«Зимний фестиваль знаний 2025»

Правописание сложных имен прилагательных

Данный урок разработан для учеников 6 класса. Разработка урока построена на основе ФГОС. Используя данный материал, учитель получит возможность применять разные формы работы на уроке, включая оценивание и самооценивание учеников.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку на тему

«Правописание сложных имен существительных» в 6 классе

Цель урока: обучить слитному, дефисному и раздельному написанию сложных имен существительных.

Задачи урока:

  1. Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью -пол-, полу.

  2. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса)

  3. Развивать речь, орфографическую зоркость.

  4. Воспитывать интерес к родному языку.

Форма урока: урок-исследование

Технологии: технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, технология формирующего оценивания, здоровьесбережения.


Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке русского языка мы продолжаем свой путь по дороге знаний. И как всегда вас ждет много открытий на этом пути. Что нового для вас сегодня будет, узнаете попозже.

А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа. Тему запишем позже.

2.Актуализация знаний.

Два учащихся работают у доски, дают характеристику предложений, вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания.

«Серое небо низко провисало над головой, и облака почти касались верхушек деревьев».

«Запах березового дыма смешался с запахом листьев». (Слайд №1)

Учитель: Со всеми остальными мы проведем небольшую игру.

Игра «Помоги Пете Ошибкину»

Учитель:

-Петя Ошибкин считает, что слово безработица образовано суффиксальным способом. Прав ли Петя? (Ответы детей)

-Петя Ошибкин считает, что слово подосиновик образовано приставочным способом. Прав ли Петя? (ответы детей)

-Петя Ошибкин считает, что слово самовар образовано способом сложения? Прав ли Петя?

- Петя Ошибкин считает, что в словосочетании спросить у дежурного дежурный– это имя прилагательное. Прав ли Петя? Каков способ образования этого слова? (ответы детей)

- Петя Ошибкин считает, что слово бесконечность образовано приставочно-суффиксальным способом. Прав ли Петя? (ответы детей)

Учитель:

Проведите проверку работы одноклассников и выделите два положительных момента (две звезды) и одно пожелание. (Прием «Две звезды и желание»)

Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу. Такие понятия мы слышим и на уроках других дисциплин. И как мы знаем, в русском языке тоже встречаются понятия простого и сложного. Пример этому наши предложения.

-Попробуйте дать общее определение понятию “СЛОЖНЫЙ” … СЛОЖНЫЙ – это какой? (ответы детей: состоящий из нескольких частей, разветвленный).

-Перед вами четыре слова:

Подоконник, вредность, бумажонка, пылесос (Слайд №2)

– Что объединяет все эти слова?

– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему? (ответы детей)

Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней.

– А способ образования слов “бумажонкаи “пылесос” одинаков? (ответы детей)

Слово «Бумажонка» образовалось суффиксальным способом, слово «пылесос» -способом СЛОЖЕНИЯ. Буква “е” играет роль соединительной гласной.

Мир сложных существительных очень богат. Перед вами сложные существительные:

Зоомагазин, метеосводка, кафе-мороженое, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полмандарина, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель, МГУ, пол-апельсина, полукруг. (Слайд №3)

–Внимательно прочитайте эти слова. Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис). Если сейчас предложить вам словарный диктант из сложных слов, справитесь ли вы с ним? Почему? (ответы детей)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (дети формулируют тему «Правописание сложных имен существительных») (Слайд №4)

-Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. (Слайд № 5)

Верно. Нам необходимо изучить правила слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Ученики записывают тему урока.

3. Изучение нового материала.

1.Работа с таблицами-подсказками. (Слайды №6-8)

Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а другую мы с вами заполним примерами из слов, представленных на слайдах.

Правописание сложных имен существительных


Слитное написание


примеры


1.сложные существительные с соединительными гласными



2.сложные слова с иноязычными частями:




3.сложносокращенные слова






Дефисное написание


примеры


1.Сложные существительные, которые обозначают названия промежуточных сторон света



2.Сложные существительные, состоящиеиз самостоятельных слов без соединительных гласных.



Правописание слов с первой частью ПОЛ-



( Работа в сотрудничестве, разъяснятся правила написания сложных существительных)

О том, как простые слова стали сложными, есть сказка. Послушайте.

«Как простые слова стали сложными?»

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки.

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми слова назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е — сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!»

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят: «Не хотим быть простыми

словами,

Пусть все шапку снимают пред нами,

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение невозможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать? Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,

Времени не тратьте даром».

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

-Кто может вспомнить слова, которые образовались в результате соединения и стали сложными? (ответы детей: птицелов, луноход, водопад. Проводится комментарий образования слов.)

-Ребята, в этой сказке есть слово репутация. Кто объяснит его значение? (в случае затруднения лексическое значение представлено на слайде 9)

(Репутация - приобретаемая общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого- или чего-нибудь)

-Ребята, я надеюсь, что общественное мнение о вас будет хорошим, и о вас будут говорить: «У них отличная репутация».


4. Закрепление изученного материала.

Работа в парах «Слитно или через дефис?»

Учитель: На слайде (№10) даны слова, ваша задача - объяснить написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. (сопровождается записью в тетради)


(Пол)жизни, (бабочка)капустница, (птица)ферма, (пол)яблока, (фото)выставка, (лес)рубить, юго(запад), (полу)автомат, (кресло)кровать.

Распределительный диктант.

Учитель: Нужно распределить слова на 2 колонки: 1-слитное написание,2-дефисное написание. (Учитель диктует слова ученикам)


Землетрясение, микромир, пол-листа, снегопад, полведра, жар-птица, велогонка, шкаф-купе, семиклассник, пол-Франции, юго-запад, полукруг.

Игра «Лингвистический футбол»

(Ученик выходит к доске, он «вратарь». Ученики задают ему вопросы по новой теме).

Примеры вопросов:

-Как пишется слово с пол-, если второе слово начинается на гласную?

-Метеосводка. Как пишется слово?

-Как пишется полу с другим словом?

-Как нужно написать слово северо-запад?

- Как называются слова, состоящие из двух корней?

5. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с еще одной важной темой, выучили очень важную орфограмму.

Подводя итог нашей работе, на листах самооценки напишите ответы на три вопроса. (слайд №11):

- Что самое интересное было на уроке?

-Чья работа понравилась больше всего?

-Какой материал остался непонятным?

-(Для сильных учеников)Кто выразит свое отношение к уроку словосочетанием «глагол+наречие»? (выступления учащихся)

Учитель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание. (слайд №12, проводится комментирование упражнение, выставление отметок за урок) Спасибо большое за работу!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее