Тема урока:«Узелковый батик»
Цель: освоить технику узелковый батик, выполнив три работы в этой технике.
Цели и задачи:
Образовательные:
знакомство с историей узелкового батика;
показать детям технологию окрашивания ткани;
расширить запас знаний о многообразии цветовых оттенков.
обучать приемам сопоставления цветов при работе с цветом.
Развивающие:
развивать память и внимание;
способствовать развитию мелкой моторики рук;
образное и логическое мышление через практическую деятельность;
эстетический вкус и внимание.
развивать восприятие цветовой гаммы;
Воспитательные:
развивать в обучающихся чувство красоты, художественный вкус, творчество;
воспитывать аккуратность;
эстетический вкус;
Оборудование:
Для преподавателя:
- Образцы работ с различными видами батика;
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике.
- Ткань белого цвета хлопчатобумажная, набор красок «БАТИК», кисточки, нитки, ножницы, палитра.
Для обучающихся:
- Ткань белого цвета хлопчатобумажная, набор красок «БАТИК», кисточки, нитки, ножницы, палитра.
План:
1. История батика
2. Беседа о видах батика.
3. Знакомство с одним из видов батика “Узелковый батик”.
4. Практическая работа.
Ход урока
Здравствуйте! Тема нашего занятия: «Узелковый батик».
Батик – это вид декоративно-прикладного искусства, крашение ткани.
Но для начала, мы поговорим с вами об истории возникновения батика. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.
В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик.
Слово «батик» - индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки. Батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
- А как вы думаете, почему этот вид получил название «узелковый»?
(От слова узел.)
- Правильно.
- В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать на ней узлы. Внимательно смотрим, я вам показываю, как это надо делать. Вот таким образом мастера создают уникальные работы, существующие в единственном экземпляре. Даже если вы все выберете одинаковые цвета красок (больше четырех мы использовать не будем), у каждого из вас изделия будет иметь свой разный и неповторимый узор.
Практическая часть
Прежде чем браться за большую вещь, советую все приемы попробовать на небольших отрезках ткани. Таким образом, у вас получится прекрасный каталог всех рисунков.
Красить удобнее сразу много образцов, поэтому мы с вами подготовили небольшие кусочки белой ткани, различного размера.
Берем белую хлопчатобумажную ткань (можно шелковую) за середину, скручиваем и одновременно обвязываем ее нитками от середины к краям, при этом постепенно спускаясь вниз.
Когда окрашивание будет закончено, аккуратно убираем готовую закрутку, до полного высыхания нитей.
Напоминаю, что возможно крашение в несколько цветов. Желто – коричневый образец был завязан по долевой нити.
Узел с успехом заменяет узкое или широкое обвязывание или обматывание. Ткань берем за середину, поднимаем и обвязываем в нескольких местах. При крашении фиолетового образца в краску не отпускалась.
Крашение
Красители нужно подбирать только специальные, которые подходят для росписи ткани, и которые можно закрепить при помощи утюга.
Сушка – глажка.
Пока ткань еще не высохла развязываем узелки и расправляем материю. (Если есть возможность, то лучше дождаться пока ткань, сама почти полностью просохнет, что бы узор был более четким. Развернутую ткань раскладываем на марлю, немного подсушиваем, для этого можно использовать фен. Затем проглаживаем при помощи утюга.. Гладить лучше, пока ткань не просохла окончательно, тогда все складки легко разглаживаются.