«Практический опыт введения и применения ФГОС ООО в деятельности образовательных учреждений»
Аннотация: В данной работе рассматриваются актуальные вопросы формирования УУД на уроках географии. Раскрывается понятие «универсальные учебные действия» и классификация УУД. Рассматриваются приемы и формирования УУД в основной школе.
Средства формирования универсальных учебных действий
учащихся на уроках географии
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Содержание
Введение
Понятие и классификация УУД
Приемы формирования УУД на уроках географии
Заключение
Литература
Приложение
1. Введение
Перед современным образованием поставлена задача – способствовать инновационному развитию страны. Процессы глобализации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
Обществу нужны грамотные, ответственные, способные постоянно совершенствоваться специалисты. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в профессиональном, личном, социальном плане. Образовательные результаты, которые достигнуты выпускником сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Новые социальные запросы определяют новую стратегию развития образования, выдвигают требования к результатам, содержанию и условиям образования, которые отражены в новых ФГОС ООО.
1 сентября 2015 года повсеместно должен быть осуществлен переход школ на работу по новому ФГОС.
ФГОС ООО второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным. (Приложение 1)
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).
2. Понятие и классификация УУД
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.
К основным функциям УУД можно отнести:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. УМК позволяет формировать универсальные учебные действия на уровне исследовательской, проектной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала обучающимися. Так, при формировании общеучебных и специальных умений и навыков учителями выделяются основные этапы деятельности: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; отработка введенных умений по образцу; тренировка в применении умения, перенос умения в новую учебную ситуацию.
Грамотно использую методический аппарат учебника, рабочие тетради для самостоятельной деятельности позволяют учителю качественно подойти к формированию самоанализа, самооценки, планированию собственной деятельности учащимся. Школьники целенаправленно обучаются:
ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения заданий; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
владеть различными способами самоконтроля. На основе проектирования результатов образовательного процесса учителя географии в рабочих программах продумывают отбор содержания учебного материала с учетом требований Стандарта, методы, приемы и средства его отработки, этапы формирования ключевых компетентностей и предметных компетенции. Обучение строится в деятельностной форме, т.е. способы познания конкретизированы до уровня учебных действий, в которых четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока, выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений, в каждой теме прописаны рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.
Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, структурировать материал, защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний. Инновацией в практике работы учителей географии-экспериментаторов является освоение новой информационно-образовательной среды на цифровых носителях. Значительная часть педагогов и школьников владеют компьютерной техникой, составляют презентации по результатам исследования интересующих проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Стандарт географического образования предполагает формирование следующих УУД на уроках географии.
Предметные:
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Познавательные:
Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
Регулятивные:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
Коммуникативные:
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
Личностные:
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
3. Приемы формирования УУД на уроках географии
На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий:
Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Для организации деятельности учащихся на уроке использую глаголы-действия: составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте. Что делают ученики: обобщают, формулируют, планируют.
Так, например, в 6 классе при изучении темы «Погода», в начале урока ставлю проблемный вопрос: «Почему метеорологи всегда виноваты?». Учащиеся, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу об изменчивости погоды. Домашнее задание: составьте описание погоды одного дня.
6 класс, тема: Земля и Вселенная. Задание: составьте прогноз развития жизни на земле в случае отсутствия солнечного света ( солнечного тепла).
При этом учащимся можно предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.
При выполнении практической работы в 5 классе «Составление плана учебного кабинета географии» личностные действия у учащихся формируются через выбор картографическим или описательным методом представить план.
Познавательные действия формируются в практических заданиях, включающихдействия исследования, поиска, отбора информации. Для организации деятельности использую на уроках глаголы - действия: назовите, опишите, определите, расскажите, перечислите. Что делают ученики: впитывают, запоминают, узнают.
Например, 6 класс:
Опишите рельеф, представленный на топографической карте (форзац учебника) по плану:
Название территории.
Определение общего характера рельефа территории.
Название и положение форм рельефа на описываемой территории.
Наибольшая и наименьшая абсолютная высота территории.
Преобладающие высоты на территории.
Перечислить географические объекты, расположенные на территории и их характеристики.
Определите координаты того или иного места и т.д.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.
Для формирования коммуникативных действий я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Использую глаголы-действия: расскажите своими словами, подчеркните, объясните, обсудите, сравните.
Например, проверка усвоения терминов (ключевых слов) по изучаемой теме; проверка знания географических названий материков, морей, рек и т.д.
В 5 классе, изучая тему «Ориентирование на местности», учащиеся формируют свои представления об ориентировании на местности с помощью компаса. Практическая работа выполняется в парах: определение с помощью компаса сторон горизонта.
Учебные действия учащихся:
Объяснять порядок работы с компасом;
Определять стороны горизонта с помощью компаса;
Показывать направления по сторонам горизонта;
Приводить примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта.
В 6 классе после изучения темы «Ориентирование» учащиеся на уроке самостоятельно составляют практическое задание, для выполнения которого необходимо использовать компас или транспортир (при этом на партах лежат компасы и транспортиры).
Например, по какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с острова Мадагаскар на полуостров Сомали.
Или, по какому азимуту ты идешь домой?
Задания по определению азимута необходимы для подготовки к единому государственному экзамену по географии.
Ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Глаголы – действия используемые на уроке: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное. Что делают ученики: обсуждают, оценивают, выбирают.
Например, небольшой тест, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.
5 класс, тема: «Хождение за три моря». Для решения проблемного вопроса: «Афанасий Никитин – первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?» возникло две версии. С помощью регулятивных действий - отбирается учащимися информация, которая обеспечивает доказательность правоты учащегося.
Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.
Приемы работы с текстом:
Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
Прием составления схемы. Схема – это способ моделирования логической структуры текста.
Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на ключевые слова.
Преобразование художественного текста в графический вид. Например, путешествие А. Никитина представить на контурной карте, рисунке или написать эссе.
Рабочая тетрадь - яркий пример формирования регулятивных действий: постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика дома и в классе, это своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика, которая дает возможность самопроверки и самостоятельного выбора.
Учебный атлас позволяет ученикам составить достаточно полное представление об изучаемой территории; применить разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности, обеспечивающие личностную ориентированность обучения. При работе с атласом и настенной картой учащиеся следуют географическому правилу: что называешь – показывай; что показываешь – называй.
В контурной карте задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному», поэтому требуют последовательного их выполнения. При этом выполнение всех заданий не является обязательным, что позволяет каждому ученику достичь результата, соответствующего его возможностям.
4.Заключение
Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.
5. Литература
1. Авдеева Н.И., Журавлева Л.Е., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. Пособие для учителя / М.: «Просвещение», 2006. 239 с.
2.Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии. - М.: Методическая библиотека, 2006.
3. Душина И.В., Летягин А.А. Программа. География 5-9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012.
4. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования [Текст] – М.: 2008.
5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М. ТЦ Сфера, 2005.
Приложение
Приемы формирования УУД на уроках географии
Виды действий | Содержание и приемы формирования |
Работа с текстом учебника | -найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …; -уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»); - поставь вопросы к данному абзацу; - составь суждение по тексту параграфа…; - выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию); - заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…; -составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем); - составь набор понятий темы…; -составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»; -зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов; - составь разные предложения с одним и тем же понятием …. |
Анализ учебного текста | 1.Прочитайте текст параграфа. 2.Ответьте на два основных вопроса: - О чем говорится в тексте? - Что говорится в тексте об этом? 3.Выделите основные мысли текста. 4.Выделите предложения, подтверждающие основные мысли. 5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: -1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); -2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); -3уровень - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.). |
Работа с диаграммами |
|
Работа с графиками. | Порядок работы.
Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями. |
Работа с понятиями. | Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления. Алгоритм работы с понятиями: - Назвать понятие, дать его определение. - Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода. - Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения. - Связать понятие с другими, касающимися данного предмета. - Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие. - Определить термин своими словами. - Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний. |
Сравнение | Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо 1.Определитьобъекты сравнения. 2.Выделить признаки, по которым они будут сравниваться. 3.Найти общие черты. 4.Найти черты отличия. 5.Объяснить причины того и другого и сделать выводы. В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Например:
|
Установление причинно-следственных связей | Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием. Как установить причинно-следственные связи? 1.Выясни главную причину явления. 2.Укажи следствие, вытекающее из причины. 3.Проанализируй причину и следствие в отдельности. 4.Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи ее. Например:
|