Что за прелесть эти сказки!
Денгаева М.Н., учитель русского языка и литературы
МКОУ«Советская СОШ им. Ш.Т.»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Осенью в 1833 году Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Сюжет сказки опирается на записи, сделанные А.С. Пушкиным, услышанный из уст его любимой няни. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, А. С. Пушкин же взял за основу записанный им русский народный сюжет.
Сказка- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
фантастические персонажи: леший, баба-яга и т.п.;
иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.
Вспомните, какими признаками отличается народная волшебная сказка?
В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство;
случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;
Приведите примеры волшебных моментов сказки А.С. Пушкина.
Зеркало мачехи;
пес Соколко предупреждает об опасности;
Месяц, Солнце, Ветер помогают королевичу;
Пробуждение царевны ото сна;
Число семь (богатырей).
Вопросы для анализа:
- С каким настроением осталась царица у окна?
- Какие слова передают напряженное ожидание?
-Как еще автор показывает длительность ожидания?
- Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета?
- Какими вы представили себе царя и царицу?
- Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно,
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
- Как реагирует царица на похвалы зеркальца?
- Почему же она его разбила?
Что замышляет царица?
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Что происходит с молодой царевной?
Пушкин показывает, как старательна героиня.
Приведите примеры из текста.
- Все работы, которые выполняла царевна в тереме, всегда выполняли простые русские девушки. Это народный мотив . Именно своим умением вести хозяйство удивила царевна семерых богатырей.
- Как догадались братья, что перед ними царевна, а не крестьянка?
- Самая трагичная сцена сказки – получение яблока царевной и её смертельный сон. -Кто больше всего волнуется за царевну. Как поэт называет Чернавку? А царевна? С какой целью это сделано?
О тг о няя пса. «П о ст о й,
Бабушка, п о ст о й немн о жк о ,-
Ей кричит о на в о кошк о ,-…
- Какой звук повторяется часто?
- Такой прием называется ассонанс. Для чего его использует А.С. Пушкин?
- Яблоко съедено. Зло свершилось. Царевна мертва. -Кто развеет чары зла?
- К кому королевич Елисей обратится за помощью и зачем?
- Какими качествами автор наделяет героя?
-Чем же заканчивается сказка?
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира...»
Заполните таблицу. Царевна Царица
Внешность
Поведение,
характер
Цветовая гамма
Шаблон презентации :Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Использованы материалы урока
Дупляковой Е.Н.