

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других .
Максимилиан Волошин

Михаил Александрович Шолохов
Рассказ «Чужая кровь».


Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь». (запишите в ТЕТРАДЬ). Цели урока :
*выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах рассказа «Чужая кровь».
*каким из этого события выходит человек;
*понять позицию Шолохова как писателя и как человека.
*дать развернутый ответ, выражая собственное мнение о теме и проблеме произведения

ЭПИГРАФ УРОКА
- Не печалься о сыне,
- злую долю кляня,
- По бурлящей России
- Он торопит коня
- Громыхает гражданская война
- от темна до темна.
- Много в поле тропинок,
- только правда одна.

ВОПРОСЫ
№ 1.Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице?
№ 2.Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям?
№ 3. Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки?

ЗАДАНИЯ
- ГРУППА № 1
1. Ваши первые впечатления о старике Гавриле и Николае?
2.Каковы их истории жизни?
- 3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?
- 4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?
- ГРУППА № 2
- 5. Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?
- 6.Ваша оценка решению Николая покинуть стариков.
- 7. Какой из персонажей интересен вам больше? Почему?
- 8. Как автор высказывает свое мнение об этих персонажах?
- ГРУППА № 3
Создание постера «Образ Гаврилы» и «Образ Николая» . .

Критерии
Дескрипторы
- Группа: отвечать на поставленные вопросы
- Группа: отвечать на поставленные вопросы
1 Группа: отвечает на поставленные вопросы
3. Группа: создавать несплошной текст :
заполнять ПОСТЕР
2 Группа: отвечает на поставленные вопросы
3. Группа: создает несплошной текст :
заполняет ПОСТЕР

ЗАДАНИЯ
ГРУППА № 1. Как можно объяснить желание деда Гаврилы помочь своему недавнему врагу?
ГРУППА № 2. В чем смысл рассказа?
ГРУППА № 3. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне?
ПИСЬМЕННО ДЛЯ ВСЕХ ! Актуальны ли сегодня эти рассказы?
Напишите ответ в ТЕТРАДЯХ

Критерии
Дескрипторы
- отвечать на поставленные вопросы
- отвечает на поставленные вопросы
-выполнить письменное задание
-выполняет письменное задание

Авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Чужая кровь». (запишите в ТЕТРАДЬ). Цели урока :
*выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах рассказа «Чужая кровь».
*каким из этого события выходит человек;
*понять позицию Шолохова как писателя и как человека.
*дать развернутый ответ, выражая собственное мнение о теме и проблеме произведения


- Домашнее задание.
- Написать эссе « Актуальны ли сегодня рассказы Шолохова?

- Урок закончен.
ВСЕМ УДАЧИ !