«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Представление инновационного опыта по теме: «Формирование метапредметных умений через говорение на уроках английского языка по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”»

В работе представлены метапредметные результаты ФГОС ООО, выделена типология заданий для обучения говорению с определением результатов, на которые она направлена. Виды заданий представлены табличном варианте и процентном соотношении. В УМК задания достаточно разнообразны: есть наиболее часто используемые, есть встречающиеся единожды. Эта информация подробно представлена на диаграммах.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

6


«Формирование метапредметных умений через говорение на уроках английского языка

по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English”»


Данным вопросом я занимаюсь третий год.


«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться»


… знание становится все более «скоропортящимся» продуктом и сегодняшний «факт» превращается завтра в «дезинформацию». Общество, в котором отдельно взятая личность постоянно сменяет работу, место жительства, социальные связи, расходует огромные деньги на эффективное обучение, а потому в школах будущего должна преподаваться не только сумма знаний, но и умение ею оперировать. Школьники должны … научиться учиться.

Элвин Тоффлер,
американский социолог и футуролог


«меж-» и «мета-»
«меж-» = «между» (С.И. Ожегов, толковый словарь) «межпредметный» = «между + предметный» - т.е., находящийся между дисциплинами, в тесной связи с ними.
«мета-» = «за, после, вне» (от греч. Meta – после, через) «метапредметный» - находящийся за, после, вне предмета.


Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
и межпредметными понятиями. (ФГОС)


Метапредметные результаты – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.


Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями.


(Метапредметный подход в обучении школьников:Методические рекомендации для педагогов
общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян –
Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – c. 8)


Метапредметные результаты – это мостики, которые связывают все
предметы и помогают справляться с большим объемом полученных
знаний в разных предметных областях.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

основного общего образования ( ФГОС ООО)

  • 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • 2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • 6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • 8) смысловое чтение;

  • 9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Основные метапредметные умения, достигаемые средствами предмета «Иностранный язык»

  1. Смысловое чтение.
    2) Поисковое чтение.
    3) Основные логические операции:
    - сравнение
    - анализ
    - классификация
    - синтез.
    4) Заполнение анкет, таблиц, выполнение схем, а также работа с ними.
    5) Принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности (работа с
    инструкцией и т.д.).
    6) Достижение взаимопонимания в процессе устного общения.
    7) Работа в группах сотрудничества, в том числе выполнение проектных
    работ.
    8) Оценочная деятельность: самонаблюдение, самооценка и взаимооценка, самокоррекция.
    9) Познавательная и личностная рефлексия.
    10) Выполнение заданий с использованием средств ИКТ, в том числе ресурсов сети Интернет.


Система обучения говорению в УМК Enjoy English:

  • Процесс обучения говорению сбалансирован и взаимосвязан с другими видами речевой деятельности.

  • прослушивание и имитация готовых образцов;

  • игровая технология;

  • составление монолога по образцу;

  • описание, повествование, характеристика;

  • комментарии;


Типология заданий для обучения говорению по УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”


  • 1) Say what you think about / Speak about (устное высказывание на заданную тему с аргументацией своего мнения);

  • 2) Answer the questions (развернутые ответы на вопросы, возможно с опорой на текст, выражение своей точки зрения);

  • 3) Describe the picture / the person / the situation (монологическое высказывание описательного характера);

  • 4) Discuss in pairs(работа в парах, обсуждение заданной темы, общие выводы);

  • 5) Say what you would do / you like … (устное высказывание, выражение интересов, привлечение личного опыта);

  • 6) Make up a dialogue(развитие умений диалогической речи);

  • 7) Discuss in groups(работа в группах, распределение

  • ролей обсуждение заданной темы, общие выводы);

  • 8) Interview your classmates(устный опрос, конкретные выводы по заданному вопросу);

  • 9) Retell the story(пересказ прочитанного текста от лица одного из главных героев);

  • 10) Make up a role play … (ролевая игра в парах).



Контроль коммуникативных умений в говорении


Коммуникативные умения в говорении проверяются с помощью заданий, в которых предлагается высказаться в связи с заданной ситуацией общения (опора на план в виде косвенных вопросов) и побеседовать с одноклассником (или учителем), разыграв диалог в соответствии с ситуацией:

  • 1) Talk about your last trip. Say:

  • Where you went

  • What you did there

  • Whether you enjoyed your last trip and why

  • 2) Card 1

Ask your classmate:

  • Whether he/she likes reading

  • What kind of books he/she prefers reading

  • Who his/her favorite writer is.




Анализ УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”
на наличие заданий по обучению говорению


Тип

задания

 

 

Unit

Say what you think about/Speak about

Answer the questions

Describe the picture/the person/the situation

Discuss in pairs

Say what you would do/ you like

Make up a dialogue

Discuss in groups

Interview your classmates

Retell the story

Make up a role play

Unit 1

 

9

5

6

4

4

5

2

-

-

-

Unit 2

3

4

2

4

5

2

2

1

-

-

Unit 3

13

3

1

4

4

5

3

3

2

1

Unit 4

5

3

4

7

7

2

5

-

-

-

Всего:

30

15

13

19

20

14

12

4

2

1


Процентное содержание заданий по говорению,

представленных в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6”






Выводы


  • В целом, задания по говорению, представленные в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6” способствуют формированию метапредметных умений и достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий не в полной мере достигается за счет выполнения заданий по говорению.

  • Типология заданий для обучения говорению в УМК М. З. Биболетовой “Enjoy English 6” представлена 10 вариантами упражнений.

  • 23% из всех заданий для обучения говорению составляет упражнение типа: Say what you think about / Speak about … (устное высказывание на заданную тему с аргументацией своего мнения), которое также входит в работу по итоговому контролю.

  • Данное задание способствует формированию метапредметных умений и достижению основных метапредметных результатов по ФГОС ООО и является составной частью итоговой аттестации обучающихся по иностранному языку.

Использованная литература и интернет ресурсы:

Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 5 класс Издание: О.: Титул, 2013

Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 6 класс Издание: О.: Титул, 2013

Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 7 класс Издание: О.: Титул, 2013

Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 8 класс Издание: О.: Титул, 2013

Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием 9 класс Издание: О.: Титул, 2013


http://college.ru/pedagogam/450/506/507/509/511/index.html

http://www.englishteachers.ru/download/Booklet_EE2_11.pdf

http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/02/24/razvitie-i-kontrol-kommunikativnykh-umeniy-na-urokakh

http://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnoe-soderzhanie-uchebnogo-predmeta


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее