Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика.

Ознакомить учащихся и истоками и характером античности, романского и готического стилей.

Выявить отличительные особенности античности, романского и готического стилей; развивать познавательную активность.

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки


МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

9 КЛАСС


УРОК № 11

Тема урока. Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика.

Цель: способствовать формированию у обучающихся представлений о художественной культуре античности и Средневековья; развивать художественный вкус и воспитывать уважение к мировому культурному наследию.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся и истоками и характером античности, романского и готического стилей.

  • Выявить отличительные особенности античности, романского и готического стилей; развивать познавательную активность.

  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: компьютер, видеоролик, презентация.


Ход урока

I. Организационный этап

Приветствие, контроль готовности к началу работы.

II. Мотивация образовательной деятельности. Сообщение темы и целей урока

1. Слово учителя

- Мир художественной культуры богатый и красочный, неповторимый и самобытный. Что произойдет с людьми, когда они перестанут замечать красоту?

Давайте беречь наш мир, ценить красоту, изучать, понимать и создавать культуру. Я предлагаю вам перенестись в далёкое прошлое, познакомиться с этапами развития и особенностями мировых художественных стилей, выявить отличительные особенности античности, романского и готического стилей. (Слайд 1)

- Запишите тему урока: Периодизация развития художественной культуры. Античность. Романский стиль. Готика.

III. Изучение нового материала

1. Слово учителя

- Давайте вспомним, что такое стиль? (Слайд 3)

Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

- Обратите внимание на периоды развития художественной культуры. (Слайд 4)

О зарождении культуры мы с вами уже говорили. А сегодня я приглашаю вас в путешествие во времена античности и Средневековья. Работать мы будем в группах. Каждая группа получила задание: представить свой определённый художественный стиль. И начинаем мы с античности.

1 БЛОК

Выступление 1 группы «Античность»

1. Учащийся (Слайд 5)

И.А.Бунин «Эллада»

Меж островов Архипелага

Есть славный остров. Он пустой.

В нем есть подобье саркофага.

Сиял рассвет, туман с водой

Мешался в бездны голубые,

Когда увидел я впервые

В тумане, в ладане густом

Его алевшую громаду,

В гробу почившую Элладу,

На небе ясно-золотом.

Из-за нее, в горячем блеске,

Уже сиял лучистый бог,

И нищий эллин в грязной феске

Спал на корме у наших ног.


2. Учащаяся (Слайд 6-18)

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

- Мы предлагаем вам просмотр видеоролика.

Задание: 1. Внимательно смотреть.

2. Записать названия произведений искусства. Внимание на экран.

3. Просмотр видео. https://www.youtube.com/watch?v=3QcYUfhpIQ0

4. Закрепление материала

1). Работа в группах

2). Презентация работы в группах

Учитель:

- Давайте переместимся в далёкое прошлое – 4-16 в н.э. в Средневековье, увидим величественные и вместе с тем загадочные храмы, войдем в них. (Слайд 8) Библейские сюжеты сплошь покрывали стены, опоры, своды, арки и потолки. Фигуры, расположенные в узком пространстве, не передавали ощущения глубины. Плоские, почти бестелесные на белом или цветном фоне, они как будто парили в пространстве храма, создавая торжественную и красочную атмосферу.

2 БЛОК

Выступление группы «Романский стиль»

1. Учащийся

- Мы хотели бы предложить вам виртуальную экскурсию в Средневековье.

Задание: составить ассоциативный куст «романское искусство».

Учащийся: (Слайды 21-25)

- Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого. Он возник в VIII веке и процветал вплоть до XII столетия, когда на смену ему пришла готика. Название он получил за то, что многие приемы строительства были заимствованы из архитектуры Римской империи.  Этот стиль стал проявлением той эпохи, когда постоянная военная угроза и феодальные междоусобицы принуждали к строительству сильных крепостей и замков. Поэтому романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа.

Романское искусство кажется грубым и диковатым, но оно непосредственно и в нем есть искренняя и пылкая экспрессия.

2. Закрепление материала

1). Работа в группах.

2). Презентация работы в группах.

3 БЛОК

Выступление группы «Готика»

1. Учащийся

- Мы продолжаем виртуальную экскурсию и предлагаем вам пройти в зал готики.

Задание: составить сенкан к понятию готика. (Слайд 26)

Готический стиль (с итал. gotico, букв. готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой XII и XV-XVI вв.). Термин «готика» введён в эпоху Возрождения.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше  вплоть до XVI века. (Слайды 27-30)

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна. Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

2. Закрепление материала

1). Работа в группах

2). Презентация работы в группах

IV. Итог урока. Оценивание

  1. Заключительное слово учителя

  2. Игра «Аукцион»

V. Домашнее задание (Слайд 32)

- Подготовить анализ 1 произведения искусства античности, романского стиля, готики.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее