Пояснительная записка к учебной программе по ОБЖ для 9 класса
средней общеобразовательной школы.
Настоящая рабочая программа по ОБЖ разработана для 9-го класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» города Чебоксары Чувашской Республики.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.
В задачи ОБЖ входит:
● предвидеть опасность;
● распознать опасность;
● классифицировать опасность;
● избегать опасности;
● правильно действовать в опасной ситуации.
Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей, проживающих в условиях техносферы, по обеспечению личной и коллективной безопасности значительную роль, если не сказать – определяющую, играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также сформированности культуры безопасного поведения. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания конструктивного взаимодействия образовательных учреждений с различными ведомствами, обеспечивающими безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку населения, научно-методическую поддержку в области безопасности и здоровья. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, формирования культуры безопасного поведения и выработки привычек здорового образа жизни. Многие проблемы поможет решить курс ОБЖ, главной целью которого, как подчеркнуто в письме Минобразования Российской Федерации «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России» является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих жизни условиях и привитие навыков по оказанию помощи пострадавшим. Следует заметить, что данный курс, введенный в учреждениях общего и профессионального образования, представляет собой один из немногих интегрированных образовательных курсов. Его уникальная особенность обусловлена высокой социальной значимостью и общей воспитательной направленностью. Он включает в себя важнейшие компоненты, относящиеся к формированию культуры здорового образа жизни, бережному отношению к своему здоровью, умению сказать «нет» вредным привычкам
Отбор содержания учебного предмета ОБЖ исходит из следующих дидактических принципов.
1) Учет требований стандарта основного общего образования по данной предметной области.
2) Актуальность для подростков обсуждаемых проблем.
3) Принцип интеграции. Весь учебный материал подчинен принципу интеграции субъективных и объективных факторов, обеспечивающих безопасность в любой чрезвычайной ситуации.
4) Принцип психологической обусловленности позволяет обучающемуся быть не столько объектом, сколько субъектом образовательной деятельности.
5) Практическая направленность курса. Этот принцип обеспечивает формирование конкретных умений в процессе практических занятий как на уроках, так и во внеучебной деятельности.
6) Деятельностный подход. Реализация этого принципа обеспечивает активность и самостоятельность учебной деятельности школьника.
7) Культурологический принцип дает возможность расширить круг представлений школьников о проблемах здоровья, его укрепления и охраны.
Программное содержание курса построено по линейно-концентрическому принципу, то есть развертывается последовательно, постепенно усложняясь и расширяясь. В каждой теме обязательно выполняются практические задания, осуществляется проектная деятельность.
В 9 классе курс ОБЖ рассчитан на:
35 часа в год, 1 час в неделю.
Сроки реализации программы: 2020-2021 учебный год.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Планируемые результаты образовательной деятельности. Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: | |||
Основы комплексной безопасности | ||||
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. | |||
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
| ||||
| • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. | |||
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | ||||
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. | • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. | |||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни | ||||
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
| |||
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | ||||
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
| |||
Планируемые результаты образовательной деятельности. Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: | |||
Основы комплексной безопасности | ||||
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по | • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у |
Личностными результатами обучения в 8 классе являются:
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;
обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;
освоение основных понятий и научной терминологии; использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.
Содержание учебной программы ОБЖ для класса.
Когда человек сам себе враг (7 часов)
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (15 часов)
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и вовремя его. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида
Чрезвычайные ситуации социального характера. (7 часов)
Национальная безопасность (1 час)
Российской федерации. (1 часов)
Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
Промежуточная аттестация (1 час)
Итоговое повторение и обобщение (1 час)
Тематическое планирование 9 «А»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Когда человек сам себе враг. Курение и здоровье | 1 |
|
| Алкоголь и здоровье | 1 |
|
| Алкоголь и здоровье | 1 |
|
| Наркотикам и токсикомании «НЕТ!» | 1 |
|
| Наркотикам и токсикомании «НЕТ!» | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации и их классификация | 1 |
|
| Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясения | 1 |
|
| Извержение вулкана | 1 |
|
| Сели, оползни, обвалы и снежные лавины | 1 |
|
| Ураган, буря, смерч, цунами | 1 |
|
| Наводнения | 1 |
|
| Природные пожары | 1 |
|
| Природные пожары | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера. Экстремизм и терроризм | 1 |
|
| Промежуточная аттестация | 1 | Приложение №1 |
| Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму | 1 |
|
| Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму | 1 |
|
| Национальная безопасность | 1 |
|
| Национальная безопасность | 1 |
|
| Практическое занятие – первая помощь при ранении | 1 |
|
| Практическое занятие – первая помощь при ранении | 1 |
|
| Урок обобщения | 1 |
|