6
«Формирование метапредметных умений через говорение на уроках английского языка
по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”»
Данным вопросом я занимаюсь третий год.
«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»
… знание становится все более «скоропортящимся» продуктом и сегодняшний «факт» превращается завтра в «дезинформацию». Общество, в котором отдельно взятая личность постоянно сменяет работу, место жительства, социальные связи, расходует огромные деньги на эффективное обучение, а потому в школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны … научиться учиться.
Элвин Тоффлер,
американский социолог и футуролог
«меж-» и «мета-»
«меж-» = «между» (С.И. Ожегов, толковый словарь) «межпредметный» = «между + предметный» - т.е., находящийся между дисциплинами, в тесной связи с ними.
«мета-» = «за, после, вне» (от греч. Meta – после, через) «метапредметный» - находящийся за, после, вне предмета.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
и межпредметными понятиями. (ФГОС)
Метапредметные результаты – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
• Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.
(Метапредметный подход в обучении школьников:Методические рекомендации для педагогов
общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян –
Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – c. 8)
Метапредметные результаты – это мостики, которые связывают все
предметы и помогают справляться с большим объемом полученных
знаний в разных предметных областях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования ( ФГОС ООО)
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Основные метапредметные умения, достигаемые средствами предмета «Иностранный язык»
Смысловое чтение.
2) Поисковое чтение.
3) Основные логические операции:
- сравнение
- анализ
- классификация
- синтез.
4) Заполнение анкет, таблиц, выполнение схем, а также работа с ними.
5) Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности (работа с
инструкцией и т.д.).
6) Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.
7) Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных
работ.
8) Оценочная деятельность: самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
9) Познавательная и личностная рефлексия.
10) Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов сети Интернет.
Система обучения говорению в УМК Enjoy English:
Процесс обучения говорению сбалансирован и взаимосвязан с другими видами речевой деятельности.
прослушивание и имитация готовых образцов;
игровая технология;
составление монолога по образцу;
описание, повествование, характеристика;
комментарии;
Типология заданий для обучения говорению по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”
1) Say what you think about / Speak about … (устное высказывание на заданную тему с аргументацией своего мнения);
2) Answer the questions … (развернутые ответы на вопросы, возможно с опорой на текст, выражение своей точки зрения);
3) Describe the picture / the person / the situation (монологическое высказывание описательного характера);
4) Discuss in pairs … (работа в парах, обсуждение заданной темы, общие выводы);
5) Say what you would do / you like … (устное высказывание, выражение интересов, привлечение личного опыта);
6) Make up a dialogue … (развитие умений диалогической речи);
7) Discuss in groups … (работа в группах, распределение
ролей обсуждение заданной темы, общие выводы);
8) Interview your classmates … (устный опрос, конкретные выводы по заданному вопросу);
9) Retell the story … (пересказ прочитанного текста от лица одного из главных героев);
10) Make up a role play … (ролевая игра в парах).
Контроль коммуникативных умений в говорении
Коммуникативные умения в говорении проверяются с помощью заданий, в которых предлагается высказаться в связи с заданной ситуацией общения (опора на план в виде косвенных вопросов) и побеседовать с одноклассником (или учителем), разыграв диалог в соответствии с ситуацией:
1) Talk about your last trip. Say:
Where you went
What you did there
Whether you enjoyed your last trip and why
2) Card 1
Ask your classmate:
Whether he/she likes reading
What kind of books he/she prefers reading
Who his/her favorite writer is.
Анализ УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”
на наличие заданий по обучению говорению
Тип задания
Unit | Say what you think about/Speak about | Answer the questions | Describe the picture/the person/the situation | Discuss in pairs | Say what you would do/ you like | Make up a dialogue | Discuss in groups | Interview your classmates | Retell the story | Make up a role play |
Unit 1
| 9 | 5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 2 | - | - | - |
Unit 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 2 | 2 | 1 | - | - |
Unit 3 | 13 | 3 | 1 | 4 | 4 | 5 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Unit 4 | 5 | 3 | 4 | 7 | 7 | 2 | 5 | - | - | - |
Всего: | 30 | 15 | 13 | 19 | 20 | 14 | 12 | 4 | 2 | 1 |
Процентное содержание заданий по говорению,
представленных в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”
Выводы
В целом, задания по говорению, представленные в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6” способствуют формированию метапредметных умений и достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий не в полной мере достигается за счет выполнения заданий по говорению.
Типология заданий для обучения говорению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6” представлена 10 вариантами упражнений.
23% из всех заданий для обучения говорению составляет упражнение типа: Say what you think about / Speak about … (устное высказывание на заданную тему с аргументацией своего мнения), которое также входит в работу по итоговому контролю.
Данное задание способствует формированию метапредметных умений и достижению основных метапредметных результатов по ФГОС ООО и является составной частью итоговой аттестации обучающихся по иностранному языку.
Использованная литература и интернет ресурсы:
Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 5 класс Издание: О.: Титул, 2013
Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 6 класс Издание: О.: Титул, 2013
Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 7 класс Издание: О.: Титул, 2013
Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 8 класс Издание: О.: Титул, 2013
Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 9 класс Издание: О.: Титул, 2013
http://college.ru/pedagogam/450/506/507/509/511/index.html
http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_EE2_11.pdf
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/02/24/razvitie-i-kontrol-kommunikativnykh-umeniy-na-urokakh
http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnoe-soderzhanie-uchebnogo-predmeta