Сабақтың жоспары ЗТС
План урока
Пән предмет | Рус. литература | Күні дата |
|
|
|
|
| |
№ сабақ занятие № |
| Топ группа |
|
|
|
|
| |
Тақырып Тема | Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». «Война и мир». | |||||||
Мақсат Цели Білімділік: вызвать интерес к жизни и личности великого Толстого, помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя, проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; Дидактическая Дамытушылық: критического мышления, речи ,умения анализировать,находить главное Развивающая ______________________________________________________ Тәрбиелік: нравственно-патриотическое воспитание Воспитывающая | ||||||||
Сабақтын типі (тұрпаты) Тип урока | Изучение нового материала | |||||||
Сабақтын әдісі Метод обучения | Проблемно-поисковый, исследовательский | |||||||
Корнекілік Оснащение | тексты | |||||||
Сабақтын барысы Ход урока | ||||||||
1. Бағдарлану – мотивациялық блок Мотивационно – ориентировочный блок | ||||||||
Сабақтың тақырыбын шығу, жазұ Выход на тему, запись темы урока Іске құжаттарды қалыптастыру
| Оқу мақсатын қою Постановка цели, задач урока Оқу мақсатын қою Білімдік және дамытушылық | |||||||
Сабақтың барысымен танысу Знакомство с ходом урока
Граф Лев Толстой – гениальный художник… Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений. М. Горький Какое чудо творчества, ума, души, страсти гения!!! Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником… В. Стасов | ||||||||
Білім жаңғыртуы Актуализация знаний Проверка д/з | ||||||||
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Вот портрет писателя (работы И. Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее… Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми. В служении людям видел писатель смысл своей жизни. («Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям» (Л. Толстой). А жизнь его была наполнена писательским трудом. Каждый день, каждый час он трудился, не зная лени; был беспощадно строг и требователен к себе как к художнику слова. Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине. Но писатель был и обличителем зла, отказывался мириться с какими бы то ни было проявлениями лицемерия, фальши. Он не любил людей самоуспокоенных и равнодушных. «Спокойствие – душевная подлость», – считал он. По мнению Толстого, человек должен постоянно находиться в поиске, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». Опрос по вопросам: 1. Расскажите об участии молодого Толстого в Кавказской войне. С какой целью он отправился служить в действующую армию? (Ему хотелось прежде всего увидеть войну собственными глазами, проверить себя, на что способен.) Какие произведения рассказывают о событиях на Кавказской войне? |
2. Операциялық- танымдық блогы
Жаңа материалды мазмұндау (баяндау)
Изучение нового материала:
Білімдерін бекіту
. Работа над содержанием «Севастопольских рассказов».
1. «Севастополь в декабре»
Беседа по вопросам:
1) О чем этот рассказ Толстого?
2) С кем встречается, беседует только что прибывший в осажденный город?
3) Расскажите о защитниках Севастополя.
4) В чем, на ваш взгляд, проявляется новаторство Толстого в изображении войны?
Осажденный Севастополь Толстой показывает глазами только что прибывшего человека, который видит тяжелейшую жизнь воюющего города: переполненный лазарет, множество раненых, грязь и смерть. Это – война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» (Л. Толстой), то есть война рисуется автором «изнутри». Такое изображение войны новаторское.
Общий дух патриотизма охватывает русских солдат и матросов. «Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине» (Л. Толстой).
«Война и мир». Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.
Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества
В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество).
В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.
Комментированное чтение отдельных глав романа «Война и мир»
Білімдерін бекіту
Закрепление знаний
Вопросы:
1) Что представляют собой хозяйка салона и ее гости? (Обратите внимание на внешность, одежду, поведение, манеру общения гостей.)
2) В чем смысл жизни завсегдатаев светского салона?
3) Чем отличаются Пьер и Андрей от гостей?
4) «В доме графа Безухова» (главы 18–21).
3.Рефлексия бақылау блогы
Рефлексивно – оценочный блок
нәтижелерді жинақтап қорыту, қорытындылау
обобщение результатов, подведение итогов
1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа?
2. Объясните смысл названия – «Война и мир».
3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?
Рефлексия
Рефлексия
Чем запомнился урок?
Үй тапсырмасы
Домашнее задание
1. Дочитать I том до конца.
2. Прочитать по учебнику о творческой истории «Войны и мира», об особенностях композиции и сюжета, о смысле названия.
Подпись
қолы ___________________