Сабақтың жоспары
План урока
Пән предмет | Рус. Литер. | Күні дата |
|
|
|
|
| |
№ сабақ занятие № |
| Топ группа |
|
|
|
|
| |
Тақырып Тема | И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание» (по выбору)
| |||||||
Мақсат Цели Білімділік: Дидактическая: Раскрыть смысл символических образов рассказа. Проследить историю создания произведения. Дамытушылық Развивающая: Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа; выделять основные средства создания образа. Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте. Тәрбиелік: Воспитывающая: Учить видеть истинные ценности жизни. | ||||||||
Сабақтын типі (тұрпаты) Тип урока | Урок изучения нового материала,
| |||||||
Сабақтын әдісі Метод обучения | исследовательский, проблемно- поисковый Урок закрепления ЗУН | |||||||
Корнекілік Оснащение | Портрет Бунина 1915 года, портрет Томаса Манна, портрет Л.Н.Толстого, фрагмент фильма Ф.Феллини «И корабль плывет», репродукции картин И.Айвазовского «Буря», К.Брюллова «Последний день Помпеи» | |||||||
Сабақтын барысы Ход урока | ||||||||
1. Бағдарлану – мотивациялық блок Мотивационно – ориентировочный блок | ||||||||
Сабақтың тақырыбын шығу, жазұ Выход на тему, запись темы урока
| Оқу мақсатын қою Постановка цели, задач урока
| |||||||
Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока | ||||||||
Білім жаңғыртуы Актуализация знаний | ||||||||
Эпиграф: И увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего Откровение Иоанна Богослова (21:2) |
2. Операциялық- танымдық блогы
Операционно-познавательный блок Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)
Изучение нового материала
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - это рассказ 45- летнего писателя (учитель делает жест в сторону портрета). Это очень, потому что именно в данный период Бунин переходит на новый этап творчества, который характеризуется глубокими философскими размышлениями, глобальными идейными обобщениями, религиозным самоанализом. Творческий процесс писателя становится размеренным, все чаще Бунин вступает в художественный диалог с современниками и представителями мировой культуры прошлого.
Так одним из поводов к написанию рассказа послужило прочтение Буниным новеллы «Смерть в Венеции» немецкого писателя (тоже нобелевского лауреата) Томаса Манна (учитель указывает на портрет). Несмотря на отдаленную схожесть сюжета, рассказ Бунина не является реминисценцией, потому что в нем отразился совершенно самостоятельный взгляд Бунина на проблему жизни и смерти, вечного и тленного. Мы привыкли называть небольшие прозаические произведения Бунина рассказами, но в данном случае для него очень важна была «новеллистичность» произведения Т.Манна, так как Бунин на фоне вполне заурядных событий изображает трагедию. Такой неожиданный поворот и отличает новеллу как жанр. Бунину это было необходимо для изображения внезапности прихода смерти.
Важен в данном случае и другой диалог Бунина – с Л.Н.Толстым (указывает на портрет) и его повестью «Смерть Ивана Ильича». Мы уже говорили с вами о колоссальном влиянии творчества Толстого на прозу Бунина. Но если Толстой в своей повести старался в точности следовать реальным событиям, положенным в ее основу, то Бунин в процессе работы над рассказом все больше отходил от прямых аналогий с действительностью.
Так название корабля «Атлантида» заменило первоначальное название «Принцесса Елеонора» - название реального корабля, ходившего в начале XX века из Италии в Америку. В окончательную редакцию рассказа Бунин внес существенные коррективы: изменил название. Как первоначально назывался рассказ? («Смерть на Капри»).
Отказался Бунин и от эпиграфа, который до сих пор печатается во многих изданиях рассказа. Горе тебе, Вавилон, город крепкий - слова из Откровения Иоанна Богослова, или второе название – Апокалипсис. Когда вы слышите «Вавилон», что, прежде всего, приходит вам на ум? (Вавилонская башня). Но апокалипсический Вавилон никак не связан с Вавилоном Ветхого Завета и смешением языков, о котором говорится в Книге Бытия. О философской разности Ветхого и Нового Завета мы уже говорили с вами в связи с Достоевским и на занятиях МХК. Вавилон Нового Завета – это символ города греха, города, который в Откровении именуется блудницей: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город, Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откровение: 18:10-13). Вавилону в Откровении противопоставлен Иерусалим – град небесный, христианский символ возрождения и рая.
Для Бунина эта антитеза очень важна. Давайте сравним описание Неаполя и Капри. (ученики зачитывают отрывки из рассказа). Параллели с библейским текстом вполне очевидны. Но в рассказе Бунина есть еще целый ряд противопоставлений. Давайте зачитаем фрагменты, где дан портрет капитана корабля и описывается встреча с жителями Капри. (ученики зачитывают). Мы видим, какими скупыми красками изображает Бунин идолопоклонство высшего света капитану и как ярко и светло выписано паломничество жителей Капри к Деве Марии.
Еще одна явная антитеза - это устройство корабля как символ социальной иерархии, где те, кто наверху живут в свое удовольствие, а низы обеспечивают ход корабля, постоянно находясь в раскаленном трюме, как в Аду. (Фрагмент фильма Феллини).
Обращение Бунина к Апокалипсису открывает еще один идейный план: идея конца света, конца человеческого существования, которая присутствует в целом ряде символических образов рассказа. (Ученикам предлагается самим назвать какие-либо образы). Безусловно, это прежде всего образ корабля с его магическим названием - «Атлантиды». О чем вам говорит это название? (Ученики, возможно, отвечают, что это материк, описанный античными мыслителями, который по легенде затонул).
Океан, в пучине которого движется корабль, символизирует водную стихию, неподвластную человеку вне зависимости от его богатства. (Учитель указывает на картину Айвазовского и зачитывает из рассказа описание океана).
Образ, который очень редко обращают внимание, это действующий по сей день вулкан Везувий, несколько раз эпизодично упоминаемый в рассказе. А между тем это прямое указание на гибель античной Помпеи, где люди пытаясь унести с собой как можно больше богатства, гибли под раскаленными потоками лавы. (Указание на картину Брюллова).
В рассказе упоминается император Тиберий. Это историческое лицо, правитель, при котором был распят Иисус Христос, после чего император укрылся в горах в пещере. Бренность властного земного существования была свойственна и Господину их Сан-Франциско, что говорит о том, что история ничему людей не учит.
Неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали слова из Апокалипсиса о городе, сходящем с небес от Бога. Именно о таком Божьем граде как истинный христианин мечтал Бунин. В заглавии нашего урока рассказ «Господин из Сан-Франциско» назван Откровением. Иоанн Богослов, создавая Апокалипсис, стремился, прежде всего, предупредить человечество о грядущей катастрофе. Примерно тоже самое через две тысячи лет уже на своем языке пытался сделать Бунин, написав гениальный рассказ «Господин из Сан-Франциско».
-Почему Бунин изменил название рассказа?
-Почему герой рассказа не имеет имени?
-Какова роль пейзажа в рассказе? Как взаимосвязаны состояние природы и настроение Господина из Сан-Франциско?
-Какова роль цвета и запаха в рассказе?
-Какие художественные детали явно показывают мертвенность мира Господина из Сан-Франциско?
Закрепление материала
-С какими произведениями перекликается рассказ Бунина? Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
3.Рефлексия бақылау блогы
Рефлексивно – оценочный блок
Нәтижелерді жинақтап, қортындылау
Обобщение результатов, подведение итогов
Рефлексия
Рефлексия
Үй тапсырмасы
Домашнее задание Анализ произведения писателя
қолы ___________________
подпись _______________