«Зимний фестиваль знаний 2025»

Повесть А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".Урок-исследование.

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка". Урок-исследование, позволяющий исследовать текст произведения, вспомнить особенности повести.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок – исследование в 6 классе.

Урок разработал учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№37» г.Перми Сафронова Евгения Александровна.

Тема урока: Повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».

Основная цель урока: исследовать текст с целью получения новых знаний, вспомнить особенности повести и сказки.

Ход урока:

- На прошлом уроке мы познакомились с циклом А.С.Пушкина «Повести Белкина».

- Какие повести входят в этот цикл? («Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель»)

- Какую повесть из этого цикла мы прочитали? («Барышня-крестьянка»)

Постановка проблемы:

- Литературный критик 19 века В.Г.Белинский писал о «Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки».

-Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим сегодняшний урок. Это и есть тот проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернёмся к концу урока.

- Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

( проанализировать текст повести, его содержание, образы героев)

-Можем ли мы считать это целью нашего урока? (да, можем)

- Все ли слова высказывания Белинского понятны, что нужно объяснить или вспомнить? (повесть, сказка, побасёнка)

(По́весть —  жанр прозы, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Сюжет классической повести обычно сосредоточен вокруг образа главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий, в которых он принимает непосредственное участие. 

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Побасёнка - короткий забавный, занимательный рассказец)

- Мы вспомнили теоретическую информацию, необходимую для анализа текста, теперь приступим.

-Вы работает в группах, у каждой группы есть свое задание, свой аспект проблемного вопроса. Работаете вы в группе в течение 10-12 минут, а затем представляете классу свои выводы у доски.

Организация групповой исследовательской работы (10-12 минут)

Группа 1

Старшее поколение помещиков в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

  1. Выделите в тексте повести и проанализируйте фрагменты, в которых характеризуется быт героев. Внимательно перечитайте их, заполните таблицу.

  2. Сделайте вывод об особенностях быта, интересах, жизненных ценностях старшего поколения помещиков.

  3. Ответьте на вопрос: «Как данное описание помещиков соотносится с описанием сказочных героев? Присуще ли сказке такое описание бытовых реалий?»

Таблица

Быт И.И.Берестова и Г.И.Муромского

Линия сравнения

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения



Прошлое героя



Ведение хозяйства, дел



Отношение героев к детям



Отношение соседей к героям



Любимые занятия



Жизненные ценности



Группа 2

Образ Алексея Берестова.

  1. Объясните значение образов Алексея Берестова, используя цитаты их текста.

  2. Сделайте обобщение по результатам исследования.

  3. Ответьте на вопрос «Можно ли соотнести образ нашего героя с образами героев сказки?»


Группа 3

Образ Лизы Муромской

  1. Объясните значение образов Лизы, используя цитаты их текста.

  1. Сделайте обобщение по результатам исследования.

  1. Ответьте на вопрос «Можно ли соотнести образ нашей героини с образами героинь сказок?»



Группа 4

Отношения Лизы и Алексея.

  1. Проанализируйте данные вам иллюстрации, расположите их в хронологическом порядке так, чтобы получилась история развития отношений Лизы и Алексея

  2. Найдите цитаты из текста, подходящие к данным иллюстрациям, выразительно прочитайте их

  3. Ответьте на вопрос « Возможно ли развитие таких отношений в сказке?»

-Мы с вами увидели историю отношений Лизы и Алексея, но ведь автор нам не говорит о том, что же происходит дальше. Вашим домашним заданием будет подумать и написать продолжение повести, пофантазировать, каким может быть финал повести.

- Вы работали в группе, оцените работу каждого:

Заключительная беседа.


- Вернёмся к проблемному вопросу. В.Г.Белинский писал о «Повестях Белкина»:«Эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки». Согласны ли вы с этим мнением?

(Дети соглашаются с тем, что пушкинские повести занимательны, приводят аргументы в защиту этого суждения, но опровергают мысль о том, что это не художественные создания, а просто сказки и побасёнки, аргументируя тем, что Пушкин в них воссоздаёт реальные черты исторической эпохи, создаёт реалистические характеры помещиков, включает художественные описания природы, использует изобразительно-выразительные средства языка, речевую характеристику героев и т.д.)

- А как вы думаете, почему же Белинский так называет повести? (он, скорее всего, имеет в виду занимательный характер повестей)

Рефлексия

«А напоследок я скажу…» (слайд)

Домашнее задание

Творческая работа на тему «Каким я вижу финал повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» (прогнозирование продолжения).



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее