Государственное учреждение образования
«Средняя школа №3 г.Борисова»
План - конспект урока
по географии
«Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования»
VII класс
Подготовил и провел:
Учитель географии
Фролова Виктория Викторовна
План – конспект урока географии для 7 класса по теме: «Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования».
Цель: изучение географического положения Южной Америки, истории открытия и исследования материка.
Задачи: Образовательные - сформировать понятие об особенностях географического положения; познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка. Развивающие - развивать интерес к расширению знаний по теме, к умению применять их в новой, необычной ситуации; формировать у учащихся критическое мышление; продолжить работу по формированию умений составлять план, сравнивать, обобщать. Воспитательные – создать условия для воспитания дружбы, взаимовыручки, сплоченности, приобретения новых характеристик.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок-путешествие.
Технология: групповой способ обучения с применением методов и приёмов технологии интерактивного обучения.
Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.
Формы деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная работа.
Межпредметные связи: связь с историей, литературой.
Оборудование: ИКТ, физическая карта Южной Америки, атласы для 7-8 класса, портреты учёных, контурные карты, раздаточный материал, учебники для 7 класса.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Создание эмоционально – благоприятной обстановки: Вам тепло? (Да.) - Вам светло? (Да.) - Прозвенел звонок? (Да.) - Уже закончился урок? (Нет.) - Хотите учиться? (Да.) - Можете садиться и на уроке не лениться. Эпиграф к уроку: Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний. К.Г.Паустовский.
2. Актуализация знаний. 1) Головоломка. Стадия вызова. Задача стадии – вызов любопытства, импульса к изучению темы. Ребята разгадывают головоломку из хаоса букв. Определяют название материка, который предстоит изучить. Ю М Е Ж Н А Р И Я К А А чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам собрать географический пазл.
2) Географический пазл. Задание на определение темы урока. Составить из имеющихся у каждой группы, одинаковых по цвету частей и прочитать на нем тему урока (на прямоугольниках написаны слова, из них необходимо составить предложение, которое и будет темой урока). Объявляется тема урока (записывают в тетради), слайд 1.
Постановка цели и задач урока:
- Ребята, представьте, что вы географы-путешественники. У вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки Южной Америки. Что же вы должны изучить сегодня непосредственно на уроке? Определение цели урока (называют дети) Слайд 2.
Путешествовать по материку мы будем с помощью маршрутных листов.
3. Изучение нового материала.
Слайд 3. План работы на уроке.
1. Географическое положение материка. а) работа с атласом и маршрутным листом, определение положения: по отношению к экватору; по отношению к нулевому меридиану; по отношению к тропикам; по отношению к полярным кругам. Полушария, в которых расположен материк. б) Устная работа с физической картой полушарий – определение размеров территорий по сравнению с другими материками ( на карту клеится стикер с площадью материка) в) Работа в группах: определение названия и координат крайних точек материка (клеятся стикеры) Назвать координаты.
г) Работа с контурной картой и атласом. Подписать элементы, характеризующие географическое положение материка по картам атласа.
Завершение этого этапа урока — конкурс знатоков карты. Учащемуся, приглашённому к карте, нужно показать географические объекты. Методический комментарий о влиянии географического положения на природу: Большая часть материка расположена в экваториальных и тропических широтах, а меньшая в умеренных.
Физкультминутка. Если через океан плыть к другому берегу (ходьба на месте), попадешь на материк «Южная Америка». А на том материке есть река глубокая (потянулись вперед). Из известных в мире рек самая широкая (руки в стороны). Там – стеною на пути – джунгли непролазные: (руки вверх) ни индейцу не пройти, ни туристу праздному. Там на водопой спешат звери утром ранним (руки вперед), а воде кишат страшные пираньи (руки на пояс). Там над Андами парит птица кондор ( потягивание), в джунглях ползает змея – Анаконда. Если хвост зацепит свой за большое дерево ( круговые движения шеи), то достанет головой до другого берега ( ходьба на месте). «Как зовут тебя река?- крикнешь звонко, а в ответ, издалека- Амазонка!»
2. Географические открытия и исследования Южной Америки
А) Происхождение названия материка. Откуда пришли названия материков, стран и городов? Слайды
Б) Установи соответствие. Ученики слушают и одновременно заполняют маршрутный лист.
4. Закрепление изученного материала.
4.1. Вопросы: «Верю или не верю»
5. Домашнее задание. П. 18, в.1-4, стр.139. Доп. задание: подготовьте презентацию о цивилизации доколумбовой эпохи Южной Америки по выбору (инки, наска).
6. Рефлексия. Подсчитывают количество баллов и заполнить колонку «Моя отметка за урок». Ребята поднимают руку вверх, зажимают кулак. На каждое утверждение по одному пальчику отпускают. - сегодня я узнал(а) о географическом положении Ю.Америки
- было интересно узнать об открытии и исследовании материка
- было трудно в работе с маршрутными листами
- теперь я могу рассказать своим сверстникам много нового
- мне захотелось побывать в Южной Америке
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист
ФИ ученика____________________________________________класс______________
Тема______________________________________________________________________
№ | Задание | Деятельность ученика | Баллы | |
1
| Географическое положение. А)по отношению к экватору; Б)по отношению к нулевому меридиану; В) по отношению к тропикам; Г) по отношению к полярным кругам. Д) Полушария, в которых расположен материк. | А) Б) В) Г) Д) | Каждый пункт по 2 балла. Всего: 10 | |
2 | Определение названия и координат крайних точек материка | Северная- Южная- Восточная- Западная- | 10 | |
3 | Работа с контурными картами |
| 10 | |
4 | Установи соответствие | 1. Америго Веспуччи. 2. Христофор Колумб 3. Фернан Магеллан 4. Александр Гумбольдт 5. Игнат Домейко
| 1. Исследовал геологическое строение Анд. 2. Первым прошёл через пролив, разделяющий Атлантический и Тихий океаны. 3. Своё название материк получил в честь этого итальянца. 4. Им была составлена карта бассейна Ориноко, собран богатый гербарий и открыты тысячи новых видов растений. 5. Открытие континента европейцами принадлежит этому испанскому подданному (самопроверка) | За каждый правильный ответ 2 балла 1 – 2 балла; 2 – 4 балла; 3 – 6 баллов; 4 – 8 баллов; 5 - 10 баллов. |
5 | Задание «Верно или неверно» (Приложение 2) | 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10. (самопроверка) | По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
Моя отметка за урок ___________________________
Отметка учителя ______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание «Верно или неверно»
1.Южная Америка — четвёртый по размерам материк Земли
2. Площадь составляет 11,7 млн км2, а с прилегающими островами — 21,3 млн км2.
3. Основная площадь суши заключена между экватором и Южным тропиком.
4. Южная Америка омывается водами двух океанов: с запада — Тихим, с востока и с севера — Атлантическим
океаном и относящимся к нему Карибским морем.
5. На севере узким Панамским перешейком Южная Америка соединяется с Северной Америкой.
6. 12 октября 1492 года считают официальной датой открытия части света — Америки.
7. Южную Америку вместе с южной частью Северной Америки объединяют в один историко-культурный регион — Латинскую Америку.
8. Пролив Дрейка — самый широкий в мире, отделяет Южную Америку от Африки
9. На крайнем севере материка расположен остров Огненная Земля.
10. Южная Америка обособлена океанами от большинства массивов суши
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Расшифровка набранных баллов
Баллы | Отметка |
1-10 | 1 |
11-15 | 2 |
16-20 | 3 |
21-25 | 4 |
26-30 | 5 |
31-35 | 6 |
36-38 | 7 |
39-41 | 8 |
42-45 | 9 |
46-50 | 10 |