«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие» ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме «МЫ – ОДНА СТРАНА!»

Внеурочное занятие для обучающихся, развивающее чувство гражданственности и патриотизма.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов

по теме «МЫ – ОДНА СТРАНА!»

1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе федеральные занятия.

2. «День народного единства» - занятие, раскрывающее ценность общественного согласия.

План:


  1. Вступительное слово педагога.


  2. Основная часть.


  3. Закрепление материала.


  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Форма проведения: этическая беседа с элементами творческой деятельности.

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

• формировать ответственность за судьбу Родины;

• развивать умение делать выводы, обобщать;

• способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

• воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

• формирование у обучающихся исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны.

Задачи:

- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;


- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г., познакомить с героями Отечества (Мининым и Пожарским);

- расширять кругозор учащихся;

- развивать умение делать выводы, обобщать): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;

- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Ход классного часа

1.Организационный этап:

Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу

Видеоролик: https://razgovor.edsoo.ru/video/676/

II. Вступительное слово учителя.

2. Мотивационно-целевой этап.

Слайд 1

(рассказывает ученик)

Наталья Майданик
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель: 4 ноября в России отмечают праздник, который имеет красивое название «День народного единства»

Этот праздник достаточно новый, отмечается с 2005 года, т.е. ему всего 15 лет.  Однако у него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.

Слайд 2

Учитель: День народного единства связан с событием 1612 года. Именно 4 ноября  народное ополчение под предводительством земского старосты Кузьмы Минина и новгородского князя Дмитрия Пожарского выдворило из российской столицы польских интервентов. Более 10 тысяч людей из всех сословий России объединились и дали отпор врагу.

Как поляки оказались в Москве?

После смерти в 1598 году последнего царя из династии Рюриковичей Федора Иоанновича, который не оставил наследника и его младшего брата Дмитрия трон занял боярин Борис Годунов

Слайд 3

Учитель: Однако для знати его права на высшую власть являлись незаконными. Этим воспользовались самозванцы, выдававшие себя за погибшего царевича Дмитрия. В стране начался политический кризис, получивший название Смутного времени.

В 1609 году польский король Сигизмунд III начал против России военную интервенцию. Значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Власть перешла к совету бояр (Семибоярщина), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда. А Москва оказалась оккупирована польскими войсками.

Слайд 4

Учитель: В 1612 году народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде для освобождения русских земель от иноземных захватчиков, взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска.

Это событие имеет большое значение для страны. Во-первых, с изгнанием поляков завершилось Смутное время. Это было время разбоев, грабежей, голода, на троне один за другим сменялись самозванцы, которые выдавали себя за сына Ивана Грозного. Во-вторых, в стране избрали нового царя – Михаила Федоровича из династии Романовых. 

Как вы понимаете, что такое Смута? (Борьба между боярами и царской властью, тяжёлое экономическое положение государства, глубокий социальный разлад в стране.)

Что нужно для того, чтоб в государстве был порядок? (Правительство, армия, законы)

Ничего этого не было, не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства.

Слайд 5

Учитель: Перед вами портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Давайте познакомимся подробнее с героями этих событий.

Кузьма Минин (полное имя – Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий)

Минин был гражданином Нижнего Новгорода. Он был честным и добропорядочным торговцем, старостой города. Минин убеждал народ «стать за веру, за Отечество». В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались, прежде всего, к Минину.

Нижегородцы увлеклись предложениями Минина и решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Дмитрия Пожарского.

К нижегородцам скоро примкнули и другие города. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым во главе, а в октябре была Москва очищена от поляков.

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1614 гг.) – князь.

Пожарский происходил из князей суздальской земли, и принадлежал к, так называемым, «захудалым» княжеским родам, т.е. не игравшим важной роли в государственных делах.

В предыдущих сражениях Пожарский был ранен и лечил ранения в своей вотчине недалеко от Нижнего Новгорода, куда и прибыли посадские люди приглашать его сделаться начальником ополчения, которое затевалось в Нижнем Новгороде. Он согласился.

Слайд 6

Учитель: Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади – на самом сердце России.

Слайд 7

Учитель: Главное, в этом событие, что впервые не государство само себя защищало, не власть, а сам народ. Люди, которые возглавили это ополчение, не собирались становиться царями, ни занимать какие-то государственные посты. Люди просто восстановили государственную власть, избрали царя и передали ему власть. В этом, наверное, уникальная особенность данного праздника.

4 ноября совпадает с одним из православных праздников. Праздник иконы Казанской Божьей матери

Слайд 8

Учитель: Казанская икона Божьей Матери особо почитается русским православным народом. Праздник в честь нее – один из самых старых в России, он отмечался как общенародный с 17 века.

Совпадение этих двух праздников знаменательно. Икона Казанской Божьей матери не раз помогала русскому воинству. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу. И молитва была услышана. Эта икона помогла народному единству, победе, преодолению Смуты.

Позже в честь иконы Казанской Божьей матери и в память обо всех погибших в период смутного времени Дмитрий Пожарский на свои средства выстроил Казанский собор на Красной площади.

Слайд 9

Учитель: Как вы думаете, что защищали Минин и Пожарский с ополчением? (Родину)

Как называется наша Родина?

Россия – многонациональная страна, в ней живут разные народности

(рассказывает ученик)

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

       Действительно, народов и народностей в нашей стране очень много. Во-первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие. Всего же в настоящее время на территории нашей страны проживают более 100 народов. Поэтому её по праву называют многонациональной страной.

Учитель: чем отличается один народ от другого? (Языком, историей, культурой и др.)

Учитель: А что общего у всех народов, населяющих нашу страну? (Общая Родина — Россия)

Всем народам нужно относиться друг к другу с уважением, чтобы жить как одна семья. Нужно ценить их обычаи, жить дружно и в мире, в то же время гордиться традициями своего народа и сохранять их.

Слайд 10.

Учитель: для многих из нас «малая» Родина начинается с родного села, с родного города, с улицы нашего детства, со школьной скамьи.

 Бердск — это второй по численности город Новосибирской области, расположенный к югу от Новосибирска на берегу Обского моря в 40 километрах от областного центра. Город имеет давнюю историю, которая берет свое начало в 1716 году. Именно тогда на реке Бердь (правый приток Оби) был заложен острог. Статус города Бердск получил в 1944 году. Основная часть поселения оказалась в зоне затопления Обского моря. Несмотря на довольно продолжительный срок существования города, на его территории встречается не так много старинных построек. Большинство знаковых сооружений появились лишь во второй половине 20 века. Так или иначе, в Бердске определенно есть, на что посмотреть: многочисленные музеи, величественные храмы, самые разнообразные памятники и монументы, живописная природа, парки и многое другое вряд ли оставят равнодушными гостей города.

Слайд 11.

Учитель: История Бердска началась со строительства острога. Передвижение по неосвоенным сибирским землям сопровождалось возведением крепостей, которые служили защитой для жителей и транспорта. В стенах подобных поселений велась хозяйственная деятельность, развивалась культура. Со временем крепость преобразовалась в крупное поселение, которое продолжало расти и развиваться благодаря постоянно прибывающим туда людям. Регион также расширялся за счет укрепления рек. Так, из небольшого оборонительного сооружения получилось создать настоящий город, ставший малой родиной для многих поколений. Считается, что город имеет две даты рождения — 1716 и 1957 годы. Вторая дата связана с перенесением Бердска по причине строительства гидроэлектростанции и последовавшего за этим затопления. Биография Бердска не так хорошо изучена, как того хотелось. Ученые до сих пор не могут точно установить, откуда взялось название города и когда именно образовался Бердск. Известно, что возник он на реке, которая носит то же название. По одной из версий, территория, расположенная на берегах Берди, ранее принадлежала Берди Мурату, сыну Кучума. Также наименование реки могло произойти от татарского слова “бердыш”, которое обозначает стрелецкое оружие и с которым имело некоторое сходство устье реки. Согласно другой версии, название получилось путем видоизменения слова “берду”, которое означает “отдал”. Имеется в виду, что Хан Кучум подарил свою сыну реку. Таким образом, Бердь означает “подаренная”, “отданная”. Датой основания Бердского острога считается 1716 год. Крепость была заложена Иваном Буткеевым, плененным поляком, который прижился в России и стал служилым человеком. Спустя некоторое время вокруг сооружения образовался посад, который заселили ремесленники, торговцы. Вскоре здесь возник административный центр, объединивший вокруг себя несколько деревень. Последние образовались за счет людей, сбегавших в Сибирь из-за непосильных поборов. Крепость располагалась между Томском, Омском и Кузнецком. Экономика поселения активно развивалась, в результате чего было принято решение перенести сюда губернский город Томск. Строительство началось на правом берегу Оби. Поселение получило название Колывань. В 1873 году открылась Колыванская губерния. Территория получила развитие, однако томским купцам идея переселения не понравилась. Причиной тому было беспокойство о вероятном разливе Оби и высокой стоимости строительных работ. В результате пришлось отказаться от проекта и оставить все как есть.

Слайд 12.

Учитель:  Поселение было известно тем, что в нем жил и работал купец В. Горохов, имевший всероссийскую славу. В дореволюционное время он владел мельницей, которая по тогдашним меркам была крупнейшим предприятием в селе. Муку, которая производилась благодаря круглосуточной работе этой мельницы, продавали не только в другие города, но и за рубеж. Производство было настолько масштабным, что практически половина трудоспособного населения работало на Горохова. Кроме того, предприниматель открыл ремесленную школу, детскую колонию, принимал участие в строительстве церкви.

Слайд 13.

Учитель: у каждого народа своя история, свои традиции, свои промыслы. В 1810 году деревянную церковь уничтожил пожар, и в начале 19 столетия было решено возвести каменный храм взамен предыдущего. Величественное здание из белого камня выросло буквально за один год. Помимо внушительного внешнего вида, церковь могла похвастаться богатым интерьером. В 1938-1940 годах храм был закрыт, а вскоре в нем устроили местный клуб. Спустя годы церковь превратилась в руины, которые ныне покоятся на дне Обского моря. После войны Бердское село получило статус города, который начал успешно развиваться и расти. Однако в скором времени Бердску предстоял “переезд”. В 1953 году началось перемещение города по причине затопления. Понадобилось четыре года, чтобы перенести более одиннадцати тысяч построек, включая дома, больницы, магазины, школы, предприятия и многое другое. Людям пришлось переезжать в новый город, совсем незнакомый, пустой, необжитый. Послевоенный период На новом месте почти сразу организовали исторический музей. Местные жители приносили различные старые вещи, которые в итоге составили музейную экспозицию. Благодаря этому у горожан всегда есть возможность ознакомиться с историей Бердска, прикоснуться к предметам старины, телом и душой почувствовать дух того времени.

Слайд 14.

Учитель: Статус города Бердск получил в 1944 году, и в течение последующих десятилетий он его облик становился близким к современному. На сегодняшний день можно выделить огромное число значимых объектов, представляющих интерес как для местных жителей, так и для гостей города.


На сегодняшний день, Бердск развивается во всех направлениях – это один из самых крупных центров Сибирского округа. В Бердск еще во времена Советского Союза съезжались люди с разных регионов: татары, башкиры, азербайджанцы, украинцы, белорусы, русские, казахи, корейцы….

Учитель: Послушайте стихи о сегодняшнем празднике. (рассказывает ученик)

Наталья Майданик
ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры. 

4. Интерпретация результатов:

10–14 баллов - Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее