4. урок. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Композиция как ритм пятен
ИЗО 6 класс
МАОУ «СОШ № 14 г.Челябинск»
Учитель Изобразительного искусства: Блинова Ю.Г.
- В ХVIII веке при Дворе французского короля Людовика ХV министром финансов был некий Этьен де Силуэт . О нём ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Это способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра .
- Этьен де Силуэт
Силуэт
- Изображая силуэт, невозможно показать черты лица или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны.
- Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т.д.) оставляют свой след на плоскости. Этод след - пятно .
- Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
Силуэт
Представте
- - Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:
- - Он светлый или темный? Что ещё необходимо, чтобы ответить на мой вопрос?
Тон и тональные отношения
- Чтобы определить степень светлоты или темноты цвета, используют понятие тон
- Определить тон пятна можно при сравнении его с другим пятном, т.е. определив их тональные отношения
Тон и тональные отношения
- Тёмное и светлое образуют контраст.
- Белый, чёрный и серый – резкий контраст .
- Два серых разного тона – мягкий контраст .
- Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу.
Пятна могут быть бесконечно разными: большими и маленькими , округлыми и протяженными
Они то, изгибаясь , перетекают друг в друга, а то ясно и твердо очерчены
Но при этом пятно обязательно светлые или темные
- Черное и белое – два полюса, между которыми разворачивается все многообразие изобразительных возможностей
В изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные переходы, иногда мягкие перетекания , иногда резкие, контрастные пятна
Темное и светлое образуют контраст
- Контраст – это полярное противопоставление
Резкий контраст
- говорит нам о сильных драматических чувствах: тревога, решительность, ярость, утверждение, буря, гроза…
Мягкий контраст
- Противоположности сближены
Правила художника:
- Для любой темной краски может найтись еще более темная краска, белее белого также найдется всегда
- Пределы темноты и света для художника всегда относительны
- Самого белого и самого черного в мире нет
- Отношение темного и светлого всегда наиважнейшее
Фактура
- Это свойство поверхности пятна
Задание:
- 1. Раскрасьте полоску бумаги, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество чёрной гуаши .
2. Изобрази (на выбор): природу в состоянии бури, грозы или шторма…
… утренний туман или серый дождик
… или ясный солнечный день
Подведём итоги:
- Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?
Пятно – основное средство изображения на плоскости.