педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детского творчества
г. Новый Уренгой
МЕДВЕЖИЙ ПРАЗДНИК ИЛИ МЕДВЕЖЬИ ИГРИЩА
Предмет (направленность): краеведение
Возраст детей: 6-8, 9-12 лет (в зависимости от количества конкурсов)
Место проведения: актовый зал (спортивный зал)
Цель: расширить знания о Севере, повысить интерес к национальной культуре коренных
народов, населяющих Ямал через знакомство с главный охотничьим
праздником
Задачи:
познакомить с историей возникновения «Медвежьего праздника»
закрепить знания о традициях и обычаях коренных народов Ямала
развивать познавательную активность, творческие способности
воспитывать любовь и интерес к народной культуре.
Наглядность: чум; священные нарты; маска «Медвежья голова», украшенная по хантыйским обычаям; берестяные изделия; фотографии медведя и обряда; иллюстрации сказок; книги о культуре народов Сибири; угощение для гостей.
Оборудование: мультимедиа проектор; диск с песнями и музыкой для танца; презентация «Медвежьи игрища»; кроссворд «Медвежий праздник»; кегли; мячи.
Фонограмма: звуки природы.
Методы и приёмы: рассказ, беседа, монтаж обрядовых сцен, инсценирование сказок, танец, использование национальных игр.
Ход мероприятия
Педагог: У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами окунёмся в атмосферу «Медвежьего праздника», вспомним, как праздновали его коренные народы Севера.
1 ведущий: Культ медведя был распространён на громадных просторах Сибири, в том числе и в Приобье, где проживали селькупы, ханты, манси. Они называли именем медведя некоторые созвездия, почитали его в качестве своего родоначальника, который соблюдал на земле порядок и справедливость. Поэтому в многочисленных сказках и преданиях, обычаях и приметах этих народов медведь занимает почётное место.
2 ведущий: В древней мансийской легенде рассказывается, что от медведя люди получили огонь, стрелы и лук. Легенда гласит, что Медведь, младший сын верховного Бога Торума, почитается у коренных народов с глубокой древности. Он послан богом, своим отцом, хранить справедливость на земле. Медведь жил на небе в доме отца, в маленьком гнёздышке из собольего меха. Однажды он через облако увидел землю, менявшую свой наряд с белого на зеленый цвет, думал, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. И начал просить отца отпустить его на землю. Дважды старый медведь отказывал своему сыну, а в третий раз согласился. Отец приказал выковать железную колыбель и на железных цепях опустить медведя на землю, но строго-настрого наказал – не трогать оленей и не нападать на людей.
3 ведущий: Очутившись на вожделенной земле, медведь стал гулять по её просторам и любоваться её красотой. Но вскоре он почувствовал голод и стал проситься обратно на небо. Однако отец сбросил ему с неба лук, стрелы и огонь и повелел жить на земле: самому добывать себе пищу и творить суд над теми, кто совершает зло. Если же сам медведь поступит несправедливо, тогда человек учинит суд над ним.
Молодой медведь не послушал предупреждений отца и натворил много бед на земле. Тогда один из семерых братьев-охотников убил его и забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди…
1 ведущий: Медведь у коренных народов Сибири вообще считался священным животным и особо почитался. Северный человек не должны произносить слово «медведь».
- Ребята, а как народы Сибири называли медведя? (Про него говорят дедушка, хозяин тайги, князь зверей, лесной человек, младший братик-зверь, лесной собрат, владыка).
2 ведущий: Русский народ главного зверя русских и сибирских лесов уважительно звал - Медведь-батюшка. Много у медведя и прозваний, имён.
– Ребята, давайте вместе вспомним эти имена. (Косолапый, Топтыгин, Михайло Потапыч, лесной воевода, кум, батюшка, Михайло Иваныч и т.д.).
3 ведущий: Облик медведя предстаёт в пословицах, поговорках, прибаутках и загадках.
- Ребята, о чём говорится в следующих пословицах?
1 ведущий: – Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму сыт, живет (О сытости).
2 ведущий: – Кого медведь драл, тот и пня боится. (О страхе перед зверем)
3 ведущий: – Медведь – лешему родной брат, не дай бог с ним встретиться. (О сильном звере)
1 ведущий: – Счастлив медведь, что не попался стрелку, и стрелок счастлив, что не попался медведь. (Отношение человек-медведь)
2 ведущий: – Медведи – плохие соседи. (Совершает зло человеку)
3 ведущий: – Ребята, а какие вы знаете поговорки о медведе, которые характеризуют человека? - «Неуклюжий, как медведь» – (медленный, неповоротливый) - «Медведь косолапый» – (о походке человека) - «Медведь на ухо наступил» – (говорят о человеке, у которого плохой музыкальный слух).
1 ведущий: Еще в древности коренные народы Севера изготавливали фигурки медведя из камня и бронзовые отливки с его изображением. На костюме шамана были подвески в виде фигур и лап медведя. У народа ханты медведь считался сыном верховного бога Торума и предком человека. Среди орнаментов были священные изображения медведя, на которых он был похож на человека... В его честь устраивались медвежьи игрища, праздник медведя.
2 ведущий: Во время праздника рассказывали сказки различного содержания, но, главным образом, такие, где бы говорилось о медведе.
Ненецкая сказка «Как медведь хвост потерял»
(сценка сказки)
3 ведущий: Медвежьи пляски, или игры – главный охотничий праздник коренных народов, живущий в северной сибирской тайге, самый архаичный и таинственный из всех, что сохранились у народов нашей страны. Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, ведь чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. «Убит медведь» – манси никогда бы так не сказал: зачем поминать имя хозяина тайги, своего великого предка, услышит, – обидится. Лучше сказать «вортолнут» – «в лесу живущий».
1 ведущий: У народа ханты медведь всегда считался священным зверем. В мифологии этого лесного народа он предстаёт младшим «братцем» человека, поэтому к нему неизменно относились с высоким почтением. Медвежью вечёрку, поминки – ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся оленеводами, но только в том случае, если «братец» не оказался «нечистым», то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.
2 ведущий: Периодические праздники – «медвежьи игры», устраивали зимой раз в семь лет. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5-7 дней перерыва в течение января и февраля – по 1-2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались.
3 ведущий: Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу – четыре, а если медвежонка – то 2-3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). В спорадическом празднике было больше развлекательных элементов
1 ведущий: Сегодня мы решили показать вам обрядовый «Медвежий праздник».
2 ведущий: Существуют следующие основные моменты обряда:
добыча медведя
доставка домой
встреча в селении
подготовка к празднику внутри дома
праздник: исполнение песен, драматические представления, танцы, пантомимы, сатирические сцены, рассказы.
вынос медведя.
(Все моменты обряда сопровождаются показом слайдов)
3 ведущий: Медвежий праздник начинается с охоты на медведя. Она производилась коллективно, перед охотой проводили обрядовое очищение с произнесением соответствующих заговорных текстов. Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык, в который, по подсчетам специалистов, входило около 500 слов. Самого медведя называли «зверь», а его шкуру – «изготовленная матерью мягкая одежда». Снег – это «белая пыль», ружье – «гремящая вещь». Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение.
1 ведущий: Селькупы, когда находят берлогу, поблизости развешивают платок на лесину. Это делается для того, чтобы одобрить дух медведя. Обычно к медведю селькупы обращаются не медведь, а парень.
2 ведущий: По селькупским легендам медведь происходит от человека. Давно человек ушёл в лес, заблудился, стал жить с медведями, поэтому медведи стали похожи на человека, только забыли свой язык, но понимают его хорошо. Говорят, что медведь слышит, если говорят о нём худо, и может наказать. Если медведь убит, это значит, что человеческая душа не выдержала своего звериного пребывания, и медведь захотел, чтобы его убили.
3 ведущий: Подъём зверя из берлоги – обязательное условие его добычи.
– Ребята, давайте изобразим, как это делают охотники.
(Ребята кричат, хлопают, улюлюкают, топают ногами).
1 ведущий: Затем медведя убивали пальмой (длинный нож, укреплённый на длинной прочной рукояти). Использовались пассивные формы охоты – кулёмы и петли.
2 ведущий: После добычи медведя его туша разделывается, с соблюдением твёрдо установленных правил. Так кости отделяются только по суставам, голова отделяется от тела вместе со шкурой и лапами. Сначала вспарывают желудок, тщательно осматривают содержимое желудка, если находят человеческие волосы, то такого медведя сжигают или хоронят под землю.
3 ведущий: Добытого медведя везут в стойбище или в посёлок через все священные близлежащие места. На каждом из них охотники останавливаются для приношения пищи в качестве дара духам. Кроме того, охотники делают остановки на озёрах, речках, особо выделяющихся лесах и болотах, встречающихся на их пути. Остановившись, семь раз подряд выкрикивают название данного места. Считается, что таким образом они знакомят медведя с примечательными местами.
1 ведущий: Подойдя к поселению, охотники вскрикивают четыре или пять раз, в зависимости от пола добытого медведя. Этим оповещают жителей о приходе к ним лесного гостя. Те, в свою очередь должны встретить его чашей с дымящейся чагой (чага – целебный нарост на стволе берёзы), чтобы окурить охотников и зверя (это обряд очищения). В целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом, ведь встречают не простого зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и, чтобы душа убитого вортолнута не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней.
2 ведущий: Праздник проводится обычно в доме охотника, убившего медведя. Медведя заносили в дом и ставили на «священные» нарты, укладывали голову на вытянутые передние лапы, на шею ему повязывают шарф, а на голову надевают шапку. Делают маленькие стрелы с луком и кладут возле него.
3 ведущий: Если убита медведица (ханты обычно говорят «поймана»), то её голову украшают платком, бисером, лентами, даже в ушах у неё висят серьги; на когти надевают кольца, на глаза кладут берестяные кружочки или серебряные монеты.
1 ведущий: Перед головой медведя в берестяных коробках ставят угощения: ягоды, орехи, лепёшки, рыбу, конфеты, печенье, оленье мясо; здесь же обязательно кладут расчёску; ставят блюдце с курящейся чагой.
2 ведущий: На стойбище в качестве жертвы привозили оленя, разный материал, свежезамороженную рыбу, ягоды, горячую пищу, чай, разные фрукты.
3 ведущий: У народа ханты существует обряд «приветствие медведя». Каждый человек, придя на праздник, кланялся медведю, здоровался с ним, т.е. поцеловал лапу медведя, приговаривая: «Царь леса! Здравствуй!». Женщины совершали этот обряд через платок. Если это была медведица, то целовали 4 раза, если медведь – 5 раз. Сделавший это может считать себя получившим медвежье прощение, если он когда-либо кого-нибудь бранил.
1 ведущий: Почётные места с обеих сторон стола занимали шаман и охотник, который «привёл» на праздник «в лесу живущего». После того как все поздоровались с медведем, садятся вокруг стола. Во время чаепития, каждый должен подойти к медведю, и задать ему вопрос или пожелания. Делают они это, поднимая нарты. Если ответ на вопрос положительный, то нарты тяжелые, не отрываются от земли, если отрицательный, то нарты легкие на подъём.
2 ведущий: Центр комнаты свободен для танцев и представлений. В руках шамана появляется бубен, в который он бьёт все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца. Пляшут перед медвежьей головой охотники, будто молятся на неё. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти Охотник, который убил «в лесу живущего», так называют медведя – встаёт и говорит, кланяясь голове медведя: «Ты прости, это не я тебя убил, это ружьё мое выстрелило, а его, ты же знаешь, сделали не мы. Так что убили тебя нечаянно, больше такого не случится».
Танец-пантонима «Охотники»
(о медвежье житие-бытие на земле и на небе, как выследили зверя и убили семью выстрелами)
Участники пляшут, делают вид, что в яму смотрят, вот берут ружьё, метятся, стреляют. Потом показывают, будто с трудом что-то вытаскивают из воображаемой ямы и кричат: «Медведь наш! Милый медведь наш! Наш могучий лесной зверь! Не мы убили тебя. Тебя убило ружьё. Не мы! А другие тебя убили.
3 ведущий: С момента добычи и до последнего дня игрищ каждое утро перед головой зверя исполняется «песня пробуждения» медведя. При этом с головы медведицы откидывается платок, если медведь то шапка, которым обычно закрывают на ночь. Если медведь или медведица «разбужен», то перед ним постоянно должна стоять чаша с дымящей чагой. Каждый вечер поётся медведю «песня укладывания спать» или вечерняя песня.
1 ведущий: После пробуждения животного начинают исполнять «медвежьи песни». Они подразделяются: зимние, весенние, летние, осенние. При этом в каждый отдельно взятый день медвежьего праздника исполняются песни конкретного времени года. В первый день начинают петь о том времени года, в который происходят игрища. Таким образом, воспроизводится цикличность времён года. Образец данного подхода заложен в наиболее священной песне, в мифе о происхождении медведя и медвежьего праздника.
(Звучит музыка)
2 ведущий: Медвежьи песни обычно поют по три, пять или семь человек, взявшись за мизинцы и в такт, пению поднимая и опуская руки. Таким образом, кланяются медведю. Поют про медвежье житие-бытие на небе и на земле, узнаем обо всех перипетиях охоты – как выследили и подстерегли зверя, как убили его семью стрелами. Магическая цифра неизменно сопровождает все обряды праздника и заставляет вспомнить Большую Медведицу с её семью звёздами.
3 ведущий: В Медвежьей песне говорится: «Я спустился с неба на землю, пришёл на островок. Туда пришли двое мужчин за древесиной для луков, потом женщины за ягодами. Я зарычал на женщин, они убежали, оставив две люльки с детьми. Приехали охотники с собаками, и я скончался. С меня ободрали шкуру, привезли в город, поместили в доме, устроили священный пир. Когда праздник окончился, я поднялся на небо к своему отцу».
1 ведущий: Во время пения специально приставленный человек отмечает число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, изготовленной для этой цели из молодой лиственницы. Количество песен всегда нечётное.
2 ведущий: Танцевали и пели под аккомпанемент старинного мансийского инструмента со струнами из оленьих жил — санквылтап, что значит «звенящий». А из мансийских сказок известно, что волшебный санквылтап делает всесильным того, кто владеет им.
3 ведущий: После того, как будет спето положенное число песен, проводилось и гадание об охоте в этом году. Каждый из присутствующих для этого поднимал медвежью голову. Кто поднимет её легко, у того и промысел будет хорошим, а кто с трудом - у того плохо.
1 ведущий: После песнопения начинаются спортивные соревнования и драматические инсценировки. Хантыйские охотники имели большую силу воли, ведь им не раз приходилось встречаться с медведем один на один.
Игра «Хват без перехвата»
(развивает и физическую силу, и силу воли)
По очереди выходят по 2 участника. Они становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде они стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.
2 ведущий: Следующая национальная игра «Бросание тынзяна на хорей».
Игра «Бросание тынзяна на хорей»
Участники по очереди пытаются набросить обруч на кеглю, стоящую в пяти метрах от них.
3 ведущий: Постепенно праздник превращается в театрализованное представление. Актерами были только мужчины в берестяные маски с длинными-предлинными носами. Такая маска называется саснел. Этим же именем зовутся и владельцы масок. Саснел может говорить всё, смеяться и потешаться над всеми присутствующими, даже над медведем. У него ведь лицо не человеческое, а берестяное. А береста все выдержит! Часто к таким маскам приделывают бороду, и усы из шерсти. При исполнении женских ролей мужчины надевали поверх своей одежды женскую одежду.
1 ведущий: В течение нескольких вечеров разыгрывалось по десятку сцен из повседневной жизни народа ханты, в которых высмеиваются человеческие пороки: изображали трусливого охотника, лесных жителей, оленей, охотника, ставящего на зверя капкан, рыбака, вытягивающего из реки сеть, полную рыбы, незадачливого рыболова, провалившегося в полынью.
Обучающийся рассказывает
Байка о горе-охотнике
Один охотник собрался промышлять белку и говорит: «Сегодня, пожалуй, полтора десятка белок убью!» Пошёл он в лес, а ружьё позабыл дома. Ходил, ходил по лесу, и увидел на дереве белку. Схватился, а у него ружья-то и нет! Показалось ему, что он потерял его дорогой. Стал искать по всему бескрайнему лесу. Проискал весь зимний день, а ружья так и не нашёл. Возвратился горе-охотник усталый домой. Там его спрашивают: «Ну, что добыл сегодня?» А он отвечает: «Да что тут поделаешь, помеха случилась — ружьё не стреляет! Должно быть, испортилось». А ему в ответ: «Да ты что врёшь? Ведь ружьё-то ты дома оставил!» Униженному охотнику только и осталось, что оправдываться: «Если бы и взял, так оно всё равно бы не стало стрелять!» Да так он всё равно и остался для всех обманщиком.
Сценка «Трусливый охотник»
( Участвуют 3 ученика, одетые в национальные костюмы, показ того, о чём они говорят).
Ведущий: В одном чуме у ханты медведь растащил хранящиеся в лабазе запасы. Хозяин говорит жене:
Хозяин: Пойдём, жена, убьём медведя, – я их и раньше убивал; у меня есть ружьё и рогатина!
Ведущий: На самом же деле, он не только не убивал медведей, но даже никогда и не видывал их. Поэтому про себя муж думает:
Хозяин: Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то ведь он меня задерёт!
Жена: Не идти на охоту,
Ведущий: Однако муж стоит на своём и обещает злодея убить.
Хозяин: Нет, я пойду, и все равно его убью.
Ведущий: Только они отошли немного от чума, как навстречу им идёт медведь. Хозяин испугался и убежал, а жена схватила ружьё, выстрелила и убила медведя. Вернувшись, домой, женщина попеняла мужа.
Жена: А ведь я говорила тебе, что ты испугаешься и убежишь.
Хозяин: Один бы я ни за что не убежал! А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко справишься с этим медведем!
2 ведущий: Никто не смел, обижаться, если насмешливая сцена относилась к нему, В промежутках между песнями и сценами устраивали танцы под музыку. Единственное место, где проявляет себя женщина – это танец, который исполняется каждый день. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Каждый присутствующий на медвежьих игрищах должен станцевать для медведя, иначе обидевшийся зверь может причинить неприятности.
3 ведущий: В данных игрищах существует две птичьи песни. Это песни «Кулик» и «Селезень». В одной из них кулик предлагает человеку, чтобы тот стал удачливым на охоте и рыбалке, чтобы тот построил лабаз с прикладами и стал бы кулик духом-покровителем.
(Звучит запись песен на ненецком языке)
1 ведущий: Другая песня – это история птицы, которая летит с юга в «холодную страну», населённую народом сихиртя, строит там гнездо и воспитывает детей, среди которых часто один птенец, а другой – ребёнок.
Птичьи песни являются песнями представлениями божеств. Облик птицы им нужен для связи с верховным божеством.
2 ведущий: Вертятся берестяные маски, скачут, пляшут, размахивают руками, будто птицы крыльями, – это они исповедуются перед медведем во всех своих бедах и горестях. Люди подражают их повадкам птиц и пляскам. Вороны выступают в роли воров, которые хотят своровать мясо и душу медведя. Люди стараются защитить и не дать похитить бессмертную душу.
3 ведущий: В зависимости от количества присутствующих на медвежьих игрищах исполняется до 300 песен, танцев, сценок, кукольных представлений.
1 ведущий: Певцы заканчивают исполнение песен, делают поворот по часовой стрелке и произносят: «Кайя аюкв! – Прощай навсегда!».
2 ведущий: Взгляды присутствующих людей поневоле обращаются к лапам и когтям зверя. Ведь у манси считается, что если солжёшь перед зверем – то не избежать тебе его когтистой лапы. А уж если скажешь перед ним правду (то есть развеселишься в пляске), в медведе проснется Добрый дух прозрения. По представлениям манси, человек со смертью не исчезает бесследно, а превращается в животных, растения, деревья и цветы.
3 ведущий: Кульминация праздника наступала в последнюю ночь: разыгрывались священные представления, изображающие противоборство медведя с другими животными, покровителями соседних племён. Особенно красочное зрелище представлял собой танец огненной лисицы. В образе красной лисы в мансийских сказках выступает огонь, полученный людьми от сына Торума. Лисицу играл танцор в зимней одежде с соломенным хвостом. «Шаман» поджигает спичкой соломенный хвост «лисе» с берестяным носом, и та с шумом и криком выбегает из избы, увлекая за собой народ. Карнавал выплескивается во двор, где в котлах над костром варится оленина.
1 ведущий: Вынесенная на улицу мохнатая голова покоилась теперь на столе в окружении посуды с вареной рыбой, дымящейся олениной и другими блюдами, приготовленными для всех пришедших на праздник.
2 ведущий: А медвежье мясо будет вариться только через день или даже два в большом чугунном котле. Его разделывает сам хозяин праздника,
3 ведущий: Мясо нельзя откусывать, его отрезают ножом маленькими кусочками. Голова и сердце медведя считаются священными — их вообще нельзя есть никому. Кости обязательно оставляют целыми.
1 ведущий: Чтобы сложить с себя вину за поедание медвежьего мяса, во время еды следует притвориться воронами: испачкать лица сажей, называть друг друга оли (ворон), к еде тоже призывает ритуальный крик ворона. Такое поведение должно ввести медведя в заблуждение, он не будет сердиться и не отвернется от рода.
2 ведущий: Праздник заканчивался жертвоприношением двух деревянных кукол – мужчины и женщины, «враждебных» медведю: лесные духи уносили их с собой и сжигали в тайном святилище.
3 ведущий: Селькупы череп медведя вешали на дерево или закрепляли на крыше, чтобы он наблюдал за живыми людьми. Ведь для черепа мёртвого медведя нет ничего тайного: он всё видит и всё знает.
1 ведущий: Ханты расчёсывали череп гребнем, будто ухаживая за волосами. Позднее череп хранили в скрытом месте, на чердаке или в амбаре. Это тоже связано со стремлением к возрождению зверя.
2 ведущий: Перед началом охоты на медведя череп задабривали едой и подарками весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их.
3 ведущий: Кости медведя собирали, чтобы захоронить в специальном месте, веря, что медведь сможет возродиться вновь. Шкуру медведя окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки.
1 ведущий: Совершали и другие ритуалы с останками медведя: череп или клык ханты привязывали к спине при болях в позвоночнике или малярии. Лапой медведя клялись: «Пусть меня медведь съест, если я поклялся в неправде».
2 ведущий: У ненцев некоторые верования и обряды, связанные с медведем, имели магический характер. Магическими свойствами наделялись кости, клык, коготь, лапы медведя, которые использовались в качестве оберегов.
3 ведущий: Клык. Способ использования: гарантированная защита от злых духов, и своего рода, демонстрация силы. Ложась спать, мужчины клали пояс под голову. Считалось, что таким образом их сон оберегал дух медведя, защищая от всех напастей.
1 ведущий: Коготь. Способ использования: лучшего запора для амбара, где хранились вещи, чем клык, коготь или лапа медведя, не придумать. По крайней мере, в старину взломать такой «замок» никто бы не решился, поскольку это означало конец охоте и верную погибель для «взломщика» – рано или поздно его непременно задерёт медведь. Коготь медведя дает силу, мудрость, мужество; усиливает интуицию; оберегает от опасности.
2 ведущий: Лапы. Способ использования: на медвежьей лапе решались спорные вопросы. Её бросали на снег, и спорщикам нужно было по очереди наступить на неё. Если человек врёт, он ни за что на лапу не наступит, иначе его задерёт медведь.
3 ведущий: А сейчас разгадаем кроссворд о «Медвежьем празднике», узнаем, как вы запомнили этот праздник?
Кроссворд «Медвежий праздник»
|
|
| 1. П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. |
|
Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. |
|
З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
Е |
Д |
В |
Е |
Ж |
И |
Й |
|
|
|
|
5. |
|
|
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. На игрищах она каждое утро «пробуждает», а вечером «укладывает спать» медведя. (Песня)
2. Отец Медведя в древней мансийской легенде. (Торум)
3. Целебный нарост на стволе берёзы, которым окуривают, «очищают» охотников и
медведя. (Чага)
4. Медведя не убивают, а ... из леса в селение. (Низводят)
5. Берестяная маска с длинным-предлинным носом. (Саснел)
6. О числе спетых песен, делаются нарезки на длинной палке из молодой ...
(Лиственницы)
7. Старинный мансийский инструмент со струнами из оленьих жил. (Санквылтап)
1 ведущий: Игры народов Севера имеют большое значение для детей коренного населения. Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие. А теперь предлагаю вам поиграть в национальные игры.
(Звучит национальная мелодия)
Игра «Косолапый медвежонок»
Ребята выбирают «косолапого медвежонка». «Медвежонок» находится в «берлоге, ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадываются к его «берлоге», собирают ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит одного и ведёт к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».
Игра «Хороший охотник»
Участники по очереди пытаются небольшим мячиком попасть в импровизированного зверя-кеглю, расположенного на расстоянии 4-5 метров от игроков. Охотник охотится 5 раз. Выигрывает тот «охотник», у которого больше попаданий.
Педагог: Медвежий праздник коренных народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя – предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нём также нашёл отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.
Не менее важно и то, что медвежий праздник позволяет людям, живущим в этих редконаселенных местах, вносить разнообразие в трудную повседневную жизнь, снимать психическое напряжение. Комически-критические сцены играли развлекательную и воспитательную роль.
Основная направленность праздника состоит в стремлении примирить зверя и добывших его людей, а так же обеспечить полное возрождение зверя, возвращение его к жизни.
Для народов Севера медведь – не просто зверь, живущий с ними на одной территории. Это – прародитель, покровитель удачной охоты, гарант сытости и благополучия рода. До сих пор обряды, связанные с поклонением медведю, остаются самыми живыми и красочными, хотя они почти утратили свое сакральное значение. У разных народов существуют схожие мифы, объясняющие ритуалы медвежьего праздника.
- Ребята, надеюсь, сегодня вы узнали много полезного для себя.
Всем спасибо за участие!
Использованная литература:
Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Перевод и публикация д-ра наук Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – 118 с.
Кулемизин В.М. Лукина Н.В. //Знакомьтесь: ханты. – Нвосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма.1992. – 136 с.
Лукина Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. – М., Наука, 1990. – 568с.
Лукина Н.В. Общее и особенное в культе медведя у обских угров // Обряды народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. – 192 с.
Миловский А.С. //Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках.– М.: Дет. лит. 1987. – 190 с.
Мифология хантов / В.М.Кулемзин, Н.В.Лукина, Т.А.Молданов, Т.А.Молданова // Энциклопедия уральских мифологий. Т.3, – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.– 310 с.
Молданов Т.А. О степени сохранности фольклорных традиций у хантов ХМАО. // Этносы Сибири: язык и культура: Материалы Междунар. конф. – Томск, 1997. Ч.1. С. 65-66.
Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А .Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 480 с.
Ругина Вилена.//«Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41.