Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ в УМК серии «Rainbow English» для основной и старшей школы характеризуется:
использованием элементов формата ЕГЭ, начиная с УМК 5
последовательным увеличением количества заданий в формате ЕГЭ
последовательным увеличением сложности заданий в формате ЕГЭ
наличием подобных заданий во всех компонентах УМК каждой параллели, включая рабочие тетради и лексико-грамматические практикумы
увеличением количества подобных заданий в старших классах
Большое значение при работе по УМК серии «Rainbow English» имеет:
• обязательное повторение ранее изученного материала;
• постепенное нарастание сложности изучаемого материала;
• взаимосвязь и единство фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного аспектов;
• ориентация на современный литературный английский язык в его британском варианте с привлечением определенных фактов, типичных для американского варианта английского языка;
Цель ОГЭ – сопоставление уровня овладения английским языком конкретного учащегося с уровнем обучения, заявленным во ФГОС и примерных программах в качестве эталонного. Государственный экзамен – это форма итогового контроля и направлена на то что бы выяснить на сколько учащиеся выполнили программу школы. Я хочу представить УМК «Rainbow English» - учебник основной школы и упражнения, которые готовят к ОГЭ и ЕГЭ взяты конкретно из учебников и рабочих тетрадей с 5 по 11 классов. Важной отличительной особенностью является активная подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
УМК для 5–9 классов готовят учащихся к сдаче экзаменов в формате ГИА, УМК для 10–11 классов – к ЕГЭ. Фактически каждый урок (Step) любого учебника и рабочей тетради для основной школы содержит задания, помеченные значком SFA (State Final Assessment). Их последовательное выполнение дает возможность учащимся хорошо подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе. Через учебники и рабочие тетради для 10–11 классов красной нитью проходят задания, помеченные символом NEF (National Examination Format), выполнение которых нацелено на подготовку к ЕГЭ.
Аудирование представлено во всех требуемых по формату вариантах заданий и в достаточном количестве (10-11 заданий на учебную ситуацию). На всех этапах происходит развитие умений понимания текстов для аудирования с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (понимание основного содержания, выборочное и полное понимание текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. При этом предусматривается развитие следующих умений:
— предвосхищать содержание устного текста по началу сообщения и выделять тему, основную мысль текста;
— выбирать главные факты, опускать второстепенные;
— выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера (объявления, прогноз погоды и пр.) с опорой на языковую догадку, контекст;
— игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания. В каждом классе формат упражнений одинаков, только меняется объем и лексический материал ан котором строится задание. Работая с аудиотекстом мы отрабатываем лексические, грамматические и фонетические навыки, кроме этого дают информацию для обсуждения, что предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма.
Чтение представлено во всех требуемых по формату вариантах заданий и в достаточном количестве (10-11 заданий на учебную ситуацию). Чтение и понимание аутентичных текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: понимание основного содержания (ознакомительное чтение), полное понимание (изучающее чтение), выборочное понимание нужной или интересующей информации (просмотровое чтение. Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание каждого классов. Предполагается формирование следующих умений:
— прогнозировать содержание текста по заголовку;
— понимать тему и основное содержание текста (на уровне фактов и смыслов);
— выделять главные факты из текста, опуская второстепенные;
— выделять смысловые вехи, основную мысль текста;
— понимать логику развития смыслов, вычленять причинно-следственные связи в тексте; — кратко, логично излагать содержание текста;
— оценивать прочитанное, сопоставлять факты.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст, статью или несколько коротких статей из газеты, журнала, сайтов Интернета и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего ее использования в процессе общения или для расширения знаний по изучаемой теме. Задания и в учебнике и в рабочей тетради представлены в формате итоговой аттестации, тематическое содержание отражает интересы современных школьников и направлено на достижение метапредметных результатов и на формирование личностных качеств.
Техника чтения работа над техникой чтения ведется непрерывно со 2 по 11 класс. Тексты для чтения вслух представлены в рабочих тетрадях 9-11 классов.
Письмо. На всех этапах происходит совершенствование сформированных навыков письма и дальнейшее развитие умений:
— делать выписки из текста;
— составлять план текста;
— писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объем — до 40 слов, включая адрес);
— заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес, цель визита (при оформлении визы);
— писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях в жизни и делах, выражать просьбы и благодарность), используя усвоенный ранее языковой материал и предметные знания по пройденным темам, употребляя необходимые формы речевого этикета. Задания начинаются с тренировки, как письма, так и связанное с ним говорение. Простейшие упражнения необходимы перед написанием любого текста или письменного высказывания и чтобы подготовиться надо выполнить тренировочные упражнения. Написание письма, раскрыв каждый пункт плана, ответы на вопросы – эти упражнения приближенные к формату ЕГЭ. Данные задания направленные на написание текста на уже пройденную тему. Данный УМК насыщен творческими упражнениями, которые направлены не только на то что бы ученик просто переписывает упражнение, но и дополняет деталями, используя ранее изученную лексику. Творческое письмо представлено во всех требуемых по формату вариантах заданий и в достаточном количестве
Упражнения на отработку грамматику и лексики данные в формате ОГЭ и ЕГЭ ограничены той темы и лексическим уровнем той темы, которую изучают учащиеся, при этом они знакомятся с формой упражнения и на экзамене приступают к выполнению без страха.
Говорение. Диалогическая форма речи Ведение всех видов диалогов и их комбинирование на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях, связанных с выбором будущей профессии. Участие в полилогах, в том числе в форме дискуссии, с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка. Развитие умений участвовать в беседе, запрашивать информацию и обмениваться ею, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения и дополнения, выражать эмоции различного характера. При участии в этих видах диалогов и их комбинациях школьники решают различные коммуникативные задачи для реализации информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной и этикетной функций общения, совершенствуют культуру речи и ведения беседы в соответствии с нормами страны/стран изучаемого языка. Монологическая форма речи Подробное/краткое изложение прочитанного (про- слушанного, увиденного); характеристика литературных персонажей и исторических личностей, описание событий, изложение фактов, высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование выводов, оценка фактов/событий современной жизни, сопоставление социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, комментирование сходств и различий. Овладение умениями публичных выступлений, такими как сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на будущую профессиональную деятельность.