Развиваем тактильно-двигательное восприятие-развиваем речь
Выполнила Гордиенко Юлия
Роль тактильно-двигательного восприятия
- На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
- Всестороннее представление об окружающем мире не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения.
- Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие.
- Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка .
- Обращайте внимание па овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями — держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например , если в четыре года он не умеет доносить воду до лица — значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
- Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь! Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать ручные виды деятельности:
Лепка из глины, пластилина, теста
Аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
Оригами (конструирование из бумаги)
Макраме (плетение из ниток, веревок)
Рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой)
Игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным)
Игры с пазлами
Сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
Игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
- Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.
Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.
Помните, что совместным трудом мы создаем ребенку яркое бедующее!