Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Тип урока: | закрепление пройденного материала |
Цель: | закрепление знаний и представлений учащихся о способах проверки безударного гласного звука в корне. |
Задачи: | уметь подбирать проверочные слова для проверки безударного гласного звука в корне с помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова. |
Планированные результаты: | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком в школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой, словарём; умение сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение работать в парах, вести диалог. Предметные: - организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов; - развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. |
Оборудование: | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012., смайлики. |
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Эмоционально-положительный настрой на работу. (Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошей работы).
Минутка чистописания
- Разделите данные слова на слоги для переноса.
Енот ездок петух метро
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая обозначает гласный звук, есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква?
(Это буква е, она имеется во всех данных словах. Но в словах енот, ездок она обозначает - 2 звука [й] [э] - это первая группа, а петух и метро - 1 звук [э] - это вторая группа)
- Что общего в этих словах? (ударение на второй слог, два слога)
3. Словарно-орфографическая работа
На доске картинки со словами: в…р…бей, м...шина, м...тро, з...вод, с…рока, л…са.
Дети записывают эти слова в тетрадь. Затем учитель предлагает детям обменяться тетрадями с соседом по парте и провести взаимопроверку.
- Подберите однокоренные слова к слову: машина.
Машина- машинный, машинист;
- Почему эти слова называются однокоренными (у них один корень и общее лексическое значение)
- Как подобрать однокоренные слова к слову воробей, сорока? Что вы заметили?
Какая безударная гласная во всех этих словах?
Посмотрите на экран, прочитайте задание.
3. Работа по теме урока
- Сегодня мы будем совершенствовать свои знания при применении очень важного правила. А какого? Вы сейчас узнаете из стихотворения.
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна –
Одна из гласных не ясна.
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, комок,
Оса, коса, моря, сова.
Проверить надо все слова!
- А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова и записать их. Кто больше вспомнит? Время на выполнение задания – 2 минуты.
Проверка под диктовку учителя.
Проверь внимательно, мой друг:
В словах есть безударный звук.
Кто смог слова все написать,
Поставит пусть в тетради пять.
- В какой части слова находится безударная гласная? (в корне)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?
- Сколько способов проверки безударного звука в корне вы знаете? Назовите их.
Посмотрите на экран, прочитайте задание.
- В слове БЕЖАТЬ выдели безударный гласный.
- В столбике подчеркни только те слова, которые являются проверочными (бег, бегун, бегунок, бегать, беговая)
4. Физкультминутка
5. Закрепление изученного материала
На доске слова с пропущенными безударными гласными.
Задание: определить, какая буква пропущена, подобрать проверочное слово
р...чно́й - речка
л…сто́к - лист
в…да - воды
стр…на – страны
б…ец - бой
Запишите эти слова в тетрадь. Через запятую.
Работа в парах. Время выполнения задания - 4 минуты.
Задание: найти и исправить ошибки
Капли росы лигли на лесточки цвитка.
Маря, озёра, реки, лиса украшают землю.
Сасновые деревья, дождливая осень, марская вална, рагатая корова.
5. Игра «Найди слово»
На доске «разбросаны» слова
К...за м...сной в...лна л...сток Гр...чи в...сна р...ды тр...ва з...ма ст...на
Данные слова нужно поместить в свой домик с буквой: о, а, и, е, я
Работа в парах по карточкам (задания разного уровня сложности, по выбору учащихся)
Карточка № 1 . Данные слова соотнеси по парам: проверяемое - проверочное. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.
Холмы, тяжесть, поля, тяжёлый, водичка, холм, темно, поле, гостить тёмный, воды, гость, ковёр, тянут, коврик, тянуть.
Карточка № 2 . Вставь пропущенную букву, запиши сначала проверочное, а потом проверяемо слово. Во всех словах поставь ударение, выдели корень.
Х...лмы, п...ля, т...жёлый, в...дичка, т...мно, г...стить, к...вер, т..муть.
Карточка № 3. Спиши текст, исправляя ошибки.
Наступила висна. Утром стало свитлее. На диревьях скоро появяться зилёные лесточки. По улицам побигут ручьи.
6. Подведение итогов урока
-Какое правило мы сегодня учились применять?
- Сколько способов проверки безударного звука в корне слова вы знаете?
Приведите примеры.
- Что на уроке вам понравилось больше всего?
Понравился вам урок (дети выбирают смайлик и высказывают свое мнение об уроке.)