УМК: "Школа 2100"
Класс: 3к.
Учебник: Русский язык. 3 класс. Часть 1 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.
Тема: Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова).
Цель: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных на конце и в середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки на конце и в середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Организационный момент:
Проверяем готовность к уроку.
– На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно поработали. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.
II. Актуализация знаний:
– Открываем тетрадь и записывают сегодняшнюю дату.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
–А сейчас мы запишем слова.
Повязка, гриб, подружка, клюв, круг, молотки, жираф.
– Какая орфограмма есть в большинстве слов?
– Выделите корень и орфограмму.
– А теперь сформулируйте тему урока. (Правописание согласных букв в корне слова.)
На данном этапе урока формируем регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
III. Открытие нового знания:
Работа по учебнику.
Упражнение 46: снежки – снег сказка – рассказ
подружка – друг лужки – луг
– Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.)
– В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.)
– Какой звук обозначает каждая выделенная буква?
– В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.)
– Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.)
– А в середине слова? (Тоже оглушается.)
– Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с])
– На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой «с» в слове «просьба»? ([з])
– Как вы думаете, почему это происходит?
Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.
– В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.)
– Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.)
– Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?
Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок и т.д.
– Запишите эти слова и подберите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму. (Учитель вызывает по одному ученику к доске, остальные делают в тетради).
– Давайте сделаем вывод. Как же мы можем проверить правописание согласных букв в середине и на конце слова?
(Чтобы проверить букву согласного в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук).
Упражнение 47: Дорожка, бледный, соседка, загадка, бодрость, резкий, указка, гордый, редкий, посадка, носки, просьба.
– Есть ли в этих словах орфограмма-буква согласного в середине слова?
– По какому признаку вы будите ее искать? (По произношению)
– Запишите слова и обозначьте орфограмму.
На данном этапе урока формируем познавательные УУД:
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться по учебнику.
Работа над правилом.
– Прочитайте правило на стр. 47.
– Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать?
– Какие именно согласные звуки требуют проверки?
– Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры.
– Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника.
– Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные.
На данном этапе урока формируем коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
IV. Физкультминутка:
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
3. Цифровой диктант.
– Мы выяснили, что есть два способа подбора проверочных слов.
– Прочитайте еще раз первый, а затем второй способ в серой рамке на стр. 47.
– Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру «1» или «2».
Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный.
В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2, 1. Два последних слова не содержат этой орфограммы. Коллективная проверка.
V. Применение нового знания:
Работа по учебнику.
– Прочитайте инструкцию на странице 48.
Упражнение 48: Сколь_кий, озно_, коро_ка, ни_кий, выхо_, расска_, ло_ка, малы_ка, ро_кий.
Образец выполнения:
1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л'], [с], [к']. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к']. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.
2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з'].
3. Пишем букву з.
4. Записываем слово, обозначаем орфограмму по образцу. Пишем сначала проверочное слово, потом проверяемое, выделяем корень и подчеркиваем проверяемую букву.
– Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].
Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б']. Пишем букву б.
Записываем слово и обозначаем орфограмму.
– Выполните упражнение по образцу.
На данном этапе урока формируем личностные УУД:
формируем умение выказывать свое мнение;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
VI. Домашнее задание:
– Упр. 3, с. 52. (Обсудить выполнение данного упражнения)
VII. Итог урока:
– Почему нужно проверять написание согласных букв, обозначающих парные согласные звуки на конце слова?
– Когда требуется проверка написания согласной в середине слова?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Ребята, вам понравился наш урок?
Похвалить активных учеников. Выставить отметки.
– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!