МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 255»
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г.САРАТОВА
Перспективный план по экспериментальной деятельности
в средней группе: «Звездочка»
Подготовили воспитатели:
Данилина Е.В.
Чадаева А.А.
2022-2023 уч.год
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.
Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:
Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
Формирование умения делать выводы, открытия.
Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
Развитие мелкой моторики и координации движений.
Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
Развитие внимания и памяти.
Развитие речевых способностей.
Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
Воспитание усидчивости и аккуратности.
№ | Название | Месяц, цель |
|
| Сентябрь |
1. | "Радуга" | Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать. |
2. | "Мыльные пузыри" | Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. |
|
| Октябрь |
3. | "Волшебная вода" | Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки. |
4. | "Цветные капельки" | Учить наблюдать за "путешествием" капельки. |
|
| Ноябрь |
5. | "Откуда берется дождь?" | Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. |
6. | "Танец горошин" | Познакомить с понятием "сила движения", развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. |
7. | "Добываем воду для питья" | Показать простой эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться. |
|
| Декабрь |
8. | "Тонет - не тонет" | Провести испытание на "плавучесть" разных игрушек из разного материала. |
9. | "Освобождение из плена" | Наблюдение за разными способами размораживания. |
|
| Январь |
10. | "Снежные фигуры" | Учить лепить из снега снежных баб. |
11. | "Ледяные узоры" | Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент. |
12. | "Льдинки" | Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством воды. |
|
| Февраль |
13. | "Волшебный материал" | Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. |
14. | "Вода бывает теплой, холодной, горячей" | Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. |
|
| Март |
15. | "Поиск воздуха" | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. |
16. | "Веселая полоска" | Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность. |
|
| Апрель |
17. | "Подводная лодка из винограда" | Показать, как всплывают и поднимается подводная лодка, рыба |
18. | "Что любят растения" | Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. |
|
| Май |
19. | "Черное и белое" | Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. |
20. | "Солнечные зайчики" | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность. |
1. Радуга
Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
Материал: Зеркало, вода, лучи солнца.
Ход опыта:
Загадка: Что за чудо - красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
Можно разучить строчку - подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Поясняя значение первых букв.
1. Поставить зеркало в воду под большим углом;
2. Поймать солнечный луч и направить его на стену;
3. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не увидите радугу (спектр) на стене.
Теперь у нас "домашняя радуга"!
2. Мыльные пузыри.
Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Материал: Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля.
Ход опыта:
Пузыри можно выдувать из соломинки для коктейля, фломастера.
Мыльный раствор налить в тарелку, опустить туда воронку широкой стороной и медленно поднимая дуть в ее узкую часть. Могут получится большие пузыри, Можно сравнивать, рассматривать, ловить.....
Осторожно - пузыри...
Ой, какие!
Посмотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
3. Волшебная вода.
Цель: Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.
Материал: Баночки с водой, гуашь.
Ход опыта:
Воспитатель читает четверостишие:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые - разные.
Воспитатель в баночку добавляет немного красной краски.
- Что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую добавляет немного синей краски, размешивает.
- Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.
- Что происходит? ( При соединении синей и красной краски вода стала коричневая и т. д.)
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
4. "Цветные капельки"
Цель: Учить наблюдать за "путешествием" капельки.
Материал: Баночка с водой, пипетка, краски.
Ход опыта:
Дети сидят за круглым столом. Воспитатель показывает детям краски разные по густоте. Предлагает понаблюдать за путешествием капельки из густой краски и наоборот.
Дети сравнивают в какой баночке, краска двигается быстрее, а в какой медленнее.
5.Откуда берется дождь?
Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление.
Материал: Банка, горячая вода, крышка, лед.
Ход опыта:
Налить в банку горячей воды. Накрыть банку крышкой и положить на нее несколько кубиков льда. От соприкосновения с холодной крышкой пар будет конденсироваться. Так же и в атмосфере. Солнышко нагревает поверхность земли, а от земли нагревается воздух. Теплый воздух содержит много невидимого водяного пара, он поднимается в верх. В верху холодно и воздух теряет водяной пар, пар превращается в капли воды. Вот откуда берется дождь!!!!!!!!!!
6. Танец горошин.
Цель: Познакомить с понятием "сила движения"; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
Материал: Вода, горошины, трубочка, салфетка.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя опускают в баночку с водой четыре горошины и трубочку. Дуют в баночку через трубочку. Сначала слабо, потом с большой силой.
- Почему горошины движутся то быстрее, то медленнее?
( Когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; а сила воздуха увеличивалась - то и скорость движения горошин возрастала).
- Значит, сила движения предметов зависит от сила воздействия на них.
7. Добываем воду для питья.
Цель: Показать простой эксперимент, развивать мышление, умение концентрироваться.
Материал: Ямка в земле, широкая миска, свежая зеленая трава и листья, полиэтиленовая пленка, камешек. В этой игре используется сказочный сюжет. (Крушение корабля, отсутствие воды).
Ход опыта:
В центре ямки вставить миску. Вокруг миски положить свежую зеленую траву и листья. Накрыть ямку пленкой и засыпать края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положить камушек и слегка придавить пленку над пустой емкостью.
По истечении времени осторожно стряхнуть землю с пленки и посмотреть, что произошло.
В миске находится чистая вода.
8. Тонет - не тонет.
Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.
Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.
Ход опыта:
Воспитатель по очереди опускает в воду разные игрушки, дети наблюдают, что деревянные и пластмассовые не тонут, а железные опускаются на дно емкости.
- Игрушки вылавливают одной рукой, ситом, сочком, друшлаком, стаканчиком.
- Бросить в воду поролоновые губки: одну сухую, а другую мокрую.
- Есть разница?
9. Освобождение от плена.
Цель: Наблюдение за разными способами размораживания.
Материал: Ледяные фигурки.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает разморозить ледяные фигурки, замороженные во льду "ледяной колдуньей". Несколько фигурок кладут в емкость и ставят на батарею, а в другой емкости ледяные фигурки размораживают при комнатной температуре. Определить где быстрее растает.
10. Снежные фигуры.
Цель: Учить лепить из снега снежных баб.
Материал: Снег.
Ход опыта:
Воспитатель показывает, как можно слепить маленького снеговика, показать как можно его украсить. Используя для украшения прутики, угольки, морковку.
11. Ледяные узоры.
Цель: Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.
Материал: Камешки, бусинки, листья, поддон с водой.
Ход опыта:
Воспитатель в поддоне с водой выкладывает узор из сухих листьев или камушек. После замораживания рассматривают.
12. Льдинки.
Цель: Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством льда.
Материал: Различные формы, гуашь, вода.
Ход опыта:
Экспериментирование с водой, воспитатель предлагает детям налить разноцветную воду в разные формы, наблюдать изменение состояния воды, переход из жидкого состояния в твердое.
- Какой лед? (холодный, прозрачный, твердый).
На прогулке вспомнить правила безопасности!
13. Волшебный материал.
Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. Расширить представления о свойствах песка и глины.
Материал: Песок, глина, дощечки, палочки, изделие из керамики.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям:
- слепить шарики, колбаски, фигурки из сухого песка (глины). Почему не получается?
- Полей песок (глину) водичкой. Куда делась водичка?
- Сделай куличик из влажного песка (глины). Почему получается?
Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. - Какой комочек твёрже, крепче: глиняный или песочный?
Дети делаю вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.
- Можно ли сделать посуду из песка и глины?
Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.
14. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.
Материал: Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда
Ход опыта:
Воспитатель дает детям стаканчика с водой разной температуры.
- Попробуйте пальчиком и определите, в каком стаканчике вода самая холодная, а в каком - самая теплая.
Дети выполняют задание.
Воспитатель измеряет вместе с детьми температуру воды в разных стаканчиках, затем кладет по кусочку льда в каждый стаканчик.
- Сравните температуру воды до того, как в нее положили лед, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Воспитатель подчеркивает, что в реках и озерах, морях то же бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могу жить только в теплой воде, другие - только в холодной.
15. Поиск воздуха.
Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас воздух.
Дети выбираю любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранное модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением ( например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).
16. Веселая полоска.
Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность.
Материал: Полоска мягкой бумаги.
Ход опыта:
Будем мы сейчас играть
и полоску оживлять.
Раз, два, три - посмотри!
Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.
- Почему она движется?
Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.
- Что происходит? Почему? ( Полоска "прилипает" к губам: на нее действует воздух).
17. Подводная лодка из винограда.
Цель: Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.
Материал: Газированная вода, виноградинка, стакан.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя бросают в стакан с газировкой виноградинку.
- Что произошло с виноградинкой?(она то всплывает, то тонет).
- Что происходит на поверхности с пузырьками? (они лопаются).
Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не "выдохнется"
- По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
18.Что любят растения?
Цель: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Материал: Два - три одинаковых растений, предметы ухода, дневник наблюдений.
Ход опыта:
Дети под руководством воспитателя ухаживают за растениями по - разному: первое - своевременно поливают, пропалывают, рыхлят; второе - своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье - только поливают.
Длительное наблюдение за ростом, состоянием.
19.Черное и белое.
Цель: Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный цвет и белый; развивать наблюдательность, смекалку.
Материал: Салфетки из черной ткани черного и белого цвета.
Ход опыта:
Белая тряпочка похожа на зайчика,
Тряпочка черная - ворона огородного.
Дети под руководством воспитателя кладут салфетки на окно, оставляют под лучами солнца на несколько минут.
- Прикоснитесь рукой. Что произошло?
Дети под руководством воспитателя перекладывают салфетки окна на стол, оставляют на несколько минут.
- Потрогайте салфетки. Что произошло?
20. Солнечные зайчики.
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал: Вода, зеркало, баночка.
Ход опыта:
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Воспитатель говорит детям, что зеркала сделаны из стекла, и предлагает им потрогать поверхность зеркала.
Дети под руководством воспитателя "ловят" зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону.
- Что происходит?
Дети берут баночку с водой, "ловят" солнечные лучи.
- Пошевелите рукой. Что происходит? ( Поверхность воды приходит в движение, "зайчики" начинают прыгать).