Правописание парных звонких и глухих согласных в корне

урок русского языка правописание парных звонких и глухих согласных в корне 2 класс

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ


Цели деятельности учителя: закреплять навык правописания парных звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова; совершенствовать умение находить корень в слове.

Планируемые результаты: метапредметные: регулятивные - получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; предметные: научатся отличать изучаемые орфограммы, находить их в словах; получат возможность научиться правильно писать слова с изучаемыми орфограммами.

Задачи:

- содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и отличительное, выполнять действия по алгоритму;

- способствовать воспитанию организованности, собранности, чувства товарищества; уверенности в успехе.

Форма проведения: урок.

Тип: урок закрепления изученного.

Класс: 2.

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок -

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

- На каком уроке мы продолжаем учиться?

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Какую тему мы с вами изучаем? (Парные звонкие и глухие согласные в корне слов.)

Сегодня мы продолжим изучение нашей темы: правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

2.Проверка домашнего задания.

Проводится фронтально.

- Какое упражнение вы выполняли дома?(упр.158, стр.92)

Какие орфограммы встретились в упражнении? (Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание безударных гласных в корне слова.)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные в корне слова? (Изменить это слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный звук.)

- Какие мы знаем приёмы подбора проверочных слов? (Подбери однокоренное слово. Назови это слово ласково. Подставь слово нет. Один предмет – много.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне слова? (Изменить слово так, чтобы на гласный падало ударение.)

- Оцените по шкале аккуратность выполнения работы.

3. Постановка темы и цели.

Учитель. Итак, ребята. В домашнем задании вы работали с двумя орфограммами. Вы находили слова на изученные орфограммы.

Слайд 2.

Орфограммы:

/ \

правописание правописание

парных звонких и безударных

глухих согласных в гласных в

корне слова корне слова


Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие задачи поставим?

Обсудите в парах. Кто готов ответить?

Ответы:

1. Учиться находить слова с парными звонкими, глухими согласными в корне слова.

2. Учиться находить слова с безударными гласными в корне слова.

3. Учиться правильно писать слова с этими орфограммами.

Слайд 3.

Учитель. Зачем нам это нужно?

Слайд 4. На что обратить внимание:

1. Знать пары звонких-глухих согласных звуков.

2. Уметь находить корень в словах.

3.Знать, как проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

4.Знать, как проверить безударные гласные в корне слова.

5.Красота письма.

Учитель. Послушайте ключевой вопрос. Слайд 5. Что общего у орфограмм правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова и правописание безударных гласных в корне слова?

4. Актуализации знаний учащихся.

Учитель. Ребята, напомните, как называется наша тема.

Значит, мы с вами должны хорошо знать парные согласные.

Почему они так называются? (Образуют пары по звонкости-глухости.)

Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах и напишите эти пары. Учитель. Обменяйтесь работами. Слайд 6. Проверьте работы по эталону. Слайд 7. Прокомментируйте работу своего товарища по алгоритму:

1. Что хорошо.

2. Какие ошибки допустил.

3. Как исправить.

4. В каком направлении идти.

Учитель. Возьмите свои работы. Проверка при помощи сигналов.

5. Чистописание.

Учитель. Когда сторож стал подметать дорожки, знаете, что он нашёл? Угадайте?

(О стороже говорилось в домашнем упражнении.)

Загадка.

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

( Гриб.)

Учитель. Правильно. Он нашёл гриб. Слайд 8.

Какие грибы вы знаете? Все ли грибы являются съедобными? Назовите ядовитые грибы. Какие правила надо соблюдать при сборе грибов? Куда надо собирать грибы?

Учитель. Сколько слогов в слове гриб? (1)

Назовите первую букву. Назовите звук, который она обозначает. Дайте ему характеристику и т. д.

Есть ли в этом слове парный согласный, который надо проверять? (да) Назовите его. Какой буквой он обозначается на письме? (б)

Учитель. Сейчас мы с вами повторим написание прописной буквы б.

Из скольких элементов состоит эта буква? (из двух) Овал, наклонная линия с плавным поворотом вправо.

Назовите соединения. (би - верхнее, бе - среднее, бл – нижнее; написано на доске). При письме обращаем внимание на высоту букв. Выполнение работы по указанному образцу. 2 строка - гриб. Написали.

Учитель. Образуйте от слова гриб однокоренное слово существительное – грибок. Запишем его. Образуем от слова гриб однокоренное слово прилагательное – грибной. Запишем его.

гриб грибок грибной

Учитель. Выделите корень.

Проблемная ситуация.

Учитель. Какое из этих слов будет проверочным к слову гриб? Почему? Слово грибной тоже будет проверочным, потому что согласный [н] является сонорным.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель. Жители страны слов приготовили для вас задание.

Прочитайте слова. Слайд 9.

Берёза, ошибка, коза, река, труд, вагон.

1 вариант на следующей строке выписывает только слова, в которых есть безударная гласная в корне слова (коза, река).

2 вариант выписывает слова с парными глухими, звонкими согласными в корне слова (ошибка, труд).

Проверка по эталону с использованием сигналов. Слайд 10. В чём проявилась сложность выполнения задания?

Физкультминутка.

Учитель. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете. Если слово начинается на глухой согласный, вы поднимаете руки вверх.

Зайка, сойка, трава, дрова, жить, шить, тень, пень, дверь, зверь, пеньки, деньки.

Работа по учебнику.

Учитель. Откройте учебники на странице 92. Найдите упражнение 159. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы). В словах для справки даны слова, выберите среди них проверочные. В каких словах пропущены буквы?

Морко..ки. Выберите проверочные слова. (Морковочка.) Слово морковь будет проверочным? А теперь работаем самостоятельно.

Работа в группах.

Учитель. Каждой группе я дам карточку с заданием. Нужно будет объяснить написание выделенных букв.

1группа.

Хочет в сад попасть улитка,

Но мешает ей калитка.

2 группа.

Я открыть калитку рад

Пусть ползёт улитка в сад!

3 группа.

Целый час держал калитку –

Поторапливал улитку.

Проверка. Оцените работу каждой группы. В чём проявилась сложность выполнения задания?

Физкультминутка для глаз.

Учитель.

- Зажмурьтесь крепко-крепко (считаю 1,2, 3, 4,5).

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с удивлением.

- Зажмурьте глаза крепко-крепко.

- Откройте глаза, посмотрите друг на друга с радостью.

Учитель. А сейчас мы проведём выборочный диктант. (2 человека пишут за доской, а остальные - в тетрадях.)

Я читаю предложения, а вы записываете только слова с парными звонкими и глухими согласными, которые требуют проверки. (Учитель читает предложения из упражнения 160.)

Работа в группах.

Слайд 11.

1. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы.

Слайд 12.

2. Допиши предложения словами с противоположным значением.

Собака - друг человека, а волк -... . Река широкая, а ручей ... . Чеснок горький, а яблоко ... .

Слайд 13.

3. Прочитай. Найди ошибки. Исправь ошибки.

Больной зуп, острый нош, сильный морос.

Проверка. Оцените работу каждой группы. В чём проявилась сложность выполнения задания?

7. Подведение итогов.

Слайд 14.

Тест.

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

1) чтобы на гласный падало ударение;

2) чтобы после парного согласного стоял гласный;

4) чтобы на согласный падало ударение.

Учитель. Какие цели мы перед собой ставили? Слайд 3.

Мы их выполнили? (Да.)

Учитель. Как мы ответим на ключевой вопрос? Слайд 5.

Что общего у орфограмм правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова и правописание безударных гласных в корне слова?

(Они находятся в корне слова.)

8. Рефлексия.

Учитель. Представьте, ваша ручка - это шкала.

Кто всё понял, может объяснить другим, возьмите ручку за верхний край.

Кто понял, но возникают вопросы, возьмите ручку за середину.

Кто не понял, возьмите ручку за нижний край.

9. Домашнее задание.

Учитель. Дома вы будете выполнять упражнение 162. Что надо знать, чтобы выполнить это упражнение?












8


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее