«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Простые и сложные предложения"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Простые и сложные предложения"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Четырнадцатое ноября  Классная работа   Простые и сложные предложения

Четырнадцатое ноября Классная работа Простые и сложные предложения

Блиц-опрос «Кто быстрее» Самая маленькая синтаксическая единица? Словосочетание, предложение изучает раздел науки..? Предложение «Напишите правильно!» по цели..? Подлежащее и сказуемое – это..? В предложении «Лесной запах усиливался» грамматической основой будет …? Предложение, которое содержит в себе сообщение о чем-либо, по цели высказывания является ..? Вопросительное предложение содержит в себе..? словосочетание синтаксис побудительное Грамматическая основа Запах усиливался повествовательным вопрос

Блиц-опрос «Кто быстрее»

  • Самая маленькая синтаксическая единица?
  • Словосочетание, предложение изучает раздел науки..?
  • Предложение «Напишите правильно!» по цели..?
  • Подлежащее и сказуемое – это..?
  • В предложении «Лесной запах усиливался» грамматической основой будет …?
  • Предложение, которое содержит в себе сообщение о чем-либо, по цели высказывания является ..?
  • Вопросительное предложение содержит в себе..?

словосочетание

синтаксис

побудительное

Грамматическая основа

Запах усиливался

повествовательным

вопрос

Шествовать и шефствовать

Шествовать и

шефствовать

У стная синтаксическая минутка 1 2

У стная синтаксическая минутка

1

2

  • Присяду на камень и слушаю иволги плач.
  • Северный ветер несёт свинцовые облака , и в воздухе появляются белые снежинки.
Вывод по заданию:

Вывод по заданию:

  • Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа .
  • Второе предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И.
  • В первом предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А во втором ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .
Теоретическая база Простое предложение –  Сложное предложение – Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это предложение.  Упражнение 232 (устно) это предложение, в котором одна грамматическая основа это предложение, в котором не менее двух грамматических основ союзное бессоюзное

Теоретическая база

  • Простое предложение

  • Сложное предложение
  • Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это предложение.
  • Упражнение 232 (устно)

это предложение, в котором одна грамматическая основа

это предложение, в котором не менее двух грамматических основ

союзное

бессоюзное

Алгоритм работы над предложением

Алгоритм работы над предложением

  • Находим в предложении все главные члены.
  • Определяем количество грамматических основ.
  • Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод –
  • союзное оно или бессоюзное.
Найти соответствие.

Найти соответствие.

  • А. Мама, пойдём в музей.
  • Б. Синие, розовые и голубые шары висели в зале.
  • В. Берёза – красивое дерево.
  • Г. Проглянуло солнце.
  • Д. Зимний день
  • Е. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.
  • Ж. Звезды усеяли ночное небо.
  • З. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.
  • 1. Словосочетание
  • 2. Тире между подлежащим и сказуемым
  • 3. Простое нераспространенное предложение
  • 4. Простое распространенное предложение
  • 5. Предложение с однородными членами
  • 6. Предложение с обобщающим словом
  • 7. Предложение с обращением
  • 8. Сложное предложение
Закрепление материала:

Закрепление материала:

  • Выпишите только сложные предложения , расставьте знаки препинания:
Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Задание.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания  Наступила осень. Птицы ул..тают в теплые кр..я. Листья оп..дают с д..ревьев и в воздухе прот..нулась паутина. Лес обнажился ч..сто идут нудные д..жди. Когда веют х..л..дные ветры ветви д..ревьев к..чаются.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания

Наступила осень. Птицы ул..тают в теплые кр..я. Листья оп..дают с д..ревьев и в воздухе прот..нулась паутина. Лес обнажился ч..сто идут нудные д..жди. Когда веют х..л..дные ветры ветви д..ревьев к..чаются.

Укажите верную схему каждого предложения.  1. Листья опадают с деревьев,  и в воздухе протянулась паутина. 2. Наступила осень. 3. Когда веют холодные ветры,  ветви деревьев качаются. 4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. 5. Птицы улетают в теплые края.  1. [ ═ ― ]. 2. [― ═ ].  3. [― ═ ] , и [═ ― ]. 4. [― ═ ] , [═ ― ].  5. (Когда ═ ― ) , [― ═ ].

Укажите верную схему каждого предложения.

1. Листья опадают с деревьев,

и в воздухе протянулась паутина.

2. Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры,

ветви деревьев качаются.

4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

5. Птицы улетают в теплые края.

1. [ ═ ― ]. 2. [― ═ ].

3. [― ═ ] , и [═ ― ]. 4. [― ═ ] , [═ ― ].

5. (Когда ═ ― ) , [― ═ ].

Задание.

Задание.

Выводы:

Выводы:

  • По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное.
  • В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.
Пунктуационный разбор

Пунктуационный разбор

  • Изучаем §45
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упражнение 235
  • § 45, 46

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее