«Осенний фестиваль знаний 2024»

Правописание проверяемых согласных звуков в корне слова

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных на конце и в середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки на конце и в середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.

Оборудование: учебник.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

УМК: "Школа 2100"

Класс: 3к.

Учебник: Русский язык. 3 класс. Часть 1 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Тема: Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова).

Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных на конце и в середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки на конце и в середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.

Оборудование: учебник.


Ход урока


I. Организационный момент:

Проверяем готовность к уроку.

На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно поработали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.


II. Актуализация знаний:

– Открываем тетрадь и записывают сегодняшнюю дату.

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

–А сейчас мы запишем слова.


Повязка, гриб, подружка, клюв, круг, молотки, жираф.


– Какая орфограмма есть в большинстве слов?

– Выделите корень и орфограмму.

– А теперь сформулируйте тему урока. (Правописание согласных букв в корне слова.)


На данном этапе урока формируем регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение;

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


III. Открытие нового знания:

  1. Работа по учебнику.

Упражнение 46: снежки – снег сказка – рассказ

подружка – друг лужки – луг


– Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.)

– В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.)

– Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

– В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.)

– Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.)

– А в середине слова? (Тоже оглушается.)

– Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с])

– На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой «с» в слове «просьба»? ([з])

– Как вы думаете, почему это происходит?

Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

– В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.)

– Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.)

– Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок и т.д.

– Запишите эти слова и подберите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму. (Учитель вызывает по одному ученику к доске, остальные делают в тетради).

– Давайте сделаем вывод. Как же мы можем проверить правописание согласных букв в середине и на конце слова?

(Чтобы проверить букву согласного в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук).


Упражнение 47: Дорожка, бледный, соседка, загадка, бодрость, резкий, указка, гордый, редкий, посадка, носки, просьба.

– Есть ли в этих словах орфограмма-буква согласного в середине слова?

– По какому признаку вы будите ее искать? (По произношению)

– Запишите слова и обозначьте орфограмму.


На данном этапе урока формируем познавательные УУД:

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формируем умение ориентироваться по учебнику.


  1. Работа над правилом.

– Прочитайте правило на стр. 47.

– Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать?

– Какие именно согласные звуки требуют проверки?

– Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры.

– Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника.

– Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные.


На данном этапе урока формируем коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.


IV. Физкультминутка:

Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.) 
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.) 
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.) 


3. Цифровой диктант.

– Мы выяснили, что есть два способа подбора проверочных слов.

– Прочитайте еще раз первый, а затем второй способ в серой рамке на стр. 47.

– Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру «1» или «2».

Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный.

В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2, 1. Два последних слова не содержат этой орфограммы. Коллективная проверка.


V. Применение нового знания:

Работа по учебнику.

– Прочитайте инструкцию на странице 48.

Упражнение 48: Сколь_кий, озно_, коро_ка, ни_кий, выхо_, расска_, ло_ка, малы_ка, ро_кий.

Образец выполнения:

1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з'].

3. Пишем букву з.

4. Записываем слово, обозначаем орфограмму по образцу. Пишем сначала проверочное слово, потом проверяемое, выделяем корень и подчеркиваем проверяемую букву.

– Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].

Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б.

Записываем слово и обозначаем орфограмму.

– Выполните упражнение по образцу.


На данном этапе урока формируем личностные УУД:

  • формируем умение выказывать свое мнение;

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


VI. Домашнее задание:

– Упр. 3, с. 52. (Обсудить выполнение данного упражнения)


VII. Итог урока:

– Почему нужно проверять написание согласных букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слова?

– Когда требуется проверка написания согласной в середине слова?

– Какое за­дание показалось наиболее интересным?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Ребята, вам понравился наш урок?


Похвалить активных учеников. Выставить отметки.


– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее