Пояснительная записка к учебной программе по ОБЖ для 8 класса
средней общеобразовательной школы.
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана для 8-го класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» города Чебоксары Чувашской Республики.
В 8 классе курс обществознание рассчитан на:
17,5 часов в год 0,5 часов в неделю.
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год.
Особенности рабочей программы
Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ ЗПР. Для данной категории обучающихся характерны:
Незрелость эмоционально-волевой сферы:
Сниженный уровень познавательной деятельности;
Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;
Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;
Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
В программе так же учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для восполнения пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития.
Особенности использования педагогических технологий
Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:
замедленный темп формирования обобщённых знаний,
интеллектуальная пассивность детей,
повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.
С учётом этих особенностей, в школе намечены пути обучения:
обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала)
обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений
обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения
постепенное сокращение помощи со стороны
постепенное повышение трудности заданий
постоянное уделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Личностными результатами обучения в 8 классе являются:
осознание важности здорового образа жизни;
соблюдение правил здорового образа жизни;
соблюдение правил безопасности в быту, в школе, на прогулках;
способность оценивать своё поведение в разных жизненных ситуациях;
способность предвидеть опасные ситуации и избегать их;
быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае неизбежности.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;
обобщением изученного материала, формулированием выводов о возможных причинах возникновения опасных ситуаций,
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
расширение знаний о здоровом образе жизни, ситуациях, которые нарушают его, и причинах их возникновения;
использование полученных знаний в учебных ситуациях, применение знаний для прогнозирования и оценки поведения;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Содержание учебной программы ОБЖ для класса.
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (2 часа)
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.
Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные
Современный транспорт и безопасность (4 часов)
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.
Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта
Безопасный туризм (7 часов)
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.
Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.
Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода
Промежуточная аттестация (1 час)
Практическое занятие - вязание туристических узлов (2 час)
Итоговое повторение и обобщение (2 час)
Тематическое планирование 8 «А»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
| Лес-это серьёзно | 1 |
|
| Водоём зимой и летом | 1 |
|
| Современный транспорт и безопасность | 1 |
|
| Опасные ситуации в метро | 1 |
|
| Авиакатастрофы | 1 |
|
| Железнодорожные катастрофы | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в туристических походах. Туризм – это отдых связанный с преодоление трудностей. | 1 |
|
| Движение по туристическому маршруту | 1 |
|
| Преодоление естественных препятствий | 1 |
|
| Обеспечение безопасности при выборе места бивуака | 1 |
|
| Если турист отстал от группы | 1 |
|
| Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | 1 |
|
| Узлы в туристическом походе Промежуточная аттестация | 1 |
|
| Промежуточная аттестация | 1 | Приложение № 1 |
| Практическое занятие - вязание туристических узлов | 1 |
|
| Повторение пройденного материала | 1 |
|
| Повторение пройденного материала | 1,5 |
|