ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ
(1924 – 2001)
с. Овсянка, Красноярский край
р. Енисей
«Васюткино озеро» (1958). История появления рассказа на свет, рассказанная самим писателем.
Он летом заблудился в тайге, преследуя глухаря, и провёл один в лесу три дня. На уроке литературы учитель Игнатий Дмитриевич Рождественский задал писать сочинение, кто как провел лето. Астафьев написал рассказ под названием «Жив». Учитель похвалил ученика, и рассказ был помещен в школьном рукописном журнале. «И вот много-много лет спустя я вспомнил об этом и написал на основании этого школьного сочинения рассказ «Васюткино озеро»... Это первый детский рассказ писателя.
Герои рассказа
- Васютка – мальчик, 13 лет;
- мать Анна ;
- отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады;
- дедушка Афанасий ;
- дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.
Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико,..но Васютка сам нашел его и людям показал.
… Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок.
Таёжные законы:
Идешь в лес – бери еду, бери спички.Не трать зря «припасы» - порох и дробь. Следи за зарубками, не отходи от них!
«Тайга, кормилица наша, хлипких не любит»
… Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шел по лесу…
Зачем Васютка отправился в тайгу?
(Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.)
2.Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова?
(Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”. “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”)
3. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
(Следил за пометками на деревьях).
4. С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется?
(Кедровка. “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”. Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).
С какого момента в Васютке открылся охотничий азарт?
(Увидел глухаря)
6. Как вы думаете, страшно ли было Васютке?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход).
7. Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
( “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”).
- Итак, надо “взять себя в руки”.
- развести огонь;
- собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
- запастись на ночь дровами;
- хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
- поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
8. Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
- пробираться через сухой валежник;
- “ почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;
- ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
(Чувство радости, восторга. Докажите словами текста).
10. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
11. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
- наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;
- умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;
- умение ориентироваться.
Автобиографический рассказ – это рассказ, отражающий жизнь автора.
Композиция произведения
Экспозиция развязка эпилог
завязка кульминация
О чем говорится?
- неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый
- молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая
- небольшое, унылое, подёрнутое ряской
- молочный, клейкий, неподвижный
- далёкие, таинственные, мерцающие
- раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая
лес
тайга
озеро
туман
звезды
река
Домашнее задание
- Составить и записать план к рассказу.
2. Сделать иллюстрации к понравившимся эпизодам.