По страницам детских энциклопедий
«Путешествие лыж из прошлого в будущее»
Цель: развитие познавательной активности у детей.
Задачи: познакомить с историей появления лыж; объяснить назначение лыж, правила пользования ими; развивать творческое и логическое мышление, фантазию; расширять словарный запас детей.
Оборудование: иллюстрации с изображениями лыж прошлого и настоящего; фотографии олимпийских спортсменов – лыжников.
Ход занятия:
1. Вызов.
Я на них бегу по снегу.
В снег на них не провалюсь.
Я с горы высокой съеду
И упасть не побоюсь.
Отгадайте же, не слышу,
Что такое?
Это… (Лыжи) Автор: А. Измайлов
Воспитатель: Для чего нужны лыжи? (Для спорта, для игр.)
2. Осмысление.
Воспитатель: А знаете ли вы, какие лыжи были в прошлом? (Ребята фантазируют, какие могли бы быть лыжи.)
А для того чтобы разобраться, какие были лыжи в прошлом, мы отправимся с вами в далекое прошлое на поезде – призраке. Для этого мы рассаживаемся по вагонам, закрываем глазки и производим обратный отсчет «Пять, четыре, три, два, один. ПУСК!!!» (Дети считают.)
Воспитатель: Откройте глазки. Вот наша первая остановка. Мы находимся в далеком прошлом. Кругом лес. Вокруг лежит глубокий снег. Посмотрите вправо, видите там пробежал быстрый олень. А теперь посмотрите влево, видите, там проваливаясь по пояс в снег, бредет охотник. И вряд ли он догонит оленя, так как олень уже далеко. (Выставляет картинки снегоступов.)
Воспитатель: Посмотрите на картинки. Как вы думаете, что на них изображено? (Ответы детей.)
Воспитатель: Это снегоступы. В далекие времена добывать пищу, передвигаться от одного поселения к другому зимой по глубокому снегу было немыслимо, ноги проваливаются, застревают. Древний человек сообразил быстро, что выбираясь из снега, и опираясь на лежащую сломанную ветку ели, он не проваливается в снег, а передвигаться будет проще и сложностей не возникнет. Но иголки осыпались, ветки торчали в разные стороны и мешали идти. Тогда люди стали брать только прутья, плести из них снегоступы. Снегоступы делали ступню шире, не давали проваливаться в снег. Они были сначала круглые, а потом овальные. На них нужно было ходить, а не скользить. В такие «лыжи» жители горных районов обували даже лошадей. (Последовательно выставляются сюжетные картинки.)
Воспитатель: Почему их назвали снегоступами? Покажите, как люди передвигались на снегоступах. (Дети показывают, как ходили на снегоступах.)
Воспитатель: Какие лыжи были потом, мы узнаем, если перенесемся во времени. Закрывайте глазки и сделайте обратный отсчет. (Дети повторяют)
Воспитатель: Перед нами новое время и новые картинки с лыжами. Посмотрите одна лыжа длинная, а другая короткая. Во время охоты ходить на снегоступах было удобно, но медленно. И тогда охотники придумал, одна широкая и короткая, другая узкая и длинная.
В то же время жители тёплых стран и подумать не могли о таком изобретении. Возвращаясь из путешествий по снежным землям, они рассказывали удивительные истории: «Живут в тех снегах чудища на одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной!» Но в этих речах всё было правдой. Скандинавские охотники были одеты в меховые шкуры с головы до ног, и скользили они на одной длинной лыже, другая – маленькая – использовалась для толчка. К тому же очень долго лыжники использовали только одну палку. Ведь они прежде всего охотники или воины, и им требовалась свободная рука, чтобы держать лук, ружьё или добычу. При спуске, для равновесия и торможения, садились верхом на палку. Покажите, как ходили на этих лыжах. (Дети показывают.)
Воспитатель: Пройдет еще время и лыжи опять изменятся. А чтобы узнать, как, нам надо воспользоваться поездом – призраком. (Дети делают обратный отсчет и открывают глазки.)
Воспитатель: Вот мы и очутились в нашем времени. Как изменились лыжи к этому времени, вы знаете и можете сами рассказать. Помогут вам в этом картинки. Посмотрите внимательно и расскажите, что вы знаете о современных лыжах? Из чего их делают? Для чего они теперь нам нужны? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы с вами путешествовали на морозе, замерзли. Нам надо согреться, а поможет нам в этом физминутка.
Физминутка: Я мороза не боюсь
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)
Это интересно. Воспитатель: Лыжи использовали не только на охоте. Люди заметили, что когда они часто ходят на лыжах, то меньше болеют. Они стали использовать лыжи в спортивных целях: устраивали игры, состязания. Лыжи стали настолько популярными, что были включены в зимние Олимпийские игры. Лыжный спорт - прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки, горные лыжи, фристайл, сноуборд, лыжное двоеборье. Одна из самых знаменитых наших чемпионок в этом виде спорта – Дарья Домрачева.
Воспитатель: Наше занятие называется «Путешествие лыж из прошлого в будущее». В прошлое время мы попали с помощью поезда - призрака, а будущее лыж зависит от вас. Давайте послушаем отрывок песни «Прекрасное далёко» из к/ф «Гостья из будущего» и как бы мысленно перенесёмся с вами в далёкое будущее.
(Дети слушают отрывок.)
Воспитатель: Сегодня мы тоже будим гостями в будущем. Перед вами лежат картинки. Давайте их рассмотрим.
1. При помощи чего передвигались лыжи в настоящем? В прошлом?
2. Как выглядели лыжи в прошлом и настоящем?
3. Из чего делали лыжи в прошлом? Настоящем?
(Ответы детей)
Детям предлагается придумать лыжи будущего и обсуждаются такие вопросы:
1. При помощи чего будут передвигаться лыжи.
2. Как будут выглядеть лыжи.
3. Из какого материала они будут сделаны.
Воспитатель. А теперь вы нарисуйте лыжи будущего.
(Дети рисуют лыжи будущего)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня вы очень хорошо потрудились, много узнали нового. Будем надеяться, что люди в будущем будут кататься именно на таких лыжах, которые вы придумали.
3. Рефлексия.
Вам понравилось наше занятие? Какие лыжи вам понравились больше всех? Что бы вы хотели узнать в следующий раз?
(ответы детей)
Воспитатель. А сейчас выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, покажите его.