«Осенний фестиваль знаний 2024»

План урока химии в 8 классе "Веб квест" Вода. Растворы"

данный урок был дан в рамках недели творческого учителя

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Веб-квест: « Вода, растворы» 8класс

Тема урока: «Состав, свойства и применение воды, вода в природе, вода – универсальный природный растворитель. Водные растворы и взвеси. Природные смеси, способы разделения смесей. Роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Очистка питьевой воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Охрана водного бассейна от загрязнений»

Цель: охарактеризовать состав и свойства воды, применение. Рассмотреть роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Определить проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Воспитывать бережное отношение к воде, к охране водного бассейна от загрязнений, экономного отношения к пресной воде.

Предметная область: химия, 8 класс, соответствует Государственному стандарту общеобязательного образования, проводится на уроке в общей теме: «Вода, растворы»

Необходимые ресурсы для выполнения задания: ПК, доступ и Интернет, мультимедиа учебный курс «учебник Химия 8 класс», дополнительная литература

Тип задания для веб-квеста: пересказ (понимание темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате) создание презентации, плаката, рассказа, решения задач.

Эпиграф урока: Ты – сама жизнь

Ты - самое большое богатство на свете.

Антуан Де Сен Экзюпери

Введение

Безбрежная жизнь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана

И все это- только вода.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой все это

В сущности – только вода


В жизни людей вода занимает особое место. Вместе с землей и воздухом она окружает человека, сопровождает его на протяжении всей жизни и порой даже не привлекает особого внимания. Вода существует - и этого вполне достаточно. Для проживающего в городах цивилизованного человека очень часто общение с субстанцией, покрывающей более половины поверхности планеты, осуществляется через водопроводный кран на кухне или в ванной комнате. И только в экстремальных ситуациях - отключение водопровода, прорыв системы отопления - или во время отдыха с выездом на водный объект мы начинаем ценить воду как одно из основных условий жизни на Земле.

 

Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных мате риалов, красок, стекла, керамики. Производство

глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывавшей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития, — все это основано на растворах, достаточно сложных по составу и умело приготовлявшихся тогда, в глубине веков, первыми естествоиспытателям

Задание:

В ходе выполнения работы необходимо изучить следующие вопросы:

изучить физические и химические свойства воды, водные растворы и взвеси, способы разделения смесей. Рассмотреть роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Очистка питьевой воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Охрана водного бассейна от загрязнений

Для решения данных вопросов необходимы специалисты:

Роль 1. Химик

Роль 2. Историк

Роль 3. Биолог

Роль 4. Эколог

Распределим обязанности между ними

Роль 1. Химик.

Как химик, вы должны охарактеризовать следующие вопросы:

1. Физические свойства воды

2. Химические свойства воды

3.Нахождение в природе

http://ru.wikipedia.org/wiki/вода

http:// lib.repetitors.eu/ himiya/160-2010-07.

http://bril2002.narod.ru/chem96.html

http://900igr.net/prezentatsii/khimija/Voda-urok/Voda-urok.html

После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовки отчета можно использовать презентацию, текстовый редактор или кластер.

Роль 2. Историк

Как историк, рассмотрите историю открытия состава воды

Информация 1:

В дошедших до нашего времени представлениях античных философов о строении мира вода, наряду с такими стихиями, как земля, воздух и огонь, составляет основу мироздания.

Греческий философ и ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.), сочинения которого охватывали почти все существовавшие в то время науки, в своей космогонической теории подлунного мира в качестве основных элементов этого мира называл землю, воду, воздух и огонь. Аристотель связывал основные стихии с их свойствами. Вода при испарении превращается в пар (воздух), а при охлаждении - в иней (земля). Аристотель также считал, что все стихии - элементы пронизаны пятой стихией - эфиром, «квинтесенцией». Такой взгляд на воду как на элемент, соединяющий два качества - холодное и влажное, просуществовал почти до середины 17 века.

До середины 18 века, по историческим меркам еще совсем недавно, вода считалась простым и неделимым веществом. И только в 1783 г. выдающийся французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) на основании опытов по изучению состава воды установил, что она имеет сложное строение: в ее состав входят водород и кислород. Наверное, он был первым, кто сознательно из кислорода и водорода синтезировал воду. Сегодня каждый школьник знает, что формула воды - Н2О, что она состоит из водорода и кислорода, замерзает при 0 и кипит при 100°С. Однако так было не всегда. Многие выдающиеся ученые прошлого пытались разгадать природу воды.

Известный французский химик Пьер Жозеф Макер, получив в 1775 г. воду при сгорании небольшого количества водорода, счел самым разумным, чтобы не показаться смешным, не обратить на это внимания и продолжал утверждать, что вода — недели мое вещество.

И даже создатель паровой машины Джеймс Уатт (1736-1819) в течение многих лет считал, что водяной пар и воздух - это одна и та же субстанция. Известный английский ученый Роберт Бойль (1627-1691) на основании проведенных опытов пришел к выводу о сложном строении воды и ее образовании при сгорании многих веществ, но загадка ее состава была не разгадана.

Французский математик Гаспар Монж доказал не элементарную природу воды.

 В процессе познания окружающего мира английский ученый Генри Кавендиш (1731-1810) в 1781 г. экспериментально доказал, что вода образуется при сжигании «горючего воздуха» - водорода. Кавендиш открыл водород, описал его свойства и вплотную подошел к открытию состава воды.

Все эти ученые приблизились к решению, но не нашли его. Открытие состава воды суждено было сделать в 1783 г. выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье совместно с математиком и химиком Ж. Б. Менье.

И вот в июне 1783 г. Лавуазье, в присутствии французских ученых, из кислорода и водорода получает около 2,5 г. воды. Одна из загадок этой стихии разгадана.

Так стало известно, что вода состоит из двух элементов, которые Лавуазье назвал водородом и кислородом.



После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для выступления можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Роль 3. БиологКак, специалисты в этой области, вы должны объяснить роль воды для всех живых организмов,обратить внимание на заболевания связанные с недостатком воды, суточное потребление,на продукты питания, содержащие воду.

Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:

1.Нахождение воды в организме человека

2.Продукты питания (источники воды ). Суточное потребление

3.Роль воды и растворов для живых организмов и в природе

http://www.inmoment.ru/beauty/health /sea-water/html

http:///meduniver.com/Medical/Biology/81.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Роль_воды_в_клетке

http:///www.o8ode.ru/article/water/water_inside.htm

 После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для выступления можно использовать презентацию или текстовый редактор.

Роль 4. Эколог.Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:

1.Мировой запас воды на планете

2.Источники загрязнения воды, проблемы Аральского моря.

3.Пути сохранения водных ресурсов.


https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_очистки_воды

www.vodainfo.com/ru/about_water/purification.html

www.ngpedia.ru/id23762p3.html

www.isgod.ru/posts.php?id=48

Порядок работы:

  1. Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется, вы можете справиться.

  2. Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.

  3. После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.

  4. Для оформления результатов вы можете использовать:

- мультимедийные презентации;

- обобщающие таблицы;

- творческие отчеты

- веб-страницы.

- различные виды схем и диаграммы.

Критерии оценки

Работа в группе будет оцениваться.

В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за весь квэст и оценки каждому «специалисту».



Критерии оценки технического оформления

Глубина и оригинальность содержания

Качество оформления

Грамотность изложения

Успешность коллективной работы








Ресурсы:

Вы должны использовать при выполнении заданий:

- программу подготовки презентаций PowerPoint;

- ссылки на Интернет ресурсы;

- энциклопедии, справочники.

Заключение: охарактеризовали роль воды в природе,ее физические и химические свойства, применение. Охарактеризовали историю открытия молекулы воды. Рассмотрели биологическую роль воды, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком воды, их причины и профилактику. Источники загрязнения воды и проблемы Арала.

Результат

Результатом выполнения работы должны быть презентации и использование текстового редактора.

5. Рефлексия

Учащиеся выполняют в группах творческое задание: представьте, что аномалии воды перестали существовать. К каким изменениям в природе, жизни человека это привело бы?

 6.  Домашнее задание:

Нарисовать рисунок или плакат на тему «Берегите воду». Желающие могут нарисовать опорный конспект, написать стихотворение о воде.


Тест (для слабых учащихся)

Вариант 1

  1. Вода в земных условиях существует в природе в следующих состояниях:

а) твердое б) жидкое в) газообразное г) твердое , жидкое., газообразное

2.Глубокие водоёмы не промерзают до дна, поскольку:

а)замерзает только верхний слой, т.е. плотность льда меньше плотности воды

б) лед плавится при 0 0С

в) лед твердый

г) лед тяжелее воды

3. Является раствором:

а) бензол б) дистиллированная вода в) молоко г) спирт

4.Температура плавления льда равна ( в0 С)

а) 100 б)1 в) 0 г ) ---5

5. Какова ( в % ) концентрация раствора, если в 200 г. раствора содержится 20 г. соли

а) 5 б)10 в)20 г)30

6. Взаимодействуют с водой:

а) Cu CuO SO2

б) Pb Fe O SO2

в)Na BaO SO2

г) Na Na2O SiO2

7 Взаимодействуют с водой с образованием гидроксида металла

а) Fe б) Cuв)Na г)Zn

8. Кислотный оксид:

а) N2O3 б) Na2O в) BaO г)Fe2O3

9. С водой не взаимодействует оксид:

а) CuO б) SO2 в) FeOг) SiO2

10 Дополните уравнение:Fe + H2O = H2 + ….

а) Fe б) Fe( OH)2 в) Fe ( OH)3г) FeO

Ситуационные задачи(для сильных учащихся)

1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Ответ. Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.

2. При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.

Ответ. 25 г CuSO4 растворить в 475 мл воды.

3. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?

Ответ. 917 г воды и 83 г 6%-го раствора



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее