Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог: Игошина Татьяна Викторовна
Предмет: Окружающий мир
Возраст учащихся: 1 класс, 7 лет
УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.
Тема: "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"
Цели: довести до понимания необходимость гигиенических процедур — чистки зубов и мытья рук; учить приемам чистки зубов и мытья рук.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости чистки зубов и мытья рук.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Предметные:
Отбирать из предложенных нужные предметы гигиены и объяснять их назначение.
Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.
Определять роль в жизни человека таких правил личной гигиены, как чистка зубов и мытье рук.
Оборудование:
Для учителя:
Компьютер, проектор
CD «Окружающий мир, 1 класс». – Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова.
Иллюстрации из мультфильма к сказке «Лечение Василия».
Видеофрагмент мультфильма «Птичка Тари».
Картинки, изображающие мытье рук и чистку зубов.
Надпись на доске: Почему нужно… и …?
Изображение муравьишки Вопросика.
Надпись с задачами урока.
Предметы гигиены для игры «Сортировка» и демонстрации во время урока: зубная щетка, зубная паста, зубной порошок, стаканчик для воды, зубная нить, зубочистки, зубной таймер, детское мыло, полотенце, щеточка для рук, мыльные пузыри, .
Расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка.
Изображение Мудрой Черепахи.
Плакаты
Раковина, мыло, полотенце (одноразовое).
Видеофрагменты из мультфильмов «Легенда о Зубном королевстве» и «Мойдодыр».
Названия плакатов «Наши помощники при мытье рук» и «Наши помощники при чистке зубов».
Смайлики.
Для учащихся:
Смайлики.
Листы бумаги.
Карандаши, фломастеры, ручки.
Учебники: Окружающий мир. 1 класс, часть 2.
Рабочие тетради к учебнику Окружающий мир 1 класс.
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент, включающий:
| Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Цели: 1. Развивать регулятивные УУД (показатель достижения цели - готовность рабочих мест учащихся для дальнейшей работы; метод обнаружения – визуальный, при помощи смайликов). 2. Развивать личностные УУД (показатель достижения цели: а) положительный эмоциональный настрой учащихся; метод обнаружения - визуальный; б) интеллектуальный настрой учащихся на урок; метод обнаружения – рефлексия в конце урока – пункт «Было ли на уроке интересно?»)
Метод: словесный.
Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. Приветствие, проверка наличия на столах учебника, рабочей тетради, ручек. Учитель: - Проверим, все ли готовы начать урок. Все на месте? Все в порядке? Ваши книжки и тетрадки? Ручка, карандаш, пенал? Покажите мне сигнал. (Дети показывают смайлики, характеризующие их подготовку к уроку.) |
2. | Актуализация знаний для изучения нового учебного материала), включающий:
| Цель этапа: формирование целевых установок урока. Цели: 1. Теоретическая и практическая готовность к усвоению нового материала. 2. Понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить. 3. Самоопределение к деятельности
Учитель: - Ребята, сегодня я попрошу вас быть моими консультантами при определении диагноза и лечения болезни.
Методы: Словесный, наглядный
- Одну очень странную болезнь описала в своей сказке «Лечение Василия» Людмила Петрушевская. Позже по этой сказке был снят мультфильм с таким же названием. Вот эту историю я вам сейчас и расскажу (чтение «истории» с демонстрацией иллюстраций из мультфильма). Однажды один доктор ответил на телефонный звонок. - Алло. Как зовут больного? - Меня зовут Василий, великан Василий. - На что жалуетесь? Рука? Болит? Чешется? Будет у вас врач, голубчик! Доктор сел в "скорую помощь" и поехал вверх по руке Василия. Доктор вышел из машины и принялся гулять по руке. Иногда он нагибался и хмурил брови. Наконец он топнул ногой и спросил: - Так больно? Василий ответил, что с первого раза трудно определить. Тогда доктор подпрыгнул и топнул обеими ногами. Василий сказал: - Вот когда ваша машина по мне ехала, мне было щекотно. - Да,- сказал доктор, - тут что-то не в порядке. Василий ответил на это, что сто лет назад он был еще ребенком и не помнит, как все произошло. - Что ж, - сказал врач, - будем исследовать. Василий получил направление на рентген, но там все время почему-то получался снимок дома с трубой. Врач долго рассматривал последний снимок Василия и наконец сказал: - Нужны более сильные средства. Приступим к раскопкам. Доктор пробовал найти причину болезни Василия лопатой, бульдозером, но не смог расчистить столетние залежи. И только большой экскаватор смог найти эту причину– паровоз с трубой и несколько вагонов. Василий заплакал от стыда и сознался, что вспомнил, что действительно сто лет назад катался по траве и какой-нибудь состав мог прилипнуть к руке. Врач, когда все это услышал, схватился за голову и сказал Василию: - Что же это я такое слышу, а? Ты когда в последний раз мыл руки? Василий тогда еще пуще застыдился и стал вытирать слезы рукой, и экскаватор чуть не забуксовал на обратном пути. - А второй способ лечения вам нужно будет установить после просмотра мультипликационного отрывка.
Метод: просмотр отрывка из мультфильма «Птичка Тари»: «У крокодила болят зубы» - Почему же заболел Василий? А злой крокодил? - Если мы правильно назначим лечение больным, нам удастся определить тему урока. Что нужно научиться делать крокодилу? А великану Василию? Если обнаружится затруднение в определении учебных задач, то это послужит проблемой, которую необходимо решить на данном этапе урока. Возможные действия: - использование иллюстративного ряда - помощь учителя - работа с учебником
(размещение картинок на доске) — Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (предположения детей) — Прочитайте тему урока на доске, используя картинки. (Почему нужно чистить зубы и мыть руки?) --- Прочитайте на с. 56 учебника, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (В ходе дальнейшей работы на данном уроке учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на те знания и умения, корректировка которых оказалась необходимой.) Мотивирование заключается в понимании учащимися целесообразности осуществляемой деятельности (от её качества зависит степень усвоения нового материала). Стимулирование осуществляется за счёт: а) положительного эмоционального подкрепления со стороны учителя успехов учащихся; б) личностно ориентированного характера обучения (учёт индивидуальных затруднений и помощь в их преодолении.
|
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
| Цель: обратить результаты определении учебных задач для новой познавательной деятельности Цели:
Методы изложения нового материала: - рассказ учителя (объяснение нового материала) - демонстрация (таблицы, плакаты) - практическая работа - работа с учебником - использование иллюстративного ряда
Методы организации деятельности учащихся: - частичнопоисковый (групповая самостоятельная работа) - эксперимент - высокий (дети активны) - средний (дети отвлекаются) - низкий (дети не заинтересованы)
Методы мотивирования: - метод поощрения (похвала учителем ребёнка) - соревновательный (одобрение в группе за правильно выполненное действие)) - использование стихов, загадок, игр
— Ребята, порассуждайте и попытайтесь ответить на вопрос урока: почему нужно чистить зубы и мыть руки? Цель : постановка проблемы, обеспечение готовности к усвоению нового материала.(создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?») (Ответы детей.) Учащиеся выдвигают гипотезы и их проверяют под руководством учителя, оценивают значимость нового материала. — Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 90. — Что образуется на зубах? (Налет из микробов и остатков пищи.) — Что появляется на руках? (Грязь и микробы.) — Сколько раз в день нужно чистить зубы? (Два раза — утром и вечером.)
Игра «Сортировка» (групповая форма работы - по рядам) - Рассмотрите предметы на парте. Сейчас проведем игру «Сортировка». Какие из них нужны для чистки зубов, положим слева. Эти предметы пригодятся крокодилу. А какие предметы нужны для мытья рук – справа. Они помогут великану Василию. (На столе есть и «лишние» предметы, т.е. те, которые не нужны ни при мытье рук, ни при чистке зубов). Критерий достижения: цели и задачи данного этапа урока считаются достигнутыми при успешном выполнении заданий. — Рассмотрите рисунки ниже. В каких случаях надо мыть руки? (Перед обедом, после какой-нибудь работы, после общения с животными, после посещения туалета.) - А сколько раз в день надо мыть руки? (Много раз, в определенных случаях.) (Можно проговорить все моменты, когда человек должен помыть руки. Получится более 10—15 раз в день.)
Физкультминутка ( Во время чтения учителем стихотворения дети имитируют движения зубной щетки при чистке зубов. Если они согласны с советом – хлопают в ладоши, если нет – грозят пальцем). Игра “Да, нет” (автор И. И. Савчук). Я хочу вам дать совет, Вам решать, где да, где нет. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. На неправильный совет Говорите дружно: нет.
1.Постоянно нужно есть Для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
2.Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет!
3.Говорила маме Люба: Я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы Дырка в каждом, каждом зубе. Каков будет ваш ответ? Молодчина Люба? Нет!
4.Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять. Выдавить полтюбика И почистить зубики. Это правильный совет? Нет!
5.Ох, неловкая Людмила, На пол щетку уронила. С пола щетку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный совет? Молодчина Люда? Нет!
6.Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
7.Зубы вы почистили И идете спать, Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет!
8.Запомните совет полезный: Нельзя грызть предмет железный, Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши.
9.Чтобы зубы укреплять, Полезно гвозди пожевать. Это правильный совет? Нет!
Молодцы, не оплошали, Правильно советы дали. Запомнить надо на 100 лет, Что зубам полезно, а что нет.
- Ребята, как вы думаете, уже достаточно чистить зубы или еще нет. Для того, чтобы установить это, существуют маленькие таймеры, которые помогают детям чистить зубы нужное время. Перед началом физкультминутки я перевернула песочные часы – проверим?
Практическая работа «Чистка зубов» -— Чем мы чистим зубы? (Зубной щеткой.) Правильно. Она должна быть у каждого человека собственная (личная, индивидуальная). — А какой пастой надо чистить зубы детям? (Специальной детской зубной пастой.) (Учитель показывает детскую зубную пасту.) — А как правильно чистить зубы? Давайте проведем эксперимент. Учащимся предлагается расческа с помещенной между зубцами ватой, старая зубная щетка. Учитель поясняет, что зубцы расчески изображают наши зубы, а вата — зубной налет и остатки пищи; и предлагает детям подумать, какими движениями нужно чистить зубы. Предположения детей проверяются опытом с расческой и щеткой. Учащиеся убеждаются, что движениями вверх-вниз гораздо легче и быстрее удается очистить «зубы». (Учащиеся рассматривают рисунок и обсуждают, как правильно чистить зубы. Учитель читает стихотворение.) Надо чистить каждый зуб, Верхний зуб, нижний зуб, Даже самый дальний зуб, Очень важный зуб. Изнутри, снаружи три, Три снаружи, изнутри...
— Расскажите, как надо чистить зубы. (Изнутри и снаружи каждый зуб.) — Какими движениями надо чистить зубы? (Вверх-вниз снаружи и изнутри, сверху — круговыми движениями.) (Учащиеся показывают движения. Учитель вывешивает плакат на доску.)
Практическая работа «Мытье рук» (индивидуальная форма работы) — Отгадайте одну загадку. Гладко, душисто, моет чисто, Нужно, чтобы у каждого было... (мыло).
— Чем мы моем руки? (Мылом.) — Как правильно вымыть руки? (Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, помыть, затем смыть пену водой. Если вода еще грязная, то процедуру повторить.) (Один ученик у раковины моет руки правильно, вытирает одноразовым полотенцем или носовым платком. Учитель напоминает о том, что полотенце должно быть индивидуальное у каждого человека. Далее дети читают это правило в учебнике.)
Методы: – репродуктивный метод; – проблемное изложение – вовлечение учащихся в познавательную деятельность, когда учитель сам ставит проблему , сам показывает пути ее решения; – частично – поисковый; – наглядный метод; – методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся .
Критерии достижения целей: - полное соответствие - наличие ошибок
Возможные действия: - помощь учителя - работа с учебником
|
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее:
| Цель: Продемонстрировать глубину понимания учебного материала через творческое задание. Цель: Установление осознанности учащимися нового материала. Задачи: - проверка полноты, глубины и осознанности усвоения новых знаний. - устранить выявленные пробелы
Методы достижения поставленной цели:
— Рассмотрите рисунок. — Вспомните, как правильно чистить зубы. - Выполните задание. (Проверка в парах.) Методы реагирования: - повторное объяснение учителем - помощь одноклассника
2. Коллективная творческая работа: Рисование предметов для чистки зубов и мытья рук (по группам) -Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы будете работать в группах. 1 группа должна будет изобразить предметы, которые нужны для чистки зубов, а 2-я – для мытья рук. Можно посовещаться и распределить предметы. (По мере рисования учитель собирает рисунки и располагает их на 2 частях доски так., чтобы они образовали 2 плаката: «Наши помощники при чистке зубов» и «Наши помощники при мытье рук».) -Ребята, вы сейчас создали свои плакаты. А у меня есть изображения плакатов, которые можно встретить в больнице или поликлинике. Их вешают на стены для того, чтобы пациенты обращали на них внимание и не забывали о правилах личной гигиены. Я думаю, что после того, как вы нарисовали свои плакаты, вы тоже об этом не забудете. — Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
— Кто сегодня вечером правильно почистит зубы? — Сколько раз в день нужно мыть руки? (Много раз, около10—15 раз и более.) - У многих из вас желтые смайлики улыбаются, и я хочу, чтобы эти улыбки вы сохранили надолго. Поэтому я дарю вам улыбающихся смайликов на память об этом уроке. Показатель достижения цели: Самооценка настроения в конце работы, метод обнаружения – визуальный, при помощи смайликов; |
5. | Задание на дом, включающее:
| Цель: - обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания; - воспитание у учащихся умение работать самостоятельно; - формировать трудолюбие, внимательность, активность.
Цель: Дальнейшее развитие знаний, демонстрация их в семье и подготовка к последующему обучению. Критерии: - Рассказать родителям о том, как правильно чистить зубы. — А кто пожелает - может побывать в роли художников-дизайнеров. Придумайте и нарисуйте новые упаковки для зубной пасты и мыла. |