Классный час по теме: « ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» 7 класс
Цель: знать порядок действий учащихся на случай пожара; уметь применить стационарные и подручные средства пожаротушения, СИЗ; овладеть приемами оказания помощи при ожогах.
Оборудование: плакат «Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения»; огнетушители; плакат «Средства и способы оказания первой помощи при термических ожогах».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Определение общих понятий о пожаре.
Рассказ учителя.
Большую опасность представляют пожары.
1) Пожар - это горение, в результате которого частично или полностью уничтожается материальная ценность, создается опасность для жизни людей. Пожары являются большим бедствием, они приносят большой ущерб в повседневной жизни в мирное время.
Локализировать пожар - остановить его на путях распространения, не дать ему развиться далее.
Ликвидировать - потушить его, не допустить повторного возгорания.
2) Основными причинами возникновения пожара могут быть:
- шалости детей с огнем,
- короткое замыкание электропроводов;
- при утечке газа - пользование спичками;
- возгорание телевизора;
- оставленные включенными без присмотра электроутюги, кипятильники, электроплиты и другие электронагревательные приборы;
- короткое замыкание в радиоприемнике;
- курение в постели в нетрезвом состоянии.
3) Опасные факторы горения:
- высокая температура воздуха;
- задымленность при видимости менее 10 м;
- большая концентрация окиси углерода и других вредных продуктов горения;
- возможность обрушения конструкций зданий;
- видимость в зоне задымления становится менее 10 м. Особенно в подвалах и на верхних этажах зданий.
4) Особенности горения синтетических материалов:
- горение сопровождается большим выделением ядовитых газов и дыма;
- синтетические материалы при горении плавятся и, попадая на тело, вызывают ожоги.
5) Способы прекращения горения веществ и материалов:
- охлаждение зоны горения веществ;
- изоляция реагирующих веществ от зоны горения;
- разбавление реагирующих веществ в зоне реакции негорючими веществами;
- химическое торможение реакции горения.
6) Приемы прекращения реакции горения.
- воздействие на поверхность горючих материалов огнетушащими средствами (вода, растворы-смачиватели, углекислота);
- создание изолирующего слоя в горючих материалах (нанесение на поверхность огнетушащих средств - пены, порошков, песка, покрывала и т. д.).
- при помощи взрыва;
- разборкой и сжиганием и т. д.;
- создание изолирующего слоя в проемах помещений, где происходит пожар.
III. Подручные (первичные) средства пожаротушения и порядок их применения.
Сообщение учащихся.
Примерный материал для сообщения:
В отдельных случаях загорание можно ликвидировать первичными средствами пожаротушения:
- заливка очага пожара водой из ведра;
- засыпка очага пожара песком или землей;
- заливка водой из внутренних пожарных кранов;
- тушение пожара с использованием огнетушителей;
- применение покрывала из брезента.
Огнетушащие вещества вначале подаются в места наиболее интенсивного горения, при этом не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность:
- если горит вертикальная поверхность, воду нужно подавать на верхнюю часть;
- тушить пожар в задымленном помещении следует распыленной струей, так как она способствует осаждению дыма и снижению температуры;
- горящие жидкости лучше всего тушить пенообразующими составами, путем засыпки песком, землей, а также путем накрывания небольших очагов тяжелым покрывалом, одеждой;
- домашние вещи и одежду следует тушить водой, а зимой - выбросить на улицу и тушить снегом.
IV. Правила поведения и действия при возникновении пожара.
Объяснение учителя.
В условиях пожара люди могут оказаться в зданиях, на улице, в укрытиях, на предприятиях, в лесу, в поле и т. д.
Спасая пострадавших из горящего здания, соблюдайте правила:
- если для спасения людей нужно пройти через горящее помещение, то накройтесь с головой мокрым одеялом, куском мокрой ткани или плащом;
- дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток свежего воздуха вызовет вспышку пламени:
- через сильно задымленное помещение лучше всего двигаться ползком или пригнувшись;
- отыскивая пострадавших, окликните их, помните, что маленькие дети от страха прячутся под кровать, в шкафу и др. места;
- эвакуируя пострадавшего из горящего здания, постарайтесь накрыть его каким-нибудь покрывалом;
- если на вас загорится одежда, не нужно бежать - это больше раздует пламя. Лучше лечь на землю и, перекатываясь, сбить пламя.
V. Отравление токсичными продуктами горения.
Мнение специалиста (разъяснение врача-токсиколога).
Отравление угарным газом характеризуется:
- легкие отравления сопровождаются головной болью, общей слабостью, головокружением, тошнотой, шумом в ушах;
- тяжелые - рвотой, помутнением или потерей сознания. Цвет кожных покровов становится багровым. Тяжелые отравления часто заканчиваются смертью.
При отравлении угарным газом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух в хорошо проветриваемое место, освободить от стесняющей одежды (расстегнуть ворот, пояс, брючный ремень). Дать понюхать нашатырный спирт и натереть им виски. При появлении болей в области сердца дать под язык таблетку валидола.
При нарушении дыхания (редкое, поверхностное) требуется длительное проведение искусственного дыхания.
Еще более опасные отравления вызываются оксидом углерода. Оксид углерода опасен тем, что он в 200-300 раз активнее реагирует с гемоглобином крови, чем кислород, вследствие чего красные кровяные тельца утрачивают способность снабжать организм кислородом. Наступает кислородное голодание, теряется способность рассуждать, человек становится равнодушным и безучастным, наступает депрессия, нарушение координации движений, а при остановке дыхания - смерть.
VI. Меры предосторожности от получения ожогов.
Мнение специалиста (врача-травматолога).
Ожоги - повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры (пламени, горячего пара, кипятка, щелочей, электрического тока или ионизирующего излучения).
Ожоги подразделяются на 4 степени:
1-я степень (легкая) - появляется как покраснение и припухлость отдельных участков кожи.
2-я степень (средней тяжести) - появляются пузыри, наполненные прозрачной жидкостью светло-желтого цвета, поверхность под ними болезненная.
3-я степень (тяжелая) - сразу после травмы участки кожи выглядят светло-серыми или светло-коричневыми, чуть плотноватые на ощупь.
4-я степень (крайне тяжелая) - поверхность кожи становится коричневого (при обугливании - черного) цвета, плотная, безболезненная, нередко поражаются не только кожа, но и глубоколежащие ткани (мышцы).
Оказание помощи пострадавшим при пожаре начинается с тушения горящей одежды, с которой необходимо возможно быстрее сбить пламя и прекратить доступ воздуха к горящему месту.
Для этого пострадавшего накрывают одеялом, плащом, засыпают землей или катают по земле. После того, как сбито пламя, освободить обожженную часть тела от одежды, разрезать, не сдирая, приставшие к обожженной коже даже небольшие куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром и другими веществами. При ожогах первой степени положить марлевую салфетку, смоченную спиртом, при обширных ожогах, после наложения повязки, напоить пострадавшего горячим чаем, дав обезболивающие средства и тепло укутав, срочно доставить в больницу.
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение и отношение к рассмотренным на занятии проблемам, сделать основные выводы.