«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к педсовету "Актуальность самообразования педагогов на этапе введения ФГОС"

В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Актуальность самообразования педагогов на этапе введения ФГОС
  • Актуальность самообразования педагогов на этапе введения ФГОС

Учитель английского языка: Гейдарова С.Л.

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.

В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
  • В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога.
  • Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
  • Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование педагога  - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Самообразование педагога

- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

  • 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).
  •   2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):  в рамках курсовой подготовки в АОИРО  с использованием дистанционных технологий
  •   3) групповая самообразовательная работа:  работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)  проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений – занятия школы молодого педагога.
  •   4) индивидуальная самообразовательная работа
  Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Технология организации самообразования педагогов 1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты

Технология организации самообразования педагогов

1‑й этапдиагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию"

2‑й этапИнформационно – подготовительный (вводно-ознакомительный). Включает в себя:

  • Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
  • Изучение периодической печати.
  • Знакомство с работами других педагогов.
  • Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.     
3‑й этап – Практический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.  На данном этапе педагог может: Разработать конспекты занятий с использованием инновационных педагогических технологий Создать собственные методические пособия.·  Участвовать в работе конференций, семинаров.       4‑й этап – Итоговый этап (отчет).      Формы отчета:

3‑й этапПрактический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

На данном этапе педагог может:

  • Разработать конспекты занятий с использованием инновационных педагогических технологий
  • Создать собственные методические пособия.·
  • Участвовать в работе конференций, семинаров.     

4‑й этапИтоговый этап (отчет).     Формы отчета:

  • Презентация проекта.
  • Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
  • Мастер – классы.
  • Участие в конкурсах «Педагог года».
  • Неделя педагогического мастерства.
Как определить тему самообразования?

Как определить тему самообразования?

  • Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.
Определение актуальности:   Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например:  Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.

Сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

Формулируйте темы по схемам:

  • ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
  • ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
  • Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.

Например:

Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка.

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.

Как правильно формулировать тему самообразования    I часть   (основная часть: содержит проблему) II часть (связующее звено) Совершенствование … Формирование…          Интеграция …     Развитие …                   Организация   …         Осуществление  …     Применение   …           Использование … Управление…                       Повышение …                     Разработка …                    Реализация …                    Создание III часть                 (аспект, через который будет решаться обозначенная   проблема)    как средство…  … как условие…  …аспект…  …фактор…  …основа…  …механизм…   развития …  совершенствования …  активизации …  повышения …  оптимизации …  эффективности …  реализации

Как правильно формулировать тему самообразования

I часть  (основная часть: содержит проблему)

II часть (связующее звено)

Совершенствование … Формирование…         Интеграция …    Развитие …                  Организация   …        Осуществление  …    Применение   …          Использование … Управление…                      Повышение …                    Разработка …                   Реализация …                   Создание

III часть                (аспект, через который будет решаться обозначенная   проблема)

как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм…

развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации

Этапы работы  над темой самообразования  ЭТАПЫ Выступления по теме самообразования  1 год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач. Выступление с сообщением на МО  2 год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы .  Выступление с докладом на педсовете

Этапы работы над темой самообразования

ЭТАПЫ

Выступления по теме самообразования

1 год

Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач.

Выступление с сообщением на МО

2 год

Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы .

Выступление с докладом на педсовете

3 год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.  Выступление на НМС 4 год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации  Выступление на конференциях, открытые мероприятия  5 год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы  Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов

3 год

Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.

Выступление на НМС

4 год

Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации

Выступление на конференциях, открытые мероприятия

5 год

Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы

Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов

Цель самообразования (например)

Цель самообразования (например)

  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования

  • изучение методической литературы по теме…….
  • внедрение в практику новых…….(методов приемов)
  • посещение семинаров и конференций по проблеме……
  • посещение открытых мероприятий коллег
  • проведение самоанализа и самооценки собственных мероприятий
  • разработка и реализация системы мероприятий (событий, уроков) посредством…….технологий
Анкета

Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"

Инструкция . Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Утверждение Баллы  Я стремлюсь изучить себя 5  Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и  домашними делами 4    Препятствия стимулируют мою активность 3   2    Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя 1  Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время      Я анализирую свои чувства и опыт  Я много читаю    Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам      Я верю в свои возможности  Я стремлюсь быть более открытым человеком    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие  люди      Я управляю своим профессиональным развитием и получаю  положительные результаты  Я получаю удовольствие от освоения нового      Возрастающая ответственность не пугает меня  Я положительно отнесся бы к продвижению по службе     ИТОГО БАЛЛОВ

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

5

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и

домашними делами

4

 

Препятствия стимулируют мою активность

3

 

2

 

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

1

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

 

 

Я анализирую свои чувства и опыт

Я много читаю

 

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

 

 

Я верю в свои возможности

Я стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие

люди

 

 

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

 

Возрастающая ответственность не пугает меня

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

 

 

ИТОГО БАЛЛОВ

Обработка результатов   55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. 36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Обработка результатов

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Обработка результатов  по анкете

Обработка результатов по анкете "Выявление способности педагога к саморазвитию"

Способность педагогов к самообразованию

Кол-во опрошенных

  педагогов 34

Активное развитие

24

Не сложившееся развитие

10

70,6 %

Остановившееся развитие

29,4 %

0

0 %

Бардина Ольга Павловна «Использование технологии развития критического мышления при изучении истории и обществознания».

Бардина Ольга Павловна

«Использование технологии развития критического мышления при изучении истории и обществознания».

Гейдарова Светлана Лаврентьевна «Развитие социализации личности через обучение в ходе реализации ФГОС».

Гейдарова Светлана Лаврентьевна

«Развитие социализации личности через обучение в ходе реализации ФГОС».

Зудина Лилия Юрьевна «Использование технологии сотрудничества при обучении иностранному языку» .

Зудина Лилия Юрьевна

«Использование технологии сотрудничества при обучении иностранному языку» .

Путря Галина Александровна «Развитие интереса к изучению истории через внеклассную работу».

Путря Галина Александровна

«Развитие интереса к изучению истории через внеклассную работу».

Рожкова Юлия Сергеевна Заочное обучение в БГПУ

Рожкова Юлия Сергеевна

Заочное обучение в БГПУ

Логинова Анна Витальевна «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

Логинова Анна Витальевна

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее