«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Подгруппа азота.

Разработка описывает строение атомов элементов главной подгруппы пятой группы; физические и химические свойства азота и основные области его использования.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированное занятие  «Подгруппа азота» элективного курса  «Биогенные элементы нашей жизни»   Автор: Иванова Татьяна Васильевна учитель химии МБОУ СОШ №2 город Батайск Ростовской области

Интегрированное занятие «Подгруппа азота» элективного курса «Биогенные элементы нашей жизни»

Автор: Иванова Татьяна Васильевна учитель химии МБОУ СОШ №2

город Батайск

Ростовской области

Скажи мне - и я забуду   покажи мне – и я запомню   вовлеки меня в процесс - и я пойду   отойди – и я буду действовать.   Конфуций

Скажи мне - и я забуду покажи мне – и я запомню вовлеки меня в процесс - и я пойду отойди – и я буду действовать. Конфуций

г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Если нет желания учиться

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Если нет желания учиться

  • Существует много приемов воздействия на эмоциональную сферу обучающихся НО! есть три универсальные познавательные эмоции, которые возникают у любого человека, когда он сталкивается с противоречием при овладении новым материалом: удивление, недоумение, восхищение
г.Батайск  МБОУ СОШ №2 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»  Л.Н.Толстой

г.Батайск МБОУ СОШ №2

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»

Л.Н.Толстой

г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Четыре столпа современного образования :  научиться делать научиться жить научиться познавать научиться жить вместе ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИМИТАЦИОННОГО моделирования КОММУНИКАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ самоопределенческая РЕФЛЕКСИВНАЯ технологии

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Четыре столпа современного образования :

научиться делать

научиться жить

научиться познавать

научиться жить вместе

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ИМИТАЦИОННОГО

моделирования

КОММУНИКАТИВНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

самоопределенческая

РЕФЛЕКСИВНАЯ

технологии

г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Принципы обучения

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Принципы обучения

  • вне деятельности нет развития;
  • знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
  • ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
г.Батайск  МБОУ СОШ №2 учителя Задача Стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение  определенной суммой  знаний  и через деятельность на уроке , предусматривающую решение проблем, показать практическое применение   полученных знаний

г.Батайск МБОУ СОШ №2

учителя

Задача

Стимулировать интерес

обучающихся к определенным

проблемам, предполагающим владение

определенной суммой знаний

и через деятельность на уроке ,

предусматривающую решение проблем,

показать практическое применение

полученных знаний

Роли участников образовательного процесса  г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Ученик – активный субъект деятельности Учитель –организатор учебной деятельности, способный к проектированию учебного процесса Основу ФГОС составляет  методика сотрудничества с  учеником, использование  системно-деятельностного подхода, практико- ориентированного метода обучения

Роли участников

образовательного процесса

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Ученик – активный

субъект деятельности

Учитель –организатор учебной деятельности, способный к проектированию учебного процесса

Основу ФГОС составляет

методика сотрудничества с

учеником, использование

системно-деятельностного

подхода, практико-

ориентированного метода

обучения

г.Батайск  МБОУ СОШ №2  Цели занятия     Надпредметные: 1.Способствовать развитию: - логического мышления уч-ся, - умений сравнивать, обобщать данные и делать выводы, - выбирать критерии для классификации.  2. Создать условия для воспитания взаимопомощи, умения работать в  группе.  3. Способствовать формированию личностных смыслов в усвоении  информации, касающейся бережного отношения к своему здоровью. Предметные:  Обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений; умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций; навыки в решении расчётных и экспериментальных задач. Цели занятия для ученика: 1. Учиться общаться, работать в группе. 2. Повторить состав, строение, свойства простых веществ, образованных элементами подгруппы азота 3. Проводить химический эксперимент. 4. Знать технику безопасности при работе с веществами.  

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Цели занятия

  •  

Надпредметные:

1.Способствовать развитию:

- логического мышления уч-ся,

- умений сравнивать, обобщать данные и делать выводы,

- выбирать критерии для классификации.

2. Создать условия для воспитания взаимопомощи, умения работать в

группе.

3. Способствовать формированию личностных смыслов в усвоении

информации, касающейся бережного отношения к своему здоровью.

Предметные:

Обобщить, закрепить, систематизировать и проверить степень усвоения знаний о свойствах азота, фосфора и их соединений;

умение в составлении ионных уравнений, окислительно-восстановительных реакций;

навыки в решении расчётных и экспериментальных задач.

Цели занятия для ученика:

1. Учиться общаться, работать в группе.

2. Повторить состав, строение, свойства простых веществ, образованных элементами подгруппы азота

3. Проводить химический эксперимент.

4. Знать технику безопасности при работе с веществами.

 

г.Батайск  МБОУ СОШ №2 групповая работа Структура занятия

г.Батайск МБОУ СОШ №2

  • групповая работа

Структура занятия

  • вводное слово учителя
  • выполнение заданий
  • рецензии ответов
  • оценка групповой работы
  • подведение итогов
г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Нет “актеров” и “зрителей” , все – участники .  Правила совместной работы   СОЦИАЛЬНАЯ Говорить так, чтобы тебя понимали Будь активным, стремись к успеху Критикуются идеи, а не личности Возражай Цель деятельности найти лучшее решение

г.Батайск МБОУ СОШ №2

  • Нет “актеров” и “зрителей”
  • , все – участники .

Правила совместной работы

СОЦИАЛЬНАЯ

Говорить так, чтобы тебя понимали

Будь активным, стремись к успеху

Критикуются идеи, а не личности

Возражай

Цель деятельности найти лучшее решение

Подгруппа азота I. Постановка целей

Подгруппа азота

I. Постановка целей

  • Вопрос учащимся: «Как сформулировать цель урока?» (учащиеся предлагают свои варианты).
  • Цель урока написана на обратной стороне доски.
  • На столе учителя набор фигур с цветовыми сигналами (красный, жёлтый, зелёный). Учащиеся выбирают фигуру и садятся в ту группу, где находится соответствующий сигнал.
г.Батайск  МБОУ СОШ №2 II Интеллектуальная разминка Азот N Фосфор P Мышьяк As Сурьма Sb Висмут Bi

г.Батайск МБОУ СОШ №2

II Интеллектуальная разминка

Азот N

Фосфор P

Мышьяк As

Сурьма Sb

Висмут Bi

г.Батайск  МБОУ СОШ №2  Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.   - «ядовитый воздух»   - «дефлогистированный  воздух»   - «испорченный воздух»    - «удушливый воздух»   - «безжизненный воздух»   В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд В 1772 году английский химик Джозеф Пристли В 1773 году шведский химик- аптекарь Карл Шееле В 1774 году английский химик Генри Кавендиш В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье И это все об азоте

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.

- «ядовитый воздух»

- «дефлогистированный

воздух»

- «испорченный воздух»

- «удушливый воздух»

- «безжизненный воздух»

В 1772 году шотландский химик,

ботаник и врач Даниел Резерфорд

В 1772 году английский химик

Джозеф Пристли

В 1773 году шведский химик-

аптекарь Карл Шееле

В 1774 году английский химик

Генри Кавендиш

В 1776 году французский химик

Антуан Лавуазье

И это все об азоте

Электронные формулы P N 2p 6 3s 2 3p 3 2p 3 2s 2 2s 2 1s 2 1s 2 Вопрос Ответ

Электронные формулы

P

N

2p 6

3s 2

3p 3

2p 3

2s 2

2s 2

1s 2

1s 2

Вопрос

Ответ

Выбери шар 2 1 3 4 5 Задание

Выбери шар

2

1

3

4

5

Задание

N P As Bi Sb 83 33 15 7 14,007 121,75 74,922 30,974 Найди порядковый номер и относительную атомную массу азота Нажми на каждый элемент Задание Действие Порядковый номер Ar

N

P

As

Bi

Sb

83

33

15

7

14,007

121,75

74,922

30,974

Найди порядковый номер и относительную атомную массу азота

Нажми на каждый элемент

Задание

Действие

Порядковый номер

Ar

Соотнеси Нажми на формулу H 3 PO 3 HNO 3 (HPO 3 ) n H 3 PO 4 HNO 2  Ортофосфорная кислота Метафосфорная кислота Азотистая кислота Азотная кислота Фосфористая кислота Подсказка

Соотнеси

Нажми на формулу

H 3 PO 3

HNO 3

(HPO 3 ) n

H 3 PO 4

HNO 2

Ортофосфорная кислота

Метафосфорная кислота

Азотистая

кислота

Азотная

кислота

Фосфористая кислота

Подсказка

Таинственный элемент Этот элемент открыт совершенно случайно 8 В 1669 году алхимиком Брандом 1 5 7 6 4 3 2 с о о е с в н т Назван « phosphorus» - фосфор Зашифрованное слово – это перевод слова фосфор с греческого Нужная информация Иллюстрация Часто встречается в русской химической литературе XIX века ответ

Таинственный элемент

Этот элемент открыт совершенно случайно

8

В 1669 году алхимиком Брандом

1

5

7

6

4

3

2

с

о

о

е

с

в

н

т

Назван « phosphorus» - фосфор

Зашифрованное слово – это перевод слова фосфор с греческого

Нужная информация

Иллюстрация

Часто встречается в русской химической литературе XIX века

ответ

Таинственный элемент 1 С С Слово укоренилось только в русском и французском языках е 2 е 3 л Словесный гибрид 4 и 5 т Образовано от латинского – селитра и греческого - рождение р 6 р 7 о Пытались перевести это слово на русский язык 8 т Нужная информация 9 в в 10 о о Иллюстрация Это слово было неудобопроизносимым 11 р р ответ

Таинственный элемент

1

С

С

Слово укоренилось только в русском и французском языках

е

2

е

3

л

Словесный гибрид

4

и

5

т

Образовано от латинского – селитра и греческого - рождение

р

6

р

7

о

Пытались перевести это слово на русский язык

8

т

Нужная информация

9

в

в

10

о

о

Иллюстрация

Это слово было неудобопроизносимым

11

р

р

ответ

Таинственный элемент Азот открыт почти одновременно несколькими исследователями 3 1 2 9 8 7 6 5 4 Название от греческой отрицательной приставки «а» и слова «зоэ» и о т н л в о Г р т л в Название означало «безжизненный» Название часто встречалось в русской химической литературе начала XIX века Нужная информация Иллюстрация ответ

Таинственный элемент

Азот открыт почти одновременно несколькими исследователями

3

1

2

9

8

7

6

5

4

Название от греческой отрицательной приставки «а» и слова «зоэ»

и

о

т

н

л

в

о

Г

р

т

л

в

Название означало «безжизненный»

Название часто встречалось в русской химической литературе начала XIX века

Нужная информация

Иллюстрация

ответ

г.Батайск  МБОУ СОШ №2 Азот образует прочные двухатомные молекулы N 2 с малым расстоянием  между ядрами

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Азот образует прочные двухатомные молекулы N 2 с малым расстоянием между ядрами

г.Батайск  МБОУ СОШ №2  Азот в соединениях может проявлять как  отрицательную, так и положительную СО.

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Азот в соединениях может проявлять как

отрицательную, так и положительную СО.

г.Батайск  МБОУ СОШ №2  Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»? Чем обусловлена химическая инертность азота?  В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее название - азот, т.е. «безжизненный»?

Чем обусловлена химическая инертность азота?

В какое соединение превращается азот в верхних слоях атмосферы во время грозовых разрядов?

г.Батайск  МБОУ СОШ №2  Как получают азот в промышленности?  Почему азот называют «элементом жизни»? Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?  Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

г.Батайск МБОУ СОШ №2

Как получают азот в промышленности?

Почему азот называют «элементом жизни»?

Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?

Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?

1. Степень окисления азота в оксиде NO 2 равна. А) +2; К Б) +4; А В) -4. Н  2. Как называются соли азотной кислоты А) нитраты; М Б) нитриты; И В) нитриды. Л  3. В каких из указанных реакций азот N 2 играет роль восстановителя? А) N 2 + 3Mg = Mg 3 N 2 ; К Б) N 2 + 3F 2 = 2NF 3 ; М В) N 2 + 3H 2 = 2NH 3 Н
  • 1. Степень окисления азота в оксиде NO 2 равна.
  • А) +2; К Б) +4; А В) -4. Н
  • 2. Как называются соли азотной кислоты
  • А) нитраты; М Б) нитриты; И В) нитриды. Л
  • 3. В каких из указанных реакций азот N 2 играет роль восстановителя?
  • А) N 2 + 3Mg = Mg 3 N 2 ; К Б) N 2 + 3F 2 = 2NF 3 ; М В) N 2 + 3H 2 = 2NH 3 Н

III. Прохождение маршрута командами

  • По результатам выполненных заданий должно получиться слово. Ответы закодированы буквами русского алфавита.
  • I команда

25

III. Прохождение маршрута командами 4. С каким из указанных веществ взаимодействует конц. HNO 3 с образованием NO 2 ? А) Сu; И Б) ZnO; А В) Ag. О  5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции NH 3 + O 2 = N 2 +H 2 O равна: А) 7; Т Б) 10; С В) 15. А  6. Сколько молей азотной кислоты расходуется на с 10 г карбоната кальция? А) 0,1 моль; М Б) 2 моль; У
  • III. Прохождение маршрута командами
  • 4. С каким из указанных веществ взаимодействует конц. HNO 3 с образованием NO 2 ?
  • А) Сu; И Б) ZnO; А В) Ag. О
  • 5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции NH 3 + O 2 = N 2 +H 2 O равна:
  • А) 7; Т Б) 10; С В) 15. А
  • 6. Сколько молей азотной кислоты расходуется на с 10 г карбоната кальция?
  • А) 0,1 моль; М Б) 2 моль; У В) 0,2 моль. К (АММИАК)
II команда

II команда

  • Степень окисления азота в оксиде азота N 2 O равна
  • А) +2; К Б) +1; Н В) +4. О
  • 2. Как называются соли азотистой кислоты
  • А) нитраты; А Б) нитриты; И В) нитриды. В
  • 3. В каких из указанных реакций азот N 2 играет роль окислителя?
  • А) N 2 + 3Mg = Mg 3 N 2 ; Т Б) N 2 + 3F 2 = 2NF 3 ; Б В) N 2 + O 2 = 2NO В
II команда

II команда

  • 4. В молекуле азота связь
  • А) одинарная; Л Б) двойная; С В) тройная. Р
  • 5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции NH 3 + O 2 = NO + H 2 O равна
  • А) 19; А Б) 9; У В) 12. И
  • 6. Какой объём углекислого газа выделяется в реакции азотной кислоты с 21,2 г карбоната натрия?
  • А) 2,24 л; М Б) 44,8 л; Х В) 4,48 л Т (НИТРАТ)
III команда

III команда

  • 1. Степень окисления фосфора в оксиде Р 2 О 5 равна
  • А) +3; А Б) +5; Ф В) – 3. К
  • 2. Как называются соли фосфорной кислоты?
  • А) фосфиды; А Б) фосфориты; У В) фосфаты. О
  • 3. В каких из указанных реакций фосфор играет роль восстановителя?
  • А) 2Р+8Н 2 О=2Н 3 РО 4 +5Н 2 С Б) 3Са+2Р=Са 3 Р 2 М В)3Nа+Р= Nа 3 Р Н
III команда

III команда

  • 4. С каким из указанных веществ взаимодействует оксид фосфора (V) Р 2 О 5 ?
  • А) НNО 3 Н Б) NаОН Ф В)СО 2 А
  • 5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции РН 3 +О 2 =Р 2 О 5 +Н 2 О равна
  • А) 10 И Б) 6 А В) 4 О
  • 6) Сколько граммов соли образуется в реакции фосфорной кислоты с 12г гидроксида натрия.
  • А) 16,4г Д Б)98г К В) 19,6г Т (ФОСФИД)
IV. Защита полученных результатов Представители команд защищают выполненные задания. Учитель подводит итог работы команд.

IV. Защита полученных результатов

Представители команд защищают выполненные задания. Учитель подводит итог работы команд.

NH 3 Аммиак Легче воздуха Молекулярная кристаллическая решетка Газ, с характерным запахом. Хорошо растворим в воде NH 3 H 2 O

NH 3

Аммиак

Легче воздуха

Молекулярная

кристаллическая

решетка

Газ,

с характерным

запахом.

Хорошо растворим в воде

NH 3

H 2 O

Свойства Применение NH 3 Рассчитайте массовую долю азота в аммиачной селитре Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната аммония Как осуществить превращения? NH 3 → NO → NO 2 HNO 3 Составьте окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида аммония с оксидом меди. Рассчитайте объем аммиака для приготовления 50г 5% - ного нашатырного спирта (при н.у.)  Какой объем при нормальных условиях будет занимать 1 кг жидкого аммиака. Аммиак Аммиак - газ. содержит ценный для растений элемент - азот. Аммиак имеет резкий запах. Взаимодействует с При испарении Кислородом. жидкого аммиака поглощается Аммиак-  хороший большое восстановитель количество теплоты.

Свойства

Применение

NH 3

Рассчитайте массовую долю азота в аммиачной селитре

Запишите уравнение реакции разложения гидрокарбоната аммония

Как осуществить превращения?

NH 3 → NO → NO 2 HNO 3

Составьте окислительно-восстановительную реакцию взаимодействия хлорида аммония с оксидом меди.

Рассчитайте объем аммиака для приготовления 50г 5% - ного нашатырного спирта (при н.у.)

Какой объем при нормальных условиях будет занимать 1 кг жидкого аммиака.

Аммиак

Аммиак - газ.

содержит

ценный для

растений элемент

- азот.

Аммиак имеет

резкий запах.

Взаимодействует с

При

испарении

Кислородом.

жидкого

аммиака

поглощается

Аммиак-

хороший

большое

восстановитель

количество теплоты.

Азотная кислота

Азотная кислота

Строение  Одна связь с кислородом образуется по донорно-акцепторному механизму, но из-за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными.

Строение

Одна связь с кислородом образуется по донорно-акцепторному механизму, но из-за близости расположения атомов в молекуле становятся равноценными.

Применение Азотная кислота широко используется для производства азотных удобрений, искусственных волокон, органических красителей, лаков и взрывчатых веществ.

Применение

Азотная кислота широко используется для производства азотных удобрений, искусственных волокон, органических красителей, лаков и взрывчатых веществ.

Фосфор Р Фосфор ( Phosphorus-Cветоносец)

Фосфор

  • Р Фосфор
  • ( Phosphorus-Cветоносец)

  • неметалл,
  • Ar=31
  • V группа, главная подгруппа
  • 3 период, 3 ряд
  • степени окисления -3.0,+1,+3,+5.
  • оксиды Р 2 О 3 и Р 2 О 5 - оба оксида кислотные
  • Кислоты:
  • H 3 PO 3 –фосфористая кислота H 3 PO 4 –фосфорная кислота
  • летучее водородное соединение РН 3 -газ фосфин ( связь ковалентная почти неполярная)
Красный фосфор применяют для изготовления спичек и как наполнитель (пары) в лампах накаливания для производства удобрений и кормовых добавок для животных.
  • Красный фосфор применяют для изготовления спичек и как наполнитель (пары) в лампах накаливания для производства удобрений и кормовых добавок для животных.
V .Рефлексия

V .Рефлексия

  • Учащиеся высказывают мнение об уроке. Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !!!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее