Методическая разработка для учителей

План - конспект по теме" Географическое положение и исследование Южной Америки"

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №3 г.Борисова»











План - конспект урока

по географии


«Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования»


VII класс












Подготовил и провел:

Учитель географии

Фролова Виктория Викторовна







План – конспект урока географии для 7 класса по теме: «Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования».

Цель: изучение географического положения Южной Америки, истории открытия и исследования материка.

Задачи: Образовательные - сформировать понятие об особенностях географического положения; познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка. Развивающие - развивать интерес к расширению знаний по теме, к умению применять их в новой, необычной ситуации; формировать у учащихся критическое мышление; продолжить работу по формированию умений составлять план, сравнивать, обобщать. Воспитательные – создать условия для воспитания дружбы, взаимовыручки, сплоченности, приобретения новых характеристик.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Технология: групповой способ обучения с применением методов и приёмов технологии интерактивного обучения.

Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский.

Формы деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, коллективная работа.

Межпредметные связи: связь с историей, литературой.

Оборудование: ИКТ, физическая карта Южной Америки, атласы для 7-8 класса, портреты учёных, контурные карты, раздаточный материал, учебники для 7 класса.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Создание эмоционально – благоприятной обстановки: Вам тепло? (Да.) - Вам светло? (Да.) - Прозвенел звонок? (Да.) - Уже закончился урок? (Нет.) - Хотите учиться? (Да.) - Можете садиться и на уроке не лениться. Эпиграф к уроку: Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний. К.Г.Паустовский.

2. Актуализация знаний. 1) Головоломка. Стадия вызова. Задача стадии – вызов любопытства, импульса к изучению темы. Ребята разгадывают головоломку из хаоса букв. Определяют название материка, который предстоит изучить. Ю М Е Ж Н А Р И Я К А А чтобы определить тему сегодняшнего урока я предлагаю вам собрать географический пазл.

2) Географический пазл. Задание на определение темы урока. Составить из имеющихся у каждой группы, одинаковых по цвету частей и прочитать на нем тему урока (на прямоугольниках написаны слова, из них необходимо составить предложение, которое и будет темой урока). Объявляется тема урока (записывают в тетради), слайд 1.

Постановка цели и задач урока:

- Ребята, представьте, что вы географы-путешественники. У вас есть шанс отправиться в путешествие и изучить неизведанные уголки Южной Америки. Что же вы должны изучить сегодня непосредственно на уроке? Определение цели урока (называют дети) Слайд 2.

Путешествовать по материку мы будем с помощью маршрутных листов.

3. Изучение нового материала.

Слайд 3. План работы на уроке.

1. Географическое положение материка. а) работа с атласом и маршрутным листом, определение положения: по отношению к экватору; по отношению к нулевому меридиану; по отношению к тропикам; по отношению к полярным кругам. Полушария, в которых расположен материк. б) Устная работа с физической картой полушарий – определение размеров территорий по сравнению с другими материками ( на карту клеится стикер с площадью материка) в) Работа в группах: определение названия и координат крайних точек материка (клеятся стикеры) Назвать координаты.

г) Работа с контурной картой и атласом. Подписать элементы, характеризующие географическое положение материка по картам атласа.

Завершение этого этапа урока — конкурс знатоков карты. Учащемуся, приглашённому к карте, нужно показать географические объекты. Методический комментарий о влиянии географического положения на природу: Большая часть материка расположена в экваториальных и тропических широтах, а меньшая в умеренных.

Физкультминутка. Если через океан плыть к другому берегу (ходьба на месте), попадешь на материк «Южная Америка». А на том материке есть река глубокая (потянулись вперед). Из известных в мире рек самая широкая (руки в стороны). Там – стеною на пути – джунгли непролазные: (руки вверх) ни индейцу не пройти, ни туристу праздному. Там на водопой спешат звери утром ранним (руки вперед), а воде кишат страшные пираньи (руки на пояс). Там над Андами парит птица кондор ( потягивание), в джунглях ползает змея – Анаконда. Если хвост зацепит свой за большое дерево ( круговые движения шеи), то достанет головой до другого берега ( ходьба на месте). «Как зовут тебя река?- крикнешь звонко, а в ответ, издалека- Амазонка!»

2. Географические открытия и исследования Южной Америки

А) Происхождение названия материка. Откуда пришли названия материков, стран и городов? Слайды

Б) Установи соответствие. Ученики слушают и одновременно заполняют маршрутный лист.

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Вопросы: «Верю или не верю»

5. Домашнее задание. П. 18, в.1-4, стр.139. Доп. задание: подготовьте презентацию о цивилизации доколумбовой эпохи Южной Америки по выбору (инки, наска).

6. Рефлексия. Подсчитывают количество баллов и заполнить колонку «Моя отметка за урок». Ребята поднимают руку вверх, зажимают кулак. На каждое утверждение по одному пальчику отпускают. - сегодня я узнал(а) о географическом положении Ю.Америки

- было интересно узнать об открытии и исследовании материка

- было трудно в работе с маршрутными листами

- теперь я могу рассказать своим сверстникам много нового

- мне захотелось побывать в Южной Америке




ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Маршрутный лист

ФИ ученика____________________________________________класс______________

Тема______________________________________________________________________


Задание

Деятельность ученика

Баллы

1






Географическое положение.

А)по отношению к экватору;

Б)по отношению к нулевому меридиану;

В) по отношению к тропикам;

Г) по отношению к полярным кругам.

Д) Полушария, в которых расположен материк.


А)



Б)



В)



Г)



Д)

Каждый пункт по 2 балла. Всего: 10

2

Определение названия и координат крайних точек материка

Северная-

Южная-

Восточная-

Западная-

10

3

Работа с контурными картами


10

4

Установи соответствие

1. Америго Веспуччи.

2. Христофор Колумб

3. Фернан Магеллан

4. Александр Гумбольдт

5. Игнат Домейко


1. Исследовал геологическое строение Анд.

2. Первым прошёл через пролив,

разделяющий Атлантический и

Тихий океаны.

3. Своё название материк получил в честь этого итальянца.

4. Им была составлена карта бассейна Ориноко, собран богатый гербарий и открыты тысячи новых видов растений.

5. Открытие континента европейцами принадлежит этому испанскому подданному

(самопроверка)

За каждый правильный ответ 2 балла

1 – 2 балла;

2 – 4 балла;

3 – 6 баллов;

4 – 8 баллов;

5 - 10 баллов.

5

Задание

«Верно или неверно» (Приложение 2)

1. 6.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5. 10.

(самопроверка)

По 1 баллу за каждый правильный ответ.



Моя отметка за урок ___________________________

Отметка учителя ______________________________





ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Задание «Верно или неверно»

1.Южная Америка — четвёртый по размерам материк Земли

2. Площадь составляет 11,7 млн км2, а с прилегающими островами — 21,3 млн км2.

3. Основная площадь суши заключена между экватором и Южным тропиком.

4. Южная Америка омывается водами двух океанов: с запада — Тихим, с востока и с севера — Атлантическим

океаном и относящимся к нему Карибским морем.

5. На севере узким Панамским перешейком Южная Америка соединяется с Северной Америкой.

6. 12 октября 1492 года считают официальной датой открытия части света — Америки.

7. Южную Америку вместе с южной частью Северной Америки объединяют в один историко-культурный регион — Латинскую Америку.

8. Пролив Дрейка — самый широкий в мире, отделяет Южную Америку от Африки

9. На крайнем севере материка расположен остров Огненная Земля.

10. Южная Америка обособлена океанами от большинства массивов суши




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Расшифровка набранных баллов


Баллы

Отметка

1-10

1

11-15

2

16-20

3

21-25

4

26-30

5

31-35

6

36-38

7

39-41

8

42-45

9

46-50

10














Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее