
Четырнадцатое ноября Классная работа Простые и сложные предложения

Блиц-опрос «Кто быстрее»
- Самая маленькая синтаксическая единица?
- Словосочетание, предложение изучает раздел науки..?
- Предложение «Напишите правильно!» по цели..?
- Подлежащее и сказуемое – это..?
- В предложении «Лесной запах усиливался» грамматической основой будет …?
- Предложение, которое содержит в себе сообщение о чем-либо, по цели высказывания является ..?
- Вопросительное предложение содержит в себе..?
словосочетание
синтаксис
побудительное
Грамматическая основа
Запах усиливался
повествовательным
вопрос

Шествовать и
шефствовать

У стная синтаксическая минутка
1
2
- Присяду на камень и слушаю иволги плач.
- Северный ветер несёт свинцовые облака , и в воздухе появляются белые снежинки.

Вывод по заданию:
- Первое предложение простое, так как в нем 1 грамматическая основа .
- Второе предложение сложное, так как состоит из двух грамматических основ , объединенных союзом И.
- В первом предложении перед союзом И запятая не ставится , так как он объединяет однородные сказуемые. А во втором ставится, так как там союз соединяет простые предложения в составе сложного .

Теоретическая база
- Простое предложение –
- Сложное предложение –
- Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это предложение.
- Упражнение 232 (устно)
это предложение, в котором одна грамматическая основа
это предложение, в котором не менее двух грамматических основ
союзное
бессоюзное

Алгоритм работы над предложением
- Находим в предложении все главные члены.
- Определяем количество грамматических основ.
- Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод –
- союзное оно или бессоюзное.

Найти соответствие.
- А. Мама, пойдём в музей.
- Б. Синие, розовые и голубые шары висели в зале.
- В. Берёза – красивое дерево.
- Г. Проглянуло солнце.
- Д. Зимний день
- Е. Солнце светило ярко, и снег быстро растаял.
- Ж. Звезды усеяли ночное небо.
- З. В реке мы ловили рыбу: сома, леща, налима.
- 1. Словосочетание
- 2. Тире между подлежащим и сказуемым
- 3. Простое нераспространенное предложение
- 4. Простое распространенное предложение
- 5. Предложение с однородными членами
- 6. Предложение с обобщающим словом
- 7. Предложение с обращением
- 8. Сложное предложение

Закрепление материала:
- Выпишите только сложные предложения , расставьте знаки препинания:

Задание.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
Наступила осень. Птицы ул..тают в теплые кр..я. Листья оп..дают с д..ревьев и в воздухе прот..нулась паутина. Лес обнажился ч..сто идут нудные д..жди. Когда веют х..л..дные ветры ветви д..ревьев к..чаются.
![Укажите верную схему каждого предложения. 1. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. 2. Наступила осень. 3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. 4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. 5. Птицы улетают в теплые края. 1. [ ═ ― ]. 2. [― ═ ]. 3. [― ═ ] , и [═ ― ]. 4. [― ═ ] , [═ ― ]. 5. (Когда ═ ― ) , [― ═ ].](http://fsd.compedu.ru/html/2020/06/24/i_5ef393b6946c6/img_phpKXK7hz_Prostye-i-slozhnye-predlozheniya-5-klass_11.jpg)
Укажите верную схему каждого предложения.
1. Листья опадают с деревьев,
и в воздухе протянулась паутина.
2. Наступила осень.
3. Когда веют холодные ветры,
ветви деревьев качаются.
4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
5. Птицы улетают в теплые края.
1. [ ═ ― ]. 2. [― ═ ].
3. [― ═ ] , и [═ ― ]. 4. [― ═ ] , [═ ― ].
5. (Когда ═ ― ) , [― ═ ].

Задание.

Выводы:
- По наличию грамматических основ предложение делится на простое и сложное.
- В простом предложении перед союзом И, соединяющим однородные члены, запятая не ставится, а в сложном предложении перед союзом И мы будем всегда ставить запятую.

Пунктуационный разбор
- Изучаем §45

Домашнее задание
- Упражнение 235
- § 45, 46