Цели:
Повторение, коррекция, закрепление и контроль знаний, умений по изученной теме.
Развитие умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы на основе географической информации и статистических данных о населении России.
Совершенстовование навыков работы с тематическими картами, графиками, таблицами.
Обучение приемам обработки, анализа и интерпретации количественных данных.
Оборудование: географические атласы, графики, пакет статистических данных, инструктивные карты.
Методы обучения: создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.
Ход урока
I. Организация работы в группах
Класс делится на группы, примерно равных по силам. Каждая группа для работы получает пакет статистических материалов, инструктивную карту.
Приложение 1. Статистические данные
1 группа
Оценка динамики численности населения России
Цели: выявить изменения в численности населения, объяснить причины этих изменений.
Инструктивная карта
Вспомните определение естественного прироста населения. Что отражает это понятие?
Дополните таблицу 2 сведениями о коэффициенте естественного прироста.
Уточните, с какого периода показатели естественного прироста получили отрицательные значения. Подумайте, какими процессами вызван демографический кризис, о котором говорит падение естественного прироста населения.
Объясните, используя таблицу 3, почему при отрицательном естественном приросте населения, численность его к 1995 году практически не изменилась.
Анализируя таблицы 4 и 5, предположите, как изменится доля молодежи и доля людей пожилого возраста. Объясните причины изменения доли населения разных возрастов в общей численности населения.
Каковы основные особенности демографической ситуации в современной России? (Рис.1)
Используя полученные сведения и проанализировав таблицы 6 и 7, сделайте вывод о тенденциях общего прироста населения России на перспективу.
Составьте собственный демографический прогноз на 2010 год.
Какой, по вашему мнению, будет демографическая судьба России?
2 группа
Определение тенденции изменения численности трудовых ресурсов России
Цели: выявить изменения доли населения различных возрастов, объяснить причины и тенденции этих изменений.
Инструктивная карта
Вспомните определения: трудовые ресурсы, экономически активное население.
Используя таблицу 5, определите, как изменилось соотношение групп населения:
а) моложе трудоспособного возраста;
б) трудоспособного возраста;
в) старше трудоспособного возраста.Пользуясь сведениями таблицы 8, определите, как изменялась в России численность экономически активного населения.
Проанализировав таблицу 8 и рисунок 2, определите, как изменилась в России доля безработных в экономически активном населении.
Объясните, почему, несмотря на убыль численности населения, сохранилась доля населения трудоспособного возраста (используйте таблицу 9).
Используя полученные сведения и проанализировав таблицы, сделайте вывод о тенденциях изменения численности трудовых ресурсов Росси на перспективу. Составьте собственный прогноз на 2010 год.
3 группа
Определение тенденций изменения доли занятых в отраслях современного хозяйства России по статистическим материалам
Цели: выявить изменения в занятости населения в период перехода к рыночной экономике; проследить взаимосвязь между современной экономической ситуацией в России и изменениями занятости населения по отраслям экономики.
Инструктивная карта
Используя таблицу 8 и рисунок 2, познакомьтесь с численностью экономически активного населения.
Анализируя таблицу 10 и рисунок 3, выявите динамику изменения занятости населения по отраслям экономики.
Объясните причины изменений соотношения доли занятых в разных отраслях.
По рисунку 4 познакомьтесь с распределением численности занятого населения в России по секторам экономики. Какова динамика изменений?
Проанализируйте таблицу 11 и определите, как изменилась структура и основные показатели промышленности по формам собственности в годы реформ. Какие формы собственности становятся значимыми в промышленности России?
Как это связано с современной экономической ситуацией в России?
Составьте прогноз распределения экономически активного населения по отраслям и секторам экономики России. Обоснуйте полученную структуру экономики.
4 группа
Выявление особенностей миграций на территории России на основе карт и статистических данных
Цели: выявить изменения в миграционных потоках в Россию; проследить влияние миграций на численность населения России и долю трудоспособного населения.
Инструктивная карта
Вспомните определения: миграция, эмиграция, иммиграция.
Используя таблицу 9 и рисунок 5, проследите, как меняется число мигрантов в Россию.
Как это связано с политикой, проводимой бывшими республиками СССР относительно русскоязычного населения?
Какие еще факторы послужили причинами изменения численности мигрантов?
Как миграция влияет на численность населения России? На долю трудоспособного населения?
Используя карты атласа и рисунок 6 (рис. 13., стр. 41 учебника), объясните, какие изменения во внутренних миграциях в России произошли за последние годы.
Составьте прогноз изменений миграционных потоков и численности мигрантов на 2010 год. Обоснуйте свое мнение.
5 группа
Религии народов России
Цели: выявить географию распространения религий в России; проследить влияние религии на общую численность населения и по регионам.
Инструктивная карта
Вспомните, какие религии распространены на территории России.
Какие религии являются ведущими? Подтвердите статистическими данными.
Используя таблицу 12 (таблица 10, стр. 36 учебника) и карту атласа, выявите особенности распространения основных религий по территории России.
Подумайте, какие причины определили географический “разрыв” между народами, исповедующими буддистско-ламаистскую и мусульманскую религии.
Вспомните, какую религию исповедует большинство верующих в составе народов, получивших национально-государственные образования в составе РФ.
Как религия влияет на прирост населения?
Используя таблицы 13 и 12, составьте прогноз изменения соотношения численности верующих разных религий к 2010 году. Как это может повлиять на изменение численности населения России? Обоснуйте свое мнение.
II. Презентация результатов работы групп
Каждая группа в течение 3-5 минут представляет результаты своей работы.
Члены других групп могут задавать уточняющие, а также полемические вопросы, приводить собственные аргументы, точку зрения.
Роль учителя состоит, прежде всего, в организации условий для взаимодействия учащихся, направлении диалога, дискуссии, если она возникает, в русле темы урока.
По результатам работы организуется взаимооценка. Главными критериями является полное и четкое представление ответа на заданную тему, обоснованность прогноза, аргументация позиции группы.
III. Практическая работа
Тема: Изменение численности населения в России
Цели:
- совершенствовать умение работать со статистическими материалами;
- проследить территориальные закономерности демографического кризиса в стране;
- объяснить причины и факторы этих изменений.
Оборудование: контурные карты, статистические данные, цветные карандаши, географические атласы, тетради для практических работ.
Ход работы
Проведите анализ данных переписи населения России 2002 года, используя таблицу.
Пользуясь статистическими данными таблицы, сравните их с данными переписи 1989 года.
Выделите регионы, где наблюдается рост численности населения. Выделите на контурной карте эти регионы красным цветом.
Определите регионы, где численность населения сократилась более чем на 10 % в сравнении с 1989 годом. Выделите на карте эти регионы синим цветом.
Остальные регионы выделите зеленым цветом. Это будет среднероссийский уровень изменения численности населения, т.е. умеренная убыль, не превышающая 10 %.
Как можно объяснить, что население именно этих регионов в межпереписной период прибывало? Ответ запишите в тетради для практических работ.
Почему именно так расположились эти территории? Можно ли выбрать какие-либо географические факторы их размещения?
Какие социальные и экономические факторы способствовали резкому уменьшению численности населения во второй группе регионов.
Почему именно так расположились эти территории? Ответ оформите в тетради.
По результатам работы сделайте вывод.
IY. Подведение результатов работы на уроке
Обсуждение результатов практической работы.