«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Урок по программе "Школа Россиии" А.А. Плешакова, цель которого,довести до понимания детей необходимость гигиенических процедур: научить приемам чистки зубов и мытья рук.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Игошина Татьяна Викторовна

Предмет: Окружающий мир

Возраст учащихся: 1 класс, 7 лет

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Цели: довести до понимания необходимость гигиенических процедур — чистки зубов и мытья рук; учить приемам чистки зубов и мытья рук.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости чистки зубов и мытья рук.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.

  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека таких правил личной гигиены, как чистка зубов и мытье рук.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Компьютер, проектор

  2. CD «Окружающий мир, 1 класс». – Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.

  3. Иллюстрации из мультфильма к сказке «Лечение Василия».

  4. Видеофрагмент мультфильма «Птичка Тари».

  5. Картинки, изображающие мытье рук и чистку зубов.

  6. Надпись на доске: Почему нужно… и …?

  7. Изображение муравьишки Вопросика.

  8. Надпись с задачами урока.

  9. Предметы гигиены для игры «Сортировка» и демонстрации во время урока: зубная щетка, зубная паста, зубной порошок, стаканчик для воды, зубная нить, зубочистки, зубной таймер, детское мыло, полотенце, щеточка для рук, мыльные пузыри, .

  10. Расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка.

  11. Изображение Мудрой Черепахи.

  12. Плакаты

  13. Раковина, мыло, полотенце (одноразовое).

  14. Видеофрагменты из мультфильмов «Легенда о Зубном королевстве» и «Мойдодыр».

  15. Названия плакатов «Наши помощники при мытье рук» и «Наши помощники при чистке зубов».

  16. Смайлики.

Для учащихся:

  1. Смайлики.

  2. Листы бумаги.

  3. Карандаши, фломастеры, ручки.

  4. Учебники: Окружающий мир. 1 класс, часть 2.

  5. Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 1 класс.





Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учащихся на учебную деятельность (или др. деятельность), предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Цели: 1. Развивать регулятивные УУД (показатель достижения цели - готовность рабочих мест учащихся для дальнейшей работы; метод обнаружения – визуальный, при помощи смайликов).

2. Развивать личностные УУД (показатель достижения цели:

а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный;

б) интеллектуальный настрой учащихся на урок; метод обнаружения – рефлексия в конце урока – пункт «Было ли на уроке интересно?»)


Метод: словесный.


Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.

Приветствие, проверка наличия на столах учебника, рабочей тетради, ручек.

Учитель: - Проверим, все ли готовы начать урок.

Все на месте? Все в порядке?

Ваши книжки и тетрадки?

Ручка, карандаш, пенал?

Покажите мне сигнал.

(Дети показывают смайлики, характеризующие их подготовку к уроку.)

2.

Актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:

  • определение цели, которую педагог ставит перед учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками));

  • определение цели, которую педагог хочет достичь на данном этапе урока (занятия);

  • описание методов, способствующих решению поставленной цели;

  • описание критериев достижения цели данного этапа урока (занятия);

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся (воспитанникам) не удается достичь поставленной цели;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), с которым(ой) работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся (воспитанников) в ходе опроса.

Цель этапа: формирование целевых установок урока.

Цели: 1. Теоретическая и практическая готовность к усвоению нового материала.

2. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить.

3. Самоопределение к деятельности


Учитель: - Ребята, сегодня я попрошу вас быть моими консультантами при определении диагноза и лечения болезни.


Методы: Словесный, наглядный


- Одну очень странную болезнь описала в своей сказке «Лечение Василия» Людмила Петрушевская. Позже по этой сказке был снят мультфильм с таким же названием. Вот эту историю я вам сейчас и расскажу (чтение «истории» с демонстрацией иллюстраций из мультфильма).

Однажды один доктор ответил на телефонный звонок.

- Алло. Как зовут больного?

- Меня зовут Василий, великан Василий.

- На что жалуетесь? Рука? Болит? Чешется? Будет у вас врач, голубчик!

Доктор сел в "скорую помощь" и поехал вверх по руке Василия.

Доктор вышел из машины и принялся гулять по руке. Иногда он нагибался и хмурил брови. Наконец он топнул ногой и спросил:

- Так больно?

Василий ответил, что с первого раза трудно определить. Тогда доктор подпрыгнул и топнул обеими ногами. Василий сказал:

- Вот когда ваша машина по мне ехала, мне было щекотно.

- Да,- сказал доктор, - тут что-то не в порядке.

Василий ответил на это, что сто лет назад он был еще ребенком и не помнит, как все произошло.

- Что ж, - сказал врач, - будем исследовать.

Василий получил направление на рентген, но там все время почему-то получался снимок дома с трубой.

Врач долго рассматривал последний снимок Василия и наконец сказал:

- Нужны более сильные средства. Приступим к раскопкам.

Доктор пробовал найти причину болезни Василия лопатой, бульдозером, но не смог расчистить столетние залежи. И только большой экскаватор смог найти эту причину– паровоз с трубой и несколько вагонов.

Василий заплакал от стыда и сознался, что вспомнил, что действительно сто лет назад катался по траве и какой-нибудь состав мог прилипнуть к руке.

Врач, когда все это услышал, схватился за голову и сказал Василию:

- Что же это я такое слышу, а? Ты когда в последний раз мыл руки?

Василий тогда еще пуще застыдился и стал вытирать слезы рукой, и экскаватор чуть не забуксовал на обратном пути.

- А второй способ лечения вам нужно будет установить после просмотра мультипликационного отрывка.


Метод: просмотр отрывка из мультфильма «Птичка Тари»: «У крокодила болят зубы»

- Почему же заболел Василий? А злой крокодил?

- Если мы правильно назначим лечение больным, нам удастся определить тему урока. Что нужно научиться делать крокодилу? А великану Василию?

Если обнаружится затруднение в определении учебных задач, то это послужит проблемой, которую необходимо решить на данном этапе урока.

Возможные действия:

- использование иллюстративного ряда

- помощь учителя

- работа с учебником


(размещение картинок на доске)

— Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

(предположения детей)

— Прочитайте тему урока на доске, используя картинки.

(Почему нужно чистить зубы и мыть руки?)

--- Прочитайте на с. 56 учебника, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

(В ходе дальнейшей работы на данном уроке учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на те знания и умения, корректировка которых оказалась необходимой.)

Мотивирование заключается в понимании учащимися целесообразности осуществляемой деятельности (от её качества зависит степень усвоения нового материала). Стимулирование осуществляется за счёт: а) положительного эмоционального подкрепления со стороны учителя успехов учащихся; б) личностно ориентированного характера обучения (учёт индивидуальных затруднений и помощь в их преодолении.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия));

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

  • описание форм и методов изложения нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся (воспитанников) с учетом особенностей класса (группы), в котором(ой) работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся (воспитанников) к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся (воспитанников) в ходе освоения нового учебного материала.

Цель: обратить результаты определении учебных задач для новой познавательной деятельности

Цели:

  • Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.

  • Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека таких правил личной гигиены, как чистка зубов и мытье рук.

Методы изложения нового материала:

- рассказ учителя (объяснение нового материала)

- демонстрация (таблицы, плакаты)

- практическая работа

- работа с учебником

- использование иллюстративного ряда


Методы организации деятельности учащихся:

- частичнопоисковый (групповая самостоятельная работа)

- эксперимент

 
Критерии определения уровня внимания:

- высокий (дети активны)

- средний (дети отвлекаются)

- низкий (дети не заинтересованы)


Методы мотивирования:

- метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

- соревновательный (одобрение в группе за правильно выполненное действие))

- использование стихов, загадок, игр


— Ребята, порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Цель : постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»)

(Ответы детей.)

Учащиеся выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала.

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 90.

— Что образуется на зубах? (Налет из микробов и остатков пищи.)

— Что появляется на руках? (Грязь и микробы.)

— Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза — утром и вечером.)


Игра «Сортировка» (групповая форма работы - по рядам)

- Рассмотрите предметы на парте. Сейчас проведем игру «Сортировка». Какие из них нужны для чистки зубов, положим слева. Эти предметы пригодятся крокодилу. А какие предметы нужны для мытья рук – справа. Они помогут великану Василию.

(На столе есть и «лишние» предметы, т.е. те, которые не нужны ни при мытье рук, ни при чистке зубов).

Критерий достижения: цели и задачи данного этапа урока считаются достигнутыми при успешном выполнении заданий.

— Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.)

- А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определенных случаях.)

(Можно проговорить все моменты, когда человек должен помыть руки. Получится более 10—15 раз в день.)


Физкультминутка

( Во время чтения учителем стихотворения дети имитируют движения зубной щетки при чистке зубов. Если они согласны с советом – хлопают в ладоши, если нет – грозят пальцем).

Игра “Да, нет” (автор И. И. Савчук).

Я хочу вам дать совет,

Вам решать, где да, где нет.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите дружно: нет.


1.Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


2.Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет? Нет!


3.Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба? Нет!


4.Блеск зубам чтобы придать,

Нужно крем сапожный взять.

Выдавить полтюбика

И почистить зубики.

Это правильный совет? Нет!


5.Ох, неловкая Людмила,

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда? Нет!


6.Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


7.Зубы вы почистили

И идете спать,

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет? Нет!


8.Запомните совет полезный:

Нельзя грызть предмет железный,

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


9.Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

Нет!


Молодцы, не оплошали,

Правильно советы дали.

Запомнить надо на 100 лет,

Что зубам полезно, а что нет.


- Ребята, как вы думаете, уже достаточно чистить зубы или еще нет. Для того, чтобы установить это, существуют маленькие таймеры, которые помогают детям чистить зубы нужное время. Перед началом физкультминутки я перевернула песочные часы – проверим?


Практическая работа «Чистка зубов»

-— Чем мы чистим зубы? (Зубной щеткой.)

Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная).

— А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубной пастой.)

(Учитель показывает детскую зубную пасту.)

— А как правильно чистить зубы? Давайте проведем эксперимент.

Учащимся предлагается расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Учитель поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи; и предлагает детям подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы».

(Учащиеся рассматривают рисунок и обсуждают, как правильно чистить зубы. Учитель читает стихотворение.)

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри...


— Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.)

— Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху — круговыми движениями.)

(Учащиеся показывают движения. Учитель вывешивает плакат на доску.)


Практическая работа «Мытье рук» (индивидуальная форма работы)

— Отгадайте одну загадку.

Гладко, душисто, моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было... (мыло).


— Чем мы моем руки? (Мылом.)

— Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой. Если вода еще грязная, то процедуру повторить.)

(Один ученик у раковины моет руки правильно, вытирает одноразовым полотенцем или носовым платком. Учитель напоминает о том, что полотенце должно быть индивидуальное у каждого человека. Далее дети читают это правило в учебнике.)


Методы:

– репродуктивный метод;

– проблемное изложение – вовлечение учащихся в познавательную деятельность, когда учитель сам ставит проблему , сам показывает пути ее решения;

– частично – поисковый;

– наглядный метод;

– методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся .


Критерии достижения целей:

- полное соответствие

- наличие ошибок


Возможные действия:

- помощь учителя

- работа с учебником


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (воспитанниками) (какой результат должен быть достигнут учащимися (воспитанниками) на данном этапе урока (занятия);

  • определение цели, которую ставит перед собой педагог на данном этапе урока (занятия);

  • описание форм и методов достижения поставленной цели в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспитанников), с которыми работает педагог;

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися (воспитанниками) нового учебного материала;

  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог определяет, что часть учащихся (воспитанников) не освоила новый учебный материал.

Цель: Продемонстрировать глубину понимания учебного материала через творческое задание.

Цель: Установление осознанности учащимися нового материала.

Задачи:

- проверка полноты, глубины и осознанности усвоения новых знаний.

- устранить выявленные пробелы


Методы достижения поставленной цели:

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради - № 1 (С. 38).

— Рассмотрите рисунок.

— Вспомните, как правильно чистить зубы.

- Выполните задание. (Проверка в парах.)

Методы реагирования:

- повторное объяснение учителем

- помощь одноклассника


2. Коллективная творческая работа: Рисование предметов для чистки зубов и мытья рук (по группам)

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы будете работать в группах. 1 группа должна будет изобразить предметы, которые нужны для чистки зубов, а 2-я – для мытья рук. Можно посовещаться и распределить предметы.

(По мере рисования учитель собирает рисунки и располагает их на 2 частях доски так., чтобы они образовали 2 плаката: «Наши помощники при чистке зубов» и «Наши помощники при мытье рук».)

-Ребята, вы сейчас создали свои плакаты. А у меня есть изображения плакатов, которые можно встретить в больнице или поликлинике. Их вешают на стены для того, чтобы пациенты обращали на них внимание и не забывали о правилах личной гигиены. Я думаю, что после того, как вы нарисовали свои плакаты, вы тоже об этом не забудете.

— Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

  1. Подведение итогов урока

— Кто сегодня вечером правильно почистит зубы?

— Сколько раз в день нужно мыть руки? (Много раз, около10—15 раз и более.)

- У многих из вас желтые смайлики улыбаются, и я хочу, чтобы эти улыбки вы сохранили надолго. Поэтому я дарю вам улыбающихся смайликов на память об этом уроке.

Показатель достижения цели:

Самооценка настроения в конце работы, метод обнаружения – визуальный, при помощи смайликов;

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку цели самостоятельной работы для учащихся (воспитанников) (что должны сделать учащиеся (воспитанники) в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение цели, которую хочет достичь педагог, давая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся технологии успешного выполнения домашнего задания.

Цель:

- обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания;

- воспитание у учащихся умение работать самостоятельно;

- формировать трудолюбие, внимательность, активность.


Цель: Дальнейшее развитие знаний, демонстрация их в семье и подготовка к последующему обучению.

Критерии:

- Рассказать родителям о том, как правильно чистить зубы.

— А кто пожелает - может побывать в роли художников-дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее