ТЕМА: Движение населения
Цель: сформировать знания учащихся о движение населения мира, причинах влияющих на её изменения.
Задачи:
Определить факторы, оказывающие влияние на прирост населения.
Определить регионы мира, имеющие низкий и высокий естественный прирост населения.
Определить факторы, влияющие на миграционные потоки населения. Выяснить, на что направлена государственная политика в отношении прироста населения в странах с низким и высоким естественным приростом населения.
Развить умения учащихся анализировать графики роста численности населения и диаграммы средней продолжительности жизни.
Продолжить формирование коммуникативных умений учащихся.
Продолжить формирование умений учащихся выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: естественный прирост; рождаемость, смертность; миграция.
Оборудование: Политическая карта мира, атлас, учебное пособие.
Ход урока
I. Организационный этап урока
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. Как изменилась численность населения на Земле?
2. Какова возрастная структура населения?
3. Какой фактор является главным при определении трудоспособности населения?
4. Какова доля трудовых ресурсов в общей численности населения?
IV. Изучение нового материала
В разных местах Земли численность населения изменяется неодинаково. Изменение в численности населения зависит от того, сколько людей рождается и сколько умирает, а также от миграции населения (механического населения). Разница м/у числом родившихся и умерших называется естественным приростом населения. Что бы сравнить естественный прирост в разных странах и частях мира, его определяют в промилле в расчете на 1000 человек. (РИС. 61)
На прирост населения оказывают влияние многих факторов:
условия жизни,
уровень развития здравоохранения и образования,
возрастной состав населения,
возраст вступления в брак, национальные традиции,
обычаи.
Высокие темпы роста населения вызвали ряд проблем. Главная из них – продовольствия. Для развития каждой страны необходимо определенная численность населения. Большинство стран мира стремятся управлять приростом населения. Например, в Германии, России, Беларуси государственная политика направленна на повышение рождаемости, а в Индии, Китае – сокращение рождаемости и прироста населения.
V. Закрепление изученного материала
Практическая работа №3
vi. Этап оценивания. Рефлексия
Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…
VII. Домашнее задание § 14
7 класс
Практическая работа №3
Определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения
Цель: закрепить знания о движении населения (естественном приросте, миграции); научиться практически определять изменение численности населения страны.
Оборудование: атлас, географические справочники.
Ход работы
I. Ответьте на вопросы.
1. Что называется естественным движением населения?
2. Что называется механическим движением населения?
3. Какие виды миграции населения существуют?
II. Выполнение работы.
1. Определите естественный прирост населения в стане за пятилетней период, ели ежегодно на 1000 жителей рождается 12, а умирает 9 человек. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?
2. По данным таблицы определите и запишите естественный прирост население.
Страна | Год | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
А | 1990 2009 | 17 13 | 10 8 |
|
Б | 1990 2009 | 36 17 | 16 6 |
|
Какова должна быть политика государства в указанных странах в отношении естественного прироста населения?
3. Определите смертность население в городе А, если в течении года рождаемость составляет 14 человек на 1000 жителей, естественный прирост – 6 человек на 1000 жителей. Во сколько раз рождаемость превышает смертность? Раскройте основные факторы, определяющие смертность населения.
4. В стране ежегодно рождается 300 тыс. человек, а умирает 70 тыс. человек. Из страны с населением 9,6 млн человек выехало 18 тыс. человек, а въехало – 9 тыс. человек. Определите естественный прирост населения и общей прирост населения.
III. Подведение итогов работы.
1. Укажите факторы, которыми определяется численность населения стран.
2. Объясните, почему в Африке высокие естественный прирост населения, а в Западной Европе – низкий.
7 класс
Практическая работа №3
Определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения
Цель: закрепить знания о движении населения (естественном приросте, миграции); научиться практически определять изменение численности населения страны.
Оборудование: атлас, географические справочники.
Ход работы
I. Ответьте на вопросы.
1. Что называется естественным движением населения?
2. Что называется механическим движением населения?
3. Какие виды миграции населения существуют?
II. Выполнение работы.
1. Определите естественный прирост населения в стане за пятилетней период, ели ежегодно на 1000 жителей рождается 12, а умирает 9 человек. Какие факторы влияют на естественный прирост населения?
2. По данным таблицы определите и запишите естественный прирост население.
Страна | Год | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост |
А | 1990 2009 | 17 13 | 10 8 |
|
Б | 1990 2009 | 36 17 | 16 6 |
|
Какова должна быть политика государства в указанных странах в отношении естественного прироста населения?
3. Определите смертность население в городе А, если в течении года рождаемость составляет 14 человек на 1000 жителей, естественный прирост – 6 человек на 1000 жителей. Во сколько раз рождаемость превышает смертность? Раскройте основные факторы, определяющие смертность населения.
4. В стране ежегодно рождается 300 тыс. человек, а умирает 70 тыс. человек. Из страны с населением 9,6 млн человек выехало 18 тыс. человек, а въехало – 9 тыс. человек. Определите естественный прирост населения и общей прирост населения.
III. Подведение итогов работы.
1. Укажите факторы, которыми определяется численность населения стран.
2. Объясните, почему в Африке высокие естественный прирост населения, а в Западной Европе – низкий.