели наставничества ( внутренний контур)
Координатор с рабочей группой работают отвечают за достижение стратегических целей организации с помощью программы наставничества.
Координатор и рабочая группа программы
Куратор отвечает за организацию, процесс и завершение наставнических отношений в парах или группах «наставник-наставляемый»
Куратор
Наставник - это тот, кто готов поделиться профессиональным и жизненным опытом с наставляемым чтобы помочь ему на пути к самореализации
Наставники
Наставляемые
В зоне ответственности куратора:
- Сбор и работа с базой наставников и наставляемых
- Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения)
- Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества
- Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели наставничества
- Мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы
(мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и динамика результатов)
НАСТАВНИК
- организация процесса взаимодействия с наставляемым
- выстраивание, экологичных, доверительных взаимообогащающих отношений
- поддержка наставляемого в процессе как целеполагания, так и в процессе реализации целей
ОБУЧЕНИЕ НАСТАВНИКОВ Самоанализ и навыки самопрезентации. Обучение эффективным коммуникациям. Разбор этапов реализации цикла наставнического взаимодействия.
Технологии эффективного общения и мотивации на основе принципов доверия:
Обучение технологии наставнической работы и этапам наставнического цикла:
- Техники активного слушания, позиции в общении
- Технология проведения развивающих бесед с целью создания индивидуального плана развития наставляемых
- Технология вовлечения и управления
- Мотивацией наставляемых Технология выстраивания границ в отношениях
- Знакомство наставника и наставляемого ("химия")
- Первая рабочая встреча ("пробное решение задачи")
- Составление дорожной карты развития наставляемого (цель, ожидаемые результаты, действия) Рабочие встречи, обратная связь, рефлексия.
- Итоговая встреча. Награждение. Упаковка результатов.
Самопрезентация наставника
Какая моя основная мотивация?
Почему я хочу стать наставником?
Причина 1
Посмотрите на те причины , которые вы написали. Сформулируйте одним словом, то зачем вам быть наставником
Причина 2
Причина 3
Причина 4
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ НАСТАВНИКА
РЕЗЮМЕ НАСТАВНИКА Как я могу быть полезен?
#ключевой посыл
Идея 2
#ключевой посыл
( кратко суть передаваемой пользы)
#ключевой посыл
Идея 1
#ключевой посыл
Идея 3
+ моя мотивация
(хочу стать, могу быть, получить взамен)
Основные блоки самопрезентации наставника
Я –наставник!
1. Не осуждаю, а предлагаю решение.
2. Не критикую, а изучаю ситуацию.
3. Не обвиняю, а поддерживаю.
4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором и организацией.
7. Не утверждаю, а советуюсь.
8. Не отрываюсь от практики.
9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу.
10. Не разглашают внутреннюю информацию сторонним лицам.
Качества успешных наставников
Желание участвовать в программе в течении длительного времени
Умение слушать и принимать различные точки зрения
Уважение к личности, способностям человека и его праву делать собственный выбор в любой ситуации
Умение сопереживать другому человеку, не испытывая при этом жалости
Гибкость и открытость.
Умение видеть решения и возможности, а также препятствия
Хороший наставник обладает
Эмоциональной устойчивостью
Эмпатией
Гибкостью и критичностью мышления
Развитыми коммуникативными способностями
Открытостью и тактом
ЦИКЛ РАБОТЫ НАСТАВНИКА
ЗНАКОМСТВО
- Понять, чем участники могут быть полезны друг другу, договориться о следующей встрече
- Понять, чем участники могут быть полезны друг другу, договориться о следующей встрече
ПРОБА
- Решение пробной задачи. Проверка, смогут ли участники сработаться
- Решение пробной задачи. Проверка, смогут ли участники сработаться
ПЛАНИРОВАНИЕ
- Определение формата встреч, целей, задач, сроков
- Определение формата встреч, целей, задач, сроков
СЕРИЯ ВСТРЕЧ
Мотивирующее взаимообогащающее сотрудничество
ИТОГОВАЯ ВСТРЕЧА
Рефлексия, обратная связь,благодарность
Знакомство
Представление себя
Обсуждение правил
Знакомство с наставляемым
Обсуждение причин и целей взаимодействия
Резюме встречи
Этап 2. "Проба "
- О чем этот этап?
- • Решение пробной задачи
- • Проверка того, смогут ли сработаться
- Результаты этапа
- • Налажен доверительный контакт
- • Оба понимают, что могут сработаться
- • Оба хотят двигаться вместе дальше
Этап 3. Планирование .
- О чем этот этап?
- • Заключение договора
- • Определение целей, задач, сроков, ответственностей и пр.
- • Определение форматов встреч
- Результаты этапа
- • Заключен договор
- • Прояснены цели, смыслы, план, ожидаемые результаты
Этап 4.Серия встреч
- О чем этот этап?
- • Мотивированное и взаимообогощающее сотрудничество
- Результаты этапа
- • Достигнуты цели
- • Удовлетворенность наставника и наставляемого
Этап 5. Итоговая встреча
- О чем этот этап?
- • Рефлексия
- • Обратная связь
- • Благодарность
- • Празднование результатов
- Результаты этапа
- • Понимание, как мы оба изменились
- • Список совместных позитивных изменений и достижений
- • Список того, чему научились друг у друга
- • Удовлетворенность от взаимодействия
- • Понимание того, как мы будем дальше взаимодействовать
Я - НАСТАВНИК! Ваше измерение успеха.
Наставляемый понимает, что он..
Помните, что вы должны быть позитивным примером для подражания, другом, наставником, советником, защитником вашего наставляемого!
Удачи вам!
Способен планировать свою работу
Уверен в себе
Может строить взаимоотношения
Имеет потенциал
Список литературы, Интернет-ресурсов
- http://138.uralschool.ru/
- http://festival.1september.ru/
- http://www.coolreferat.com/Общие_методы_воспитания
- http :// www . vashpsixolog . ru / primary - school - age /
- http://pedsovet.org/
- http://tehnologi.su/
- Бесплатные шаблоны с сайта presentation-creation.ru
- Icons made by Freepik from www.flaticon.com
- Designed by Freepik