- Актуальность самообразования педагогов на этапе введения ФГОС
Учитель английского языка: Гейдарова С.Л.
ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.
- В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога.
- Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
- Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование педагога
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
- 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности).
- 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в АОИРО с использованием дистанционных технологий
- 3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений – занятия школы молодого педагога.
- 4) индивидуальная самообразовательная работа
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Технология организации самообразования педагогов
1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию"
2‑й этап – Информационно – подготовительный (вводно-ознакомительный). Включает в себя:
- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
- Изучение периодической печати.
- Знакомство с работами других педагогов.
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
3‑й этап – Практический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
На данном этапе педагог может:
- Разработать конспекты занятий с использованием инновационных педагогических технологий
- Создать собственные методические пособия.·
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
4‑й этап – Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
- Презентация проекта.
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.
- Мастер – классы.
- Участие в конкурсах «Педагог года».
- Неделя педагогического мастерства.
Как определить тему самообразования?
- Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
- Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.
Определение актуальности:
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся?
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность
Формулируйте темы по схемам:
- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;
- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО.
Например:
Использование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка.
Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.
Как правильно формулировать тему самообразования
I часть (основная часть: содержит проблему)
II часть (связующее звено)
Совершенствование … Формирование… Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление… Повышение … Разработка … Реализация … Создание
III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)
как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм…
развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации
Этапы работы над темой самообразования
ЭТАПЫ
Выступления по теме самообразования
1 год
Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач.
Выступление с сообщением на МО
2 год
Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы .
Выступление с докладом на педсовете
3 год
Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование.
Выступление на НМС
4 год
Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации
Выступление на конференциях, открытые мероприятия
5 год
Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы
Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов
Цель самообразования (например)
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования
- изучение методической литературы по теме…….
- внедрение в практику новых…….(методов приемов)
- посещение семинаров и конференций по проблеме……
- посещение открытых мероприятий коллег
- проведение самоанализа и самооценки собственных мероприятий
- разработка и реализация системы мероприятий (событий, уроков) посредством…….технологий
Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию"
Инструкция . Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Утверждение
Баллы
Я стремлюсь изучить себя
5
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и
домашними делами
4
Препятствия стимулируют мою активность
3
2
Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя
1
Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым человеком
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие
люди
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю
положительные результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно отнесся бы к продвижению по службе
ИТОГО БАЛЛОВ
Обработка результатов
55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Обработка результатов по анкете "Выявление способности педагога к саморазвитию"
Способность педагогов к самообразованию
Кол-во опрошенных
педагогов 34
Активное развитие
24
Не сложившееся развитие
10
70,6 %
Остановившееся развитие
29,4 %
0
0 %
Бардина Ольга Павловна
«Использование технологии развития критического мышления при изучении истории и обществознания».
Гейдарова Светлана Лаврентьевна
«Развитие социализации личности через обучение в ходе реализации ФГОС».
Зудина Лилия Юрьевна
«Использование технологии сотрудничества при обучении иностранному языку» .
Путря Галина Александровна
«Развитие интереса к изучению истории через внеклассную работу».
Рожкова Юлия Сергеевна
Заочное обучение в БГПУ
Логинова Анна Витальевна
«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».