«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Пожарная безопасность"

Беседа о пожарной безопасности для школьников.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час по теме: « ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 7 класс


Цель: знать порядок действий учащихся на случай пожара; уметь применить стационарные и подручные средства пожаротушения, СИЗ; овладеть приемами оказания помощи при ожогах.

Оборудование: плакат «Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения»; огнетушители; плакат «Средства и способы оказания первой помощи при термических ожогах».

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Определение общих понятий о пожаре.

Рассказ учителя.

Большую опасность представляют пожары.

1) Пожар - это горение, в результате которого частично или полностью уничтожается материальная ценность, создается опасность для жизни людей. Пожары являются большим бедствием, они приносят большой ущерб в повседневной жизни в мирное время.

Локализировать пожар - остановить его на путях распространения, не дать ему развиться далее.

Ликвидировать - потушить его, не допустить повторного возгорания.

2) Основными причинами возникновения пожара могут быть:

- шалости детей с огнем,

- короткое замыкание электропроводов;

- при утечке газа - пользование спичками;

- возгорание телевизора;

- оставленные включенными без присмотра электроутюги, кипятильники, электроплиты и другие электронагревательные приборы;

- короткое замыкание в радиоприемнике;

- курение в постели в нетрезвом состоянии.

3) Опасные факторы горения:

- высокая температура воздуха;

- задымленность при видимости менее 10 м;

- большая концентрация окиси углерода и других вредных продуктов горения;

- возможность обрушения конструкций зданий;

- видимость в зоне задымления становится менее 10 м. Особенно в подвалах и на верхних этажах зданий.

4) Особенности горения синтетических материалов:

- горение сопровождается большим выделением ядовитых газов и дыма;

- синтетические материалы при горении плавятся и, попадая на тело, вызывают ожоги.

5) Способы прекращения горения веществ и материалов:

- охлаждение зоны горения веществ;

- изоляция реагирующих веществ от зоны горения;

- разбавление реагирующих веществ в зоне реакции негорючими веществами;

- химическое торможение реакции горения.

6) Приемы прекращения реакции горения.

- воздействие на поверхность горючих материалов огнетушащими средствами (вода, растворы-смачиватели, углекислота);

- создание изолирующего слоя в горючих материалах (нанесение на поверхность огнетушащих средств - пены, порошков, песка, покрывала и т. д.).

- при помощи взрыва;

- разборкой и сжиганием и т. д.;

- создание изолирующего слоя в проемах помещений, где происходит пожар.

III. Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения.

Сообщение учащихся.

Примерный материал для сообщения:

В отдельных случаях загорание можно ликвидировать первичными средствами пожаротушения:

- заливка очага пожара водой из ведра;

- засыпка очага пожара песком или землей;

- заливка водой из внутренних пожарных кранов;

- тушение пожара с использованием огнетушителей;

- применение покрывала из брезента.

Огнетушащие вещества вначале подаются в места наиболее интенсивного горения, при этом не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность:

- если горит вертикальная поверхность, воду нужно подавать на верхнюю часть;

- тушить пожар в задымленном помещении следует распыленной струей, так как она способствует осаждению дыма и снижению температуры;

- горящие жидкости лучше всего тушить пенообразующими составами, путем засыпки песком, землей, а также путем накрывания небольших очагов тяжелым покрывалом, одеждой;

- домашние вещи и одежду следует тушить водой, а зимой - выбросить на улицу и тушить снегом.

IV. Правила поведения и действия при возникновении пожара.

Объяснение учителя.

В условиях пожара люди могут оказаться в зданиях, на улице, в укрытиях, на предприятиях, в лесу, в поле и т. д.

Спасая пострадавших из горящего здания, соблюдайте правила:

- если для спасения людей нужно пройти через горящее помещение, то накройтесь с головой мокрым одеялом, куском мокрой ткани или плащом;

- дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени:

- через сильно задымленное помещение лучше всего двигаться ползком или пригнувшись;

- отыскивая пострадавших, окликните их, помните, что маленькие дети от страха прячутся под кровать, в шкафу и др. места;

- эвакуируя пострадавшего из горящего здания, постарайтесь накрыть его каким-нибудь покрывалом;

- если на вас загорится одежда, не нужно бежать - это больше раздует пламя. Лучше лечь на землю и, перекатываясь, сбить пламя.

V. Отравление токсичными продуктами горения.

Мнение специалиста (разъяснение врача-токсиколога).

Отравление угарным газом характеризуется:

- легкие отравления сопровождаются головной болью, общей слабостью, головокружением, тошнотой, шумом в ушах;

- тяжелые - рвотой, помутнением или потерей сознания. Цвет кожных покровов становится багровым. Тяжелые отравления часто заканчиваются смертью.

При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух в хорошо проветриваемое место, освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс, брючный ремень). Дать понюхать нашатырный спирт и натереть им виски. При появлении болей в области сердца дать под язык таблетку валидола.

При нарушении дыхания (редкое, поверхностное) требуется длительное проведение искусственного дыхания.

Еще более опасные отравления вызываются оксидом углерода. Оксид углерода опасен тем, что он в 200-300 раз активнее реагирует с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать организм кислородом. Наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, наступает депрессия, нарушение координации движений, а при остановке дыхания - смерть.

VI. Меры предосторожности от получения ожогов.

Мнение специалиста (врача-травматолога).

Ожоги - повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры (пламени, горячего пара, кипятка, щелочей, электрического тока или ионизирующего излучения).

Ожоги подразделяются на 4 степени:

1-я степень (легкая) - появляется как покраснение и припухлость отдельных участков кожи.

2-я степень (средней тяжести) - появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью светло-желтого цвета, поверхность под ними болезненная.

3-я степень (тяжелая) - сразу после травмы участки кожи выглядят светло-серыми или светло-коричневыми, чуть плотноватые на ощупь.

4-я степень (крайне тяжелая) - поверхность кожи становится коричневого (при обугливании - черного) цвета, плотная, безболезненная, нередко поражаются не только кожа, но и глубоколежащие ткани (мышцы).

Оказание помощи пострадавшим при пожаре начинается с тушения горящей одежды, с которой необходимо возможно быстрее сбить пламя и прекратить доступ воздуха к горящему месту.

Для этого пострадавшего накрывают одеялом, плащом, засыпают землей или катают по земле. После того, как сбито пламя, освободить обожженную часть тела от одежды, разрезать, не сдирая, приставшие к обожженной коже даже небольшие куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром и другими веществами. При ожогах первой степени положить марлевую салфетку, смоченную спиртом, при обширных ожогах, после наложения повязки, напоить пострадавшего горячим чаем, дав обезболивающие средства и тепло укутав, срочно доставить в больницу.

Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение и отношение к рассмотренным на занятии проблемам, сделать основные выводы.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее