Веб-квест: « Вода, растворы» 8класс
Тема урока: «Состав, свойства и применение воды, вода в природе, вода – универсальный природный растворитель. Водные растворы и взвеси. Природные смеси, способы разделения смесей. Роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Очистка питьевой воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Охрана водного бассейна от загрязнений»
Цель: охарактеризовать состав и свойства воды, применение. Рассмотреть роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Определить проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Воспитывать бережное отношение к воде, к охране водного бассейна от загрязнений, экономного отношения к пресной воде.
Предметная область: химия, 8 класс, соответствует Государственному стандарту общеобязательного образования, проводится на уроке в общей теме: «Вода, растворы»
Необходимые ресурсы для выполнения задания: ПК, доступ и Интернет, мультимедиа учебный курс «учебник Химия 8 класс», дополнительная литература
Тип задания для веб-квеста: пересказ (понимание темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате) создание презентации, плаката, рассказа, решения задач.
Эпиграф урока: Ты – сама жизнь
Ты - самое большое богатство на свете.
Антуан Де Сен Экзюпери
Введение
Безбрежная жизнь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это- только вода.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой все это
В сущности – только вода
В жизни людей вода занимает особое место. Вместе с землей и воздухом она окружает человека, сопровождает его на протяжении всей жизни и порой даже не привлекает особого внимания. Вода существует - и этого вполне достаточно. Для проживающего в городах цивилизованного человека очень часто общение с субстанцией, покрывающей более половины поверхности планеты, осуществляется через водопроводный кран на кухне или в ванной комнате. И только в экстремальных ситуациях - отключение водопровода, прорыв системы отопления - или во время отдыха с выездом на водный объект мы начинаем ценить воду как одно из основных условий жизни на Земле.
Вся практическая деятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Разнообразными растворами пользовались при изготовлении строительных мате риалов, красок, стекла, керамики. Производство
глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывавшей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования, достигшее в Древнем Египте замечательного развития, — все это основано на растворах, достаточно сложных по составу и умело приготовлявшихся тогда, в глубине веков, первыми естествоиспытателям
Задание:
В ходе выполнения работы необходимо изучить следующие вопросы:
изучить физические и химические свойства воды, водные растворы и взвеси, способы разделения смесей. Рассмотреть роль воды для живых организмов, значение воды и растворов в природе, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве. Очистка питьевой воды. Проблемы питьевой воды в Республике Казахстан. Охрана водного бассейна от загрязнений
Для решения данных вопросов необходимы специалисты:
Роль 1. Химик
Роль 2. Историк
Роль 3. Биолог
Роль 4. Эколог
Распределим обязанности между ними
Роль 1. Химик.
Как химик, вы должны охарактеризовать следующие вопросы:
1. Физические свойства воды
2. Химические свойства воды
3.Нахождение в природе
http://ru.wikipedia.org/wiki/вода
http:// lib.repetitors.eu/ himiya/160-2010-07.
http://bril2002.narod.ru/chem96.html
http://900igr.net/prezentatsii/khimija/Voda-urok/Voda-urok.html
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для подготовки отчета можно использовать презентацию, текстовый редактор или кластер.
Роль 2. Историк
Как историк, рассмотрите историю открытия состава воды
Информация 1:
В дошедших до нашего времени представлениях античных философов о строении мира вода, наряду с такими стихиями, как земля, воздух и огонь, составляет основу мироздания.
Греческий философ и ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.), сочинения которого охватывали почти все существовавшие в то время науки, в своей космогонической теории подлунного мира в качестве основных элементов этого мира называл землю, воду, воздух и огонь. Аристотель связывал основные стихии с их свойствами. Вода при испарении превращается в пар (воздух), а при охлаждении - в иней (земля). Аристотель также считал, что все стихии - элементы пронизаны пятой стихией - эфиром, «квинтесенцией». Такой взгляд на воду как на элемент, соединяющий два качества - холодное и влажное, просуществовал почти до середины 17 века.
До середины 18 века, по историческим меркам еще совсем недавно, вода считалась простым и неделимым веществом. И только в 1783 г. выдающийся французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) на основании опытов по изучению состава воды установил, что она имеет сложное строение: в ее состав входят водород и кислород. Наверное, он был первым, кто сознательно из кислорода и водорода синтезировал воду. Сегодня каждый школьник знает, что формула воды - Н2О, что она состоит из водорода и кислорода, замерзает при 0 и кипит при 100°С. Однако так было не всегда. Многие выдающиеся ученые прошлого пытались разгадать природу воды.
Известный французский химик Пьер Жозеф Макер, получив в 1775 г. воду при сгорании небольшого количества водорода, счел самым разумным, чтобы не показаться смешным, не обратить на это внимания и продолжал утверждать, что вода — недели мое вещество.
И даже создатель паровой машины Джеймс Уатт (1736-1819) в течение многих лет считал, что водяной пар и воздух - это одна и та же субстанция. Известный английский ученый Роберт Бойль (1627-1691) на основании проведенных опытов пришел к выводу о сложном строении воды и ее образовании при сгорании многих веществ, но загадка ее состава была не разгадана.
Французский математик Гаспар Монж доказал не элементарную природу воды.
В процессе познания окружающего мира английский ученый Генри Кавендиш (1731-1810) в 1781 г. экспериментально доказал, что вода образуется при сжигании «горючего воздуха» - водорода. Кавендиш открыл водород, описал его свойства и вплотную подошел к открытию состава воды.
Все эти ученые приблизились к решению, но не нашли его. Открытие состава воды суждено было сделать в 1783 г. выдающемуся французскому химику Антуану Лавуазье совместно с математиком и химиком Ж. Б. Менье.
И вот в июне 1783 г. Лавуазье, в присутствии французских ученых, из кислорода и водорода получает около 2,5 г. воды. Одна из загадок этой стихии разгадана.
Так стало известно, что вода состоит из двух элементов, которые Лавуазье назвал водородом и кислородом.
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для выступления можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Роль 3. БиологКак, специалисты в этой области, вы должны объяснить роль воды для всех живых организмов,обратить внимание на заболевания связанные с недостатком воды, суточное потребление,на продукты питания, содержащие воду.
Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:
1.Нахождение воды в организме человека
2.Продукты питания (источники воды ). Суточное потребление
3.Роль воды и растворов для живых организмов и в природе
http://www.inmoment.ru/beauty/health /sea-water/html
http:///meduniver.com/Medical/Biology/81.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Роль_воды_в_клетке
http:///www.o8ode.ru/article/water/water_inside.htm
После работы с источниками информации обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет. Для выступления можно использовать презентацию или текстовый редактор.
Роль 4. Эколог.Рассмотреть и обсудить следующие вопросы:
1.Мировой запас воды на планете
2.Источники загрязнения воды, проблемы Аральского моря.
3.Пути сохранения водных ресурсов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_очистки_воды
www.vodainfo.com/ru/about_water/purification.html
www.ngpedia.ru/id23762p3.html
www.isgod.ru/posts.php?id=48
Порядок работы:
Выберите себе ту роль, которая вам ближе и с которой, как вам кажется, вы можете справиться.
Выбравшие себе одну и туже роль, можете объединиться в микрогруппу или работать индивидуально до тех пор, пока не наступит этап выработки общей точки зрения на проблему.
После работы вы должны обсудить результаты работы в микрогруппе и подготовить совместный отчет.
Для оформления результатов вы можете использовать:
- мультимедийные презентации;
- обобщающие таблицы;
- творческие отчеты
- веб-страницы.
- различные виды схем и диаграммы.
Критерии оценки
Работа в группе будет оцениваться.
В зависимости от набранных баллов будет выставлена оценка за весь квэст и оценки каждому «специалисту».
Критерии оценки технического оформления | Глубина и оригинальность содержания | Качество оформления | Грамотность изложения | Успешность коллективной работы |
| | | | |
Ресурсы:
Вы должны использовать при выполнении заданий:
- программу подготовки презентаций PowerPoint;
- ссылки на Интернет ресурсы;
- энциклопедии, справочники.
Заключение: охарактеризовали роль воды в природе,ее физические и химические свойства, применение. Охарактеризовали историю открытия молекулы воды. Рассмотрели биологическую роль воды, источники поступления в организм человека. Болезни, связанные с недостатком и избытком воды, их причины и профилактику. Источники загрязнения воды и проблемы Арала.
Результат
Результатом выполнения работы должны быть презентации и использование текстового редактора.
5. Рефлексия
Учащиеся выполняют в группах творческое задание: представьте, что аномалии воды перестали существовать. К каким изменениям в природе, жизни человека это привело бы?
6. Домашнее задание:
Нарисовать рисунок или плакат на тему «Берегите воду». Желающие могут нарисовать опорный конспект, написать стихотворение о воде.
Тест (для слабых учащихся)
Вариант 1
Вода в земных условиях существует в природе в следующих состояниях:
а) твердое б) жидкое в) газообразное г) твердое , жидкое., газообразное
2.Глубокие водоёмы не промерзают до дна, поскольку:
а)замерзает только верхний слой, т.е. плотность льда меньше плотности воды
б) лед плавится при 0 0С
в) лед твердый
г) лед тяжелее воды
3. Является раствором:
а) бензол б) дистиллированная вода в) молоко г) спирт
4.Температура плавления льда равна ( в0 С)
а) 100 б)1 в) 0 г ) ---5
5. Какова ( в % ) концентрация раствора, если в 200 г. раствора содержится 20 г. соли
а) 5 б)10 в)20 г)30
6. Взаимодействуют с водой:
а) Cu CuO SO2
б) Pb Fe O SO2
в)Na BaO SO2
г) Na Na2O SiO2
7 Взаимодействуют с водой с образованием гидроксида металлаа) Fe б) Cuв)Na г)Zn
8. Кислотный оксид:
а) N2O3 б) Na2O в) BaO г)Fe2O3
9. С водой не взаимодействует оксид:
а) CuO б) SO2 в) FeOг) SiO2
10 Дополните уравнение:Fe + H2O = H2 + ….
а) Fe б) Fe( OH)2 в) Fe ( OH)3г) FeO
Ситуационные задачи(для сильных учащихся)
1. В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?
Ответ. Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.
2. При ожогах кожи фосфором ее обильно смачивают 5%-м раствором сульфата меди(II). Представьте, что вы старший фармацевт и должны дать неопытному лаборанту задание приготовить 500 мл такого раствора. Составьте карту-инструкцию приготовления раствора.
Ответ. 25 г CuSO4 растворить в 475 мл воды.
3. В больнице для промывания горла пациенту назначили 0,5%-й раствор перманганата калия, а в наличии оказался только 6%-й раствор этого вещества. Сколько воды и 6%-го раствора потребуется, чтобы приготовить 1 кг 0,5%-го раствора перманганата калия?
Ответ. 917 г воды и 83 г 6%-го раствора