«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Подъязычная связка и врожденные патологии языка

Аномалии языка - группа врожденных стоматологических заболеваний, причиной которых является нарушение внутриутробной закладки и развития органа. Одни аномалии представляют чисто анатомический дефект, другие - серьезным образом отражаются на таких важных функциях, как сосание, прием пищи, глотание, речь.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Тема: Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата» Аномалии в строении языка Слайд 1 Язык— небольшой мышечный орган человеческого тела. Расположен язык на дне (нижней стенке) полости рта и при сомкнутых зубах почти полностью заполняет ее, соприкасаясь при этом с твердым небом, деснами, зубами. Слайд 2

Классификация

Общепринятой классификации пороков языка в стоматологии не разработано. Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

  • Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).

  • Аномалии строения/формы - аплазия и аглоссия (отсутствие языка), расщепленный язык (двойной), зоб корня языка. Расщепление языка может быть полным и неполным. Зобом языка называют расположение щитовидной железы в толще корня органа.

  • Аномалии прикрепления - анкилоглоссия. Данная аномалия ограничивает подвижность языка в полости рта, и, следовательно, его функции.

  • Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа, за счет которых происходит увеличение его размера.

Аномалии языка Аномалии языка - группа врожденных стоматологических заболеваний, причиной которых является нарушение внутриутробной закладки и развития органа. Одни аномалии представляют чисто анатомический дефект, другие - серьезным образом отражаются на таких важных функциях, как сосание, прием пищи, глотание, речь. Аномалии развития языка – эмбриональные пороки, включающие в себя изменения формы, величины, строения органа. Изолированно такие аномалии встречаются сравнительно редко, обычно они сопутствуют другим зубочелюстным нарушениям: готическому небу, деформации челюстей, дистальному, открытому, перекрестному прикусу, лицевым расщелинам.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка?


Макроглоссия, или, как говорят логопеды, - массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге



Аномалии  в строении языка:

  • слишком маленький язык;

  • слишком большой язык.

  • длинный и узкий.

  • короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;

Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при физическом и умственном недоразвитии ребенка.

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по- разному влияют на звукопроизношение.

Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука [Р], иногда - звука [Л] и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, посколько для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика  языка.


патологически маленький язык (микроглоссия), или непомерно большой язык (макроглоссия).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются  проблемы с пищеварением, ребёнок  недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.


Макроглоссия, или, как говорят логопеды, — массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус.


Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге..

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»).


Язык – карта внутренних проблем

 

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей  также должен привлечь  слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему  порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка  вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет,  кончик языка отклоняется в сторону, — налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления — следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети  с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае  язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда  на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Подъязычная уздечка  может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров  приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых  отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  • Ø Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.

  • Ø Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».

  • Ø Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».

  • Ø Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.

  • Ø Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии  помешают своевременному появлению не только звуков [Р] — [Р’], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л’], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители  в большинстве  своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке.  Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка  якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и  создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

ПАТОЛОГИИ В СТРОЕНИИ ЯЗЫКА

Язык и связанные с ним проблемы (ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ)

Своевременный осмотр языка у ребенка 

Язык - сравнительно небольшой орган человеческого тела, тем не менее, именно в нём  могут скрываться причины, связанные не только с проблемами звукопроизношения, но и со здоровьем в целом.

В дальнейшем подобные осмотры должны проводиться минимум раз в год, лучше – раз в полгода          Все родители заинтересованы в том, чтобы их ребёнок рос здоровым, чтобы  у него своевременно появились звуки, а речь была свободной и выразительной. Поэтому хирург-стоматолог должен тщательнейшим образом осмотреть ротовую полость ребёнка ещё в роддоме, в крайнем случае – в первый месяц жизни.

Патологии в строении языка

Что особенного может быть в строении языка? Родителям разобраться в этом сложно. Стоматолог же сразу заметит неполадки. Например, патологически маленький язык (микроглоссия), или непомерно большой язык (макроглоссия).

Микроглоссия приводит к трудностям с кормлением: у малыша нарушаются процессы сосания, жевания и глотания, начинаются  проблемы с пищеварением, ребёнок  недобирает нужный вес и с каждым месяцем всё больше и больше отстаёт в своём психо-физическом развитии от сверстников, часто болеет. Впоследствии такой ребёнок начинает поздно говорить, у него множественные дефекты звукопроизношения. Маленький язычок не способен принять нужную артикуляционную позу: амплитуда его движений слишком мала.

В случае микроглосии,  детский хирург-стоматолог делает пластику языка. В каком возрасте? Это решает только врач. После операции – реабилитационный период и  занятия с логопедом.

Макроглоссия, или, как говорят логопеды, - массивный язык. Такой язык не умещается в ротовой полости и буквально вываливается изо рта. Для правильного звукопроизношения и приёма пищи это тоже большой минус. На помощь вновь приходит хирург-стоматолог, он делает операцию по уменьшению мышечной массы языка, то есть, пластику.

Некоторые родители долго тянут с проведением подобной операции: им жалко ребёнка.   К чему приводит подобная проволочка? Представьте себе семилетнего ребёнка, у которого  постоянно открыт рот, из него свисает язык, текут слюни, лицо амимично. Кому это понравится? Даже занятия с логопедом не дают ощутимых результатов: массивный язык не удаётся убрать в ротовую полость, он столь неповоротлив, что не может нормально произнести ни одного звука и двигается, словно неуклюжий медвежонок в берлоге. Ребёнок начинает стесняться своего внешнего вида, своей речи, с возрастом у него появляются комплексы и неврозы.

Да, операция травматична,  после неё какое-то время будут проблемы с едой, но все эти явления временные, зато потом – нормальный внешний вид и правильное звукопроизношение, конечно же,  при условии дальнейшей логопедической работы.

Бывает, что ребёнок рождается с раздвоенным языком (так называемый «змеиный язык»). Во времена средневековья участь человека с такой патологией была незавидной: подобный язык считался атрибутом нечистой силы. В наши дни эта ошибка природы уже не вызывает панического страха у окружающих и устраняется с помощью пластической операции. Если же родители не решаются на операцию и оставляют всё как есть, то помимо трудностей с приёмом пищи у ребёнка будут и проблемы со звукопроизношением.

Язык – карта внутренних проблем

К сожалению, проблемы, связанные с языком, не ограничиваются приведёнными выше примерами.

Внимание родителей  также должен привлечь  слишком бледный, рыхлый и вялый язык ребёнка. В таком языке понижен мышечный тонус (гипотонус), движения его медленные и нечёткие, принять нужную артикуляционную позу для произнесения того или иного звука ему  порой невозможно. Отсюда и ошибки в звукопроизношении: «каша во рту».

Если язык слишком напряжённый, отчего его спинка  вздёрнута, словно «горб», а в высунутом положении язык синеет,  кончик языка отклоняется в сторону, - налицо гипертонус. И в первом, и во втором случае следует показать ребёнка детскому неврологу, возможно, подобные явления - следствие родовой травмы, энцефалопатии или каких-то других заболеваний.

О чём ещё может «рассказать» язык ребёнка? Последнее время всё чаще встречаются дети  с «географическим языком». Поверхность такого языка покрыта разводами белого, бурого и розового цветов, очертаниями напоминающими карту материков, отсюда и название. При этом слизистая языка блестящая, словно отполированная, на ней слабо просматриваются вкусовые сосочки. Это состояние языка говорить о необходимости посетить аллерголога и гастроэнтеролога. Визит к логопеду тоже желателен. Как правило, чувствительность такого языка и подвижность существенно ограничены, поэтому приходится проводить артикуляционную гимнастику и постановку некоторых звуков.

Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками, словно морщинами. Этакий язычок-старичок. Он болезненно сух и малоподвижен, что отрицательно сказывается на звукопроизношении. Подобная особенность встречается при сбоях в эндокринной системе, так что не стоит откладывать визит к эндокринологу.

Чем раньше родители увидят «языковую проблему» своего ребёнка, тем успешней её можно будет решить, обратившись за помощью к специалистам.

Подъязычная уздечка 

Уздечка (связка) под язычком ребёнка недопустимо короткая, или она вовсе отсутствует? В последнем случае  язык желеобразный и студенистый, словно лишённый мышечной массы. Такой язык не справляется с правильным произнесением звуков. Операция здесь не поможет, вся надежда  на логопеда: с помощью специальных артикуляционных упражнений удаётся добиться многого: увеличить подвижность языка, подготовить его к правильному произнесению звуков.

Разглядеть подъязычную уздечку ребёнка непросто.  Хорошо, если эту процедуру проведёт стоматолог. Самим родителям хвататься за язык и приподнимать его не стоит. Во-первых, ребёнок вряд ли потерпит такое обращение, а во-вторых,  без достаточных знаний и умений можно серьезно травмировать слизистые оболочки ротовой полости. Продемонстрировать подъязычную уздечку должен сам ребёнок, причем добровольно. Придётся воспользоваться маленькими  хитростями.

Хитрость первая: «У меня язык поднимается высоко-высоко!» Взрослый широко открывает свой рот и тянет кончик языка к нёбу. «А у тебя?» - вопрошает он. Начинается состязание, во время которого вы стараетесь рассмотреть подъязычную уздечку ребёнка.

Хитрость вторая: «Кто звонче щёлкнет языком?» Щелчки производятся только при широко открытом рте. Язык верхней поверхностью крепко присасывается к нёбу. Это тот самый короткий  миг счастья, когда подъязычная уздечка предстаёт взору родителей во всей красе. Но миг этот  быстро проходит, и язык со звонким щелчком отрывается от нёба. Не успели разглядеть связку? Попросите ребёнка повторить упражнение ещё раз или воспользоваться третьей хитростью.

Хитрость третья: «У тебя во рту растёт гриб?» «А у меня – растёт!» - с интригующей интонацией говорит взрослый и демонстрирует чудеса артикуляции: присасывает язык к нёбу и удерживает его в этом положении некоторое время. Ребёнок любуется получившимся «грибком». «Давай и в твоём ротике вырастим грибок», - говорит взрослый. Вместе с ребёнком садитесь перед зеркалом и «лепите» грибок из его языка. Сразу  может и не получиться. Зато, когда грибок, наконец, «вырастет», можно будет без спешки и суеты разглядеть его «ножку», - ту самую подъязычную уздечку.

Её строение и размеры - самые разнообразные. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, даже тройную.

Подъязычная уздечка  может быть практически незаметной прозрачной плёночкой, совершенно не мешающей работе языка. А может быть плотной, массивной и короткой настолько, что малыш не в состоянии даже на пару миллиметров  приподнять язык кверху.

Рассмотрим несколько наиболее распространённых отклонений от нормы в строении подъязычной уздечки:

  •  Уздечка тонкая, почти прозрачная, но подъёму языка всё же препятствует.

  •  Уздечка тонкая, словно пергаментная бумага. Её передний край прикреплён близко к кончику языка. Из-за этого в высунутом положении язык (его кончик) раздваивается «сердечком».

  •  Уздечка представляет собой плотный короткий тяж, состоящий из сухожильных волокон. Он прикреплён близко к кончику языка Подъём языка вверх существенно ограничен. При попытке высунуть язык изо рта, его кончик заворачивается, а спинка языка «выбухает».

  •  Плотный короткий тяж уздечки намертво сросся с мышцами языка, он прикреплён практически к кончику языка. Все движения языка резко ограничены.

  •  Где уздечка, а где язык, понять трудно, они – единое целое. Создаётся впечатление, что язык сросся с дном ротовой полости. С таким языком не то что говорить, есть невозможно!

Все эти отклонения от нормы в строении подъязычной уздечки на первых порах будут затруднять процесс кормления ребёнка, а впоследствии  помешают своевременному появлению не только звуков [Р] - [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л'], заднеязычных [К], [Г], [Х].

Родители  в большинстве  своём не любят слушать доводы в пользу операции на подъязычной уздечке.  Они уповают на упражнения, с помощью которых короткая уздечка  якобы растягивается. Подобное заблуждение отмечается и среди логопедов. Хотим разочаровать: уздечка в процессе логопедической работы не растягивается, хотя с помощью специальных артикуляционных упражнений можно существенно увеличить подвижность языка, за счёт чего и  создаётся впечатление, что где-то что-то там «растянулось». На самом деле растягивается время постановки звуков, впустую тратятся силы и ребёнка, и логопеда.

Приходится констатировать: во всех пяти рассмотренных выше случаях отклонения от нормы операция необходима. В первом, втором и третьем вариантах предстоит лишь рассечение уздечки под местной анестезией. Возможно, и в два-три приёма. В четвёртом и пятом случае хирургическое вмешательство более сложное. Вероятна даже операция под общим наркозом и пластика языка. Да, родители будут говорить о психотравме, стрессе и так далее. Не станем спорить, перечислим лишь основные последствия  отказа от операции:

  • формирование неправильного прикуса: прогения (нижняя челюсть выдвинута вперёд), косой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус;

  • неправильное формирование нёбно-глоточного кольца: голос ребёнка приобретает гнусавый оттенок;

  • нарушение физиологического и речевого дыхания; формирование стойкого ротового дыхания; бесконечные простудные заболевания;

  • тихий «иссякающий» голос, невыразительная речь;

  • нарушения осанки: сутулость и искривление позвоночника.

  • сложная дислалия (многочисленные нарушения звукопроизношения, или нарушения звукопроизношения по всем фонетическим группам).

Это – далеко не полный перечень проблем.

Ребёнку легче пережить небольшой дискомфорт в процессе операции, чем всю жизнь страдать комплексом неполноценности из-за своей невнятной и малопривлекательной речи.

Конечно же, выбор - за родителями. Если они всё же решатся  на операцию, то должны посетить логопеда, педиатра и хирурга-стоматолога. Последний даёт направления на:

  • клинический анализ крови с гемосиндромом;

  • клинический анализ мочи.


Аномалии языка

Аномалии языка - группа врожденных стоматологических заболеваний, причиной которых является нарушение внутриутробной закладки и развития органа. Одни аномалии представляют чисто анатомический дефект, другие - серьезным образом отражаются на таких важных функциях, как сосание, прием пищи, глотание, речь.

Аномалии развития языка – эмбриональные пороки, включающие в себя изменения формы, величины, строения органа. Изолированно такие аномалии встречаются сравнительно редко, обычно они сопутствуют другим зубочелюстным нарушениям: готическому небу, деформации челюстей, дистальному, открытому, перекрестному прикусу, лицевым расщелинам. Часто являются составляющей наследственных синдромов (синдром Дауна, Ван-дер-Вуда, Тричер-Коллинза, Пьера-Робина, Апера). Как правило, аномалии языка, выявляются еще в детстве. При наличии подобных дефектов страдает алиментарная, артикуляционная функция, эстетическое восприятие внешности индивида. Все это неблагоприятно отражается на социализации ребенка, а потому требует своевременной коррекции.

Причины аномалий языка

Пороки языка имеют полиэтиологическую природу. Аномалии являются следствием нарушения внутриутробного развития, которое может быть обусловлено наследственными, эндогенными и экзогенными причинами. Все эти факторы воздействуют на ребенка на ранних этапах эмбриогенеза.


Предпосылками к возникновению врожденных патологий языка служат:

  • Генетические заболевания. Могут быть наследуемыми или развиваться в результате новых мутаций. Так, макроглоссия характерна для синдромов Беквит-Видемана, Дауна, Сотоса, наследственных мукополисахаридозов; гипо- и аглоссия – для синдрома Хангарта; складчатый язык является признаком синдрома Каудена и наследственных кератозов и т.д.

  • Экзогенные факторы. К данной группе причин относят воздействие на плод ионизирующей радиации, канцерогенов, химических веществ, радиоактивного излучения, пестицидов в продуктах питания, употребляемых беременной. Развитию челюстно-лицевых аномалий способствуют вредные привычки родителей (употребление алкоголя, наркотиков, курение), прием будущей матерью лекарственных препаратов с тератогенными эффектами.

  • Эндогенные факторы. Включают инфекционные и метаболические заболевания беременной: трихомоноз, токсоплазмоз, вирусные инфекции, гиповитаминоз и гипервитаминоз А, гипотиреоз и др. Количество врожденных черепно-лицевых дисморфий возрастает пропорционально увеличению возраста матери на момент зачатия.

Патогенез

Универсальные механизмы пороков развития языка не определены. Считается, что аномалии возникают при нарушении развития первой и второй жаберных дуг и роста язычковых зачатков. Существует мнение, что в конце второго месяца внутриутробного развития плода изменяется кровоснабжение жаберной дуги. До 2-го месяца кровь поступает из внутренней сонной артерии, а после - из наружной сонной артерии. Период изменения кровоснабжения может быть пусковым моментом в формировании пороков челюстно-лицевой области при наличии эндогенных и экзогенных отягощающих факторов.

Классификация

Общепринятой классификации пороков языка в стоматологии не разработано. Исходя из основных критериев (размер, строение, способ прикрепления), аномалии могут быть разделены на следующие группы:

  • Аномалии размера – макроглоссия (гипертрофированный язык), микроглоссия (уменьшенный в размерах язык).

  • Аномалии строения/формы - аплазия и аглоссия (отсутствие языка), расщепленный язык (двойной), зоб корня языка. Расщепление языка может быть полным и неполным. Зобом языка называют расположение щитовидной железы в толще корня органа.

  • Аномалии прикрепления - анкилоглоссия. Данная аномалия ограничивает подвижность языка в полости рта, и, следовательно, его функции.

  • Сочетанные аномалии – складчатый (бороздчатый, скротальный) язык. Характеризуется наличием складок и борозд на поверхности органа, за счет которых происходит увеличение его размера.

Симптомы аномалий языка

При бороздчатом языке на его спинке наблюдаются глубокие борозды и складки. Они располагаются в продольном и поперечном направлении. По срединной линия языка находится самая глубокая и длинная борозда, которая начинается от желобоватых сосочков и достигает кончика. Поперечные складки отходят от глубокой срединной, имеют меньший размер. При выдвижении языка можно хорошо рассмотреть складчатость, которая делит орган на множество долек. Слизистая оболочка дна и боковых поверхностей складок покрыта сосочками, характерными для нормальной слизистой. Заболевание может сочетаться с увеличением или уменьшением размера органа. Аномалия не беспокоит человека, зачастую обращение к стоматологу связано с тем, что пациенты принимают складки за трещины.

Микроглоссия отличается недоразвитием и уменьшением размера языка. В зависимости от степени выраженности порока возникает нарушение сосания, а в дальнейшем – речи. Бывают случаи, когда аномалия протекает бессимптомно. Макроглоссия сопровождается нарушением приема пищи, речи и дыхания. У ребенка формируется неправильный прикус за счет постоянного давления на зубные ряды. На боковых поверхностях языка видны отпечатки зубов. Из-за постоянно открытого рта слизистая оболочка пересыхает, что доставляет дискомфорт. Анкилоглоссия характеризуется укорочением уздечки, ее близким прикреплением к кончику языка или десне. Нарушаются функции речи, глотания, приема пищи.

При аглоссии – полном отсутствии органа – младенец не может осуществлять сосание, поэтому эта редкая аномалия требует зондового кормления. Расщепление языка характеризуется наличием двух половинок, которые полностью или частично разъединены. Заболевание требует хирургического вмешательства до того, как ребенок научится говорить. Язычные миндалины – врожденная патология, при которой наблюдается наличие увеличенных лимфатических узлов в корне языка. При этом нарушается расположение лимфатических узлов глоточного кольца.

Зоб языка – это редкая патология, при которой щитовидная железа локализируется в корне органа. В области слепого отверстия корня определяется образование размером от горошины до ореха. Зачатки железы могут располагаться в толще всего органа. Язык увеличен в размере, препятствует нормальному глотанию и артикуляции.

Осложнения

При недостаточном гигиеническом уходе за складчатым языком происходит скопление остатков пищи и микроорганизмов в бороздах слизистой, возникает воспаление - глоссит. При снижении иммунитета в бороздках начинает размножаться грибковая флора, что сопровождается появлением белого творожистого налета и неприятных зудящих ощущений – развивается кандидоз. При макроглоссии слизистая языка высыхает, легко травмируется, покрывается корочками, кровоточит. Слюна стекает из уголков рта, вызывает мацерацию кожи. Язычная миндалина может воспаляться при снижении реактивности организма. Возникает отек, припухлость, гиперемия и боль при глотании. Зачатки щитовидной железы в корне языка могут значительно увеличиваться, вызывая дисфагию, затруднение дыхания, осиплость голоса.

Диагностика

Диагностика язычных аномалий трудностей не представляет. Наличие серьезных пороков развития определяет неонатолог еще в роддоме, менее выраженные аномалии диагностируются стоматологом-терапевтом или хирургом при плановом осмотре. Дополнительные методы исследования применяются редко. Дифференциальную диагностику пороков проводят с глосситами, новообразованиями, воспалительными процессами. Основными методами диагностики являются:

  • Визуальный осмотр. Внутриротовой осмотр проводят с помощью двух зеркал. Оценивают размер, форму, цвет, структуру, анатомо-топографическое расположение органа. Осматривают слизистую оболочку языка, степень выраженности сосочков, наличие первичных и вторичных очагов поражения. Оценивают степень нарушения функций органа.

  • Телерентгенограмма (ТРГ). Исследование в боковой проекции позволяет судить о размерах, площади языка, его соотношении с зубами и челюстями. Изучение параметров ТРГ дает возможность определить наличие аномалий языка и окклюзии. При сложных сочетанных пороках выполняется КТ челюстей и лицевых костей.

Дифференциации требует врожденный и приобретенный складчатый язык: в последнем случае он может быть проявлением синдрома Мелькерсона-Розенталя. При данном синдроме также присутствуют другие симптомы - паралич лица, припухлость губ или лица. В некоторых клинических случаях аномалия напоминает склерозирующий глоссит в третичном периоде сифилиса, с которым также необходимо проводить дифференциацию.

Лечение аномалий языка

Методы лечения аномалий зависят от степени их выраженности, нарушений функций. В некоторых случаях специалисты избирают наблюдательную тактику и только спустя время принимают решение о необходимости хирургического вмешательства. При складчатом языке лечение не проводится, рекомендуется соблюдать гигиену полости рта. Терапия отсутствует при язычных миндалинах, микроглоссии.

Аномалии прикрепления, увеличение, расщепление языка устраняют хирургическим способом. Если анкилоглоссия нарушает сосание, иссечение уздечки языка проводится в роддоме. Если же сосание не нарушено, то операцию выполняют в старшем возрасте. При вмешательстве приросшую уздечку рассекают с помощью ножниц, скальпеля или лазера. При этом практически не возникает кровотечение, и не накладываются швы.

Хирургическое лечение увеличенного языка проводят в случае нарушения его функций, постоянного травмирования, изменения прикуса. Операция по устранению макроглоссии зависит от степени дисфункции. Расщепление языка оперируют в раннем возрасте. Во время пластической операции сшивают ткани и формируют целостный орган. Струма корня языка ведется консервативно, однако при осложнениях (кровотечениях, нарушении глотания и дыхания) выполняется частичное или радикальное удаление эктопированной железистой ткани.

Прогноз и профилактика

Полное отсутствие языка в сочетании с другими множественными пороками развития имеет неблагоприятный прогноз, может приводить к летальному исходу. Макроглоссия, анкилоглоссия, расщепление языка могут быть подвергнуты хирургической коррекции. Складчатый язык, язычные миндалины, язычный зоб не представляют угрозы для жизни, но должны наблюдаться специалистами (стоматологом, эндокринологом, отоларингологом). Специфической профилактики аномалий развития не существует. Общепревентивные меры состоят в отказе от вредных привычек, лечении хронических болезней, приеме поливитаминов беременной, правильном питании и образе жизни.
Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_stomatology/tongue-anomaly



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее