Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы , ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине , поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Желаем успехов!!!
Перечень лабораторных (практических заданий)
№ | Тема лабораторной работы (практического занятия) | Количество часов |
1 | Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. | 2 |
2 | Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества. | 2 |
3 | Общество и природа. Глобализация. | 2 |
4 | Духовная культура личности и общества. Виды культуры. | 2 |
5 | Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества | 2 |
6 | Мораль. Религия. | 2 |
7 | Искусство. | 1 |
8 | Экономика как наука. Типы экономических систем. | 2 |
9 | Факторы спроса и предложения. | 1 |
10 | Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. | 2 |
11 | Особенности современной экономики России. | 1 |
12 | Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России. | 2 |
13 | Виды социальных норм. Социальные конфликты. | 2 |
14 | Межнациональные отношения. | 1 |
15 | Семья в современной России.
| 1 |
16 | Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. | 2 |
17 | Функции государства. Формы государства.
| 2 |
18 | Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. | 2 |
19 | Личность и государство. | 1 |
| ИТОГО | 32 |
Практическая работа № 1
Тема: Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.
Выявление биологических и социальных черт в человеке, индивиде, личности, формировании потребностей.
Формируемые З1, У1, личностные, метапредметные и предметные результаты.
Цели:
Закрепление теоретических знаний по теме (по ФГОС): З 1 Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Умение (по ФГОС): У 1 Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Создание условий для формирования
готовности и способности к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии −
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; владение языковыми средствами:
умению ясно, логично и точно излагать −
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
владения базовым понятийным аппаратом социальных наук;
Оснащение:
МУ по выполнению практической работы;
Рабочая тетрадь для выполнения ПР;
Справочная литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Инструкция по выполнению работы
Тестовые задания.
Внимательно прочитай и выполни тестовое задание по теме.
1.Важное отличие человека от иных живых существ:
А) Инстинкты.
Б) Рефлексы.
В) Потребности.
Г) Сознание.
2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:
А) Общение при помощи членораздельной речи.
Б) Способность укрываться от опасности.
В) Потребность в пище.
Г) Необходимость поддержания теплового баланса.
3.Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:
А) Общении.
Б) Семье.
В) Признании.
Г) Тепле.
4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе
А) Верно только А.
Б) Верны оба суждения.
В) Верно только Б.
Г) Оба суждения неверны.
5.В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
А) Личность.
Б) Индивид.
В) Деятель.
Г) Субъект.
6. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:
А) Постановка осознанных целей.
Б) Приспособление к внешней среде.
В) Использование природных веществ.
Г) Взаимодействие с себе подобными.
7. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:
А) Использование вещества природы.
Б) Удовлетворение биологических потребностей.
В) Создание нового, не имеющего аналогов в природе.
Г) Использование орудий и средств труда.
8. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:
А) Материально-производственную.
Б) Социально-преобразовательную.
В) Ценностно-ориентировочную.
Г) Познавательную.
9. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?
А) Социальных.
Б) Естественных.
В) Духовных
Г) Эстетических.
10. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.
Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.
А) Верно только А.
Б) Верны оба суждения.
В) Верно только Б.
Г) Оба суждения неверны.
Задание 2.
Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения | животное | человек |
1 Какие факторы биологические или социальные влияют на развитие |
|
|
2 Чем руководствуется при совершении каких-либо действий |
|
|
3 Какие потребности преобладают |
|
|
4 Как развивается? |
|
|
5 Обладает ли способностями и интересами? |
|
|
6 Где обитает? |
|
|
Дайте определение человека, используя данные таблицы.
Задание 3
Каждый ли человек является личностью? Приведите 2 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения.
Задание 4
Перечислите черты индивидуальности. Определите, какие черты носят биологический, а какие социальный характер. Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5
Перечислите первичныеи вторичные потребности по А.Маслоу. Приведите по 3 примера на каждый вид потребности.
Задание 6
Алкоголизм, табакокурение, наркомания – это потребности человека? Если да. то определите, к какому виду потребностей они относятся? Являются ли эти потребности положительными? Можете ли Вы привести примеры отрицательных потребностей и объяснить как, на Ваш взгляд, они возникают?
Задание 7
Дайте определение способностей человека. Приведите 3 примера способностей. Каждый ли человек является способным? Объясните свою точку зрения.
Задание 8
Из предложенного списка, выделите то, что интересно Вам.
-получение знаний
Занятие спортом
Занятие музыкой
Слушать музыку
Писать стихи
Читать книги
Гулять
Посещать театр, выставки
Играть в компьютерные игры
Потреблять алкоголь
Курить
Прыгать с парашютом
Исходя из выбранных Вами интересов, определите к какому типу личности относитесь Вы? Изменятся ли Ваши интересы с возрастом? Обоснуйте свою точку зрения.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Обществознание».
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ оценивания -
Критерии оценок практической работы, выполняемой индивидуально
Формируемые ОК З, У | Основные показатели оценки результата | Оценка 0\1 |
личностные | Самостоятельно называет и выполняет последовательные действия по достижению результата | 1 |
Выполняет работу в установленный преподавателем срок | 1 | |
метапредметные | Самостоятельно анализирует задание по ПР и делает выбор из известных способов её разрешения | 1 |
Самостоятельно находит корректирующие действия при совершении ошибки в ходе выполнения ПЗ | 1 | |
предметные | Самостоятельно находит необходимую для выполнения ПЗ информацию из указанных преподавателем источников | 1 |
Преобразует информацию, получаемую при выполнении ПР, в форму, удобную для анализа и обобщения | 1 | |
Самостоятельно формулирует выводы | 1 | |
У 1 | Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
| 1 |
Перевод баллов в отметку по универсальной шкале оценивания
«5» отлично – от 7 до 8 баллов
«4» хорошо - от 5 до 6 баллов
«3» удовлетворительно - 4 Балла