«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Проведение открытого урока по информатике – урока формирования знаний, умений и навыков в форме практической работы «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий»



Методическая разработка








Проведение открытого урока –

урока формирования знаний, умений и навыков

в форме практической работы



«Перевод чисел из одной системы счисления в другую»






Дисциплина: «Информатика»











Калуга, 2017 г.


Разработали: И.А. Лавриеня, Е.А. Лавриеня «Рассмотрено и одобрено»

На заседании кафедры «ЕН»

от 2017г.

Председатель ЦМК
Рыбалко И.А.

Пояснительная записка.


Данная методическая разработка предлагается как вариант проведения учебного занятия по формированию знаний, умений и навыков студентов по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Этот урок находится в модуле «Информация и информационные процессы». Весь модуль рассчитан на 42 часов, из них 24 часов – на изучение нового материала и 14 часов – на формирование практических умений и навыков.

Представленный урок является логическим продолжением предшествующих занятий, на которых студенты изучают новые понятия: системы счисления, их виды (позиционная и непозиционная), основание и алфавит системы счисления, а также учатся составлять переводить числа из одной системы счисления в другую.

Целью этого урока является повторение и закрепление этих понятий, а также формирование умений и навыков по переводу чисел из одной системы счисления в другую.

Урок проводится в виде практического занятия. Формы работы: коллективная, самостоятельная и групповая. На уроке студенты не только приводят решения заданий, но и стараются все логически обосновать. Кроме того, на данном занятии применяются такие АМО, как «Кто больше?», «Физкульт-минутка», «Плюс-минус-интересно». Это позволяет преподавателю создать благоприятные условия для развития познавательной активности студентов на занятии, формирования информационной и коммуникативной компетентностей, а также способствует формированию интереса к предмету.

Важность данной методической разработки вызвана тем, что данная тема достаточно сложна для восприятия студентами, а ее материал используется в дальнейшем, в модуле 3 в теме «Архитектура компьютеров».

Поэтому качество знаний по теме необходимо для успешной работы студентов на последующих занятиях.

Задачи данной методической разработки - показать:

  • использование АМО на уроке информатике;

  • применение РИТМа при проведении занятия;

  • возможность использования дифференцированного подхода в обучении и возможность выбора студентами уровня сложности при выполнении самостоятельной работы;

  • сочетание индивидуальной и коллективной работы студентов;

  • применение компьютерной поддержки при проведении занятий (презентация в программе MS PowerPoint);

  • использование компетентностного подхода в обучении.

После звонка студенты занимают места следующим образом: каждый тянет цветную карточку и по ее цвету садится за стол, на котором закреплен лист с названием данного цвета. Таким образом, получаются три группы постоянного состава по четыре человека. Каждая группа должна выбрать лидера и записать свои фамилии в листы для учета баллов.

На каждом столе размещается папка, которая содержит следующий дидактический материал:

  • памятка для работы студентов на занятии;

  • лист учета баллов для каждого студента;

  • карточки с материалом «Занимательные задачи»;

  • листы для задания «Художники»;

  • задание для самостоятельной работы студентов;

  • критерии оценки самостоятельной работы;

  • таблицы «Плюс-минус-интересно».

Начинается занятие с оргмомента, с постановки цели и задач, мотивации учебной деятельности студентов на данном занятии (слайды № 1- 7).

Актуализация опорных знаний проводится в виде АМО «Кто больше?» с целью вспомнить, повторить, закрепить необходимые знания и создать условия для дальнейшей работы на занятии (слайды № 8-11). Суть метода в том, что каждой группе раздается по одинаковому листу, на котором представлены вопросы и задания для выполнения. Студенты должны ответить на вопросы и записать решения карандашами своего цвета. После этого они меняются местами с другими группами и стараются дополнить или исправить их ответы тоже своим цветом карандашей.

Каждый член группы может набрать по 1 баллу, если правильно заполнит свой бланк, а если не правильно или не полностью – то по 0,5 балла. В случае если были верно дописаны или исправлены ответы других групп, то каждому прибавляется еще по 0,5 балла.

Правильные ответы представлены на слайдах № 10,11 .

Далее преподаватель предлагает студентам изучить памятку для работы на занятии и заполнить лист учета баллов за этап актуализации знаний.

Операционно-исполнительский этап начинается с выполнения студентами задания «Художники» (слайды № 12,13). Каждой группе раздается по рисунку, каждый фрагмент которого обозначен каким-либо числом. Студенты должны перевести числа из двоичной системы в десятичную систему счисления и раскрасить каждый фрагмент рисунка в соответствующий ему цвет.

За правильное выполнение задания каждому студенту начисляется по 1 баллу. В случае ошибки - 0,5 балла. Студентам группы, которая все сделает правильно первая, начисляется по 1,5 балла.

Затем лидеры заполняют карточки учета баллов.

Далее идет этап решения занимательных задач по группам с целью проверить умения студентов применять полученные знания на перевод чисел из одной системы счисления в другую (слайды № 14,15).

Студенты должны последовательно и обоснованно проговорить все шаги решения каждой задачи и при необходимости ответить на возникшие вопросы по решению.

При этом у студентов формируется коммуникативная компетенция, а также более прочно усваивается алгоритм решения данного класса задач, что способствует лучшему формированию информационной компетенции.


За верное решение задачи и качественное обоснование хода решения студентам начисляется по 1 баллу. Без логического обоснования решения студенты получают 0,5 балла.

Следующим этапом идет викторина «Сколько?» (слайды № 16,17). Каждой группе по очереди зачитывается по вопросу, который требует применения знаний по переводу чисел из одной системы счисления в другую. Дается время (30-40 сек), чтобы обдумать ответ. Если команда не знает правильного ответа, то может ответить другая команда. Правильные ответы преподаватель демонстрирует на слайде №17.

За правильное решение задачи студентам ответившей группы начисляется по 1 баллу.

Целью этапа помимо формирования умений и навыков по переводу чисел является введение соревновательного момента, что стимулирует группы на активную работу.

П отом следует задание «Отгадай пословицу» (слайды № 18,19). Преподаватель раздает группам по карточке, на которой представлена русская пословица.









Ее нужно расшифровать, для чего требуются умения и навыки по переводу чисел. Та, группа, которая сделает быстрее других и все правильно, получит 1,5 балла, остальные 1- 0,5 баллов в зависимости от ответа.

С целью эмоциональной разгрузки и снятия напряжения проводится АМО «Физкульт-минутка» (слайды № 20,21). Метод заключается в том, что студенты должны построиться по возрастанию порядковых номеров, которые указаны на карточках.

Представленные там числа находятся не в десятичной системе счисления, а в двоичной. Поэтому сначала эти числа нужно перевести в десятичную систему счисления.

Числа: 001 010 100 101 110 111 1000 1001 1010 1011 1100 1101

Правильные ответы: 1-12.

Следующий этап урока – самостоятельная работа по вариантам дифференцированного характера (задания 3-х уровней по два варианта). Каждому студенту предлагается на выбор по три карточки с заданиями разного уровня сложности: 1 (базовый), 2 (средний) и 3 (продвинутый) (см. приложения).

Цель данного этапа – закрепить и проверить умения и навыки студентов по решению задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую, а также дать возможность самостоятельно оценить свой уровень знаний по теме.

Затем идет проверка правильности выполнения самостоятельной работы. Лидеры организуют взаимопроверку.

Критерии оценки работ лежат на столах, готовые решения задач по вариантам выводятся на экран (слайды № 23-28).

Студенты сверяют ответы и исправляют ошибки, преподаватель комментирует каждый шаг решения, задает вопросы.

После завершения проверки ребята сами высчитывают свои баллы. Лидеры групп заполняют бланки и сдают. Студенты за самостоятельную работу могут набрать от 0 до 2 баллов за базовый уровень, 3 балла - за средний и 4 балла за продвинутый уровень.

Далее следует подведение итогов урока и оценка деятельности каждого студента. Преподаватель сообщает заработанные каждым студентом баллы и выводит отметки.

Рейтинг занятия 10, резервные баллы до 2. За работу на занятии каждый студент может получить от 0 до 10 баллов

Отметка студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 - 5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов – «2»


Кроме того, на усмотрение преподавателя студентам могут добавиться баллы за очень активную и продуктивную работу на уроке (за счет резервных баллов).

Студенты, получившие незачетный балл, желающие повысить свою оценку, могут получить корректирующие задания для внеаудиторной самостоятельной работы, либо пройти собеседование с преподавателем во внеурочное время.

Затем идет постановка внеаудиторной самостоятельной работы студентов - заполнить следующую таблицу:

Ответы:

1 строка: 65; 53; 35

2 строка: 10001111; 143; 8F

3 строка: 100000101; 405; 105

4 строка: 10010101100; 2254; 1196

С целью рефлексии в конце урока проводится АМО «Плюс-минус-интересно». Суть метода в том, что каждый студент получает таблицу вида:

Плюс

Минус

Интересно













Он должен в соответствующих колонках указать плюсы и минусы занятия, а также что было интересно или он хотел бы еще узнать.

Таким образом, данное занятие благодаря сочетанию индивидуальной и коллективной форм, многократному решению задач на перевод чисел из одной системы счисления в другую и проговариванию основных шагов решения, а также использования АМО достигает своей основных целей: простимулировать познавательную активность студентов, сформировать у них практические умения и навыки по решению задач, а также проконтролировать и оценить эти умения и навыки в процессе самостоятельной работы, создать условия для формирования общих и профессиональных и компетенций, вызвать интерес к предмету.



























План проведения открытого занятия

Предмет: Информатика

Курс: I

Группа: Т- I-156

Тема урока: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков

Вид проведения занятия: практическое занятие

Форма проведения занятия: сочетание групповой, индивидуальной и коллективной форм работы студентов на занятии.

Метод обучения: репродуктивно-развивающий, активный.

Метод учения: частично-поисковый

Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

Формирование умений и навыков при переводе чисел из одной системы счисления в другую, контроль и коррекция этих умений и навыков.

После изучения темы студент должен:

Знать:

  • определение системы счисления;

  • виды систем счисления;

  • определение основания системы счисления;

  • алфавиты систем счисления;

  • как переводить числа из одной системы счисления в другую.

Уметь:

  • определять вид системы счисления;

  • представлять информацию в двоичных кодах.

  • переводить числа из одной системы счисления в другую.

Задачи занятия:

Задачи преподавателя:

  • Формировать практические умения и навыки у студентов по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»;

  • Оценить уровень сформированности умений и навыков студентов при переводе чисел из одной системы счисления в другую;

  • Создать условия для формирования информационной, коммуникативной компетенций студентов.

Задачи студентов:

  • Показать знания таких понятий как: система счисления, основание системы счисления, алфавит системы счисления, виды систем счисления (позиционная, непозиционная);

  • Приобрести умения и навыки при переводе чисел из одной системы счисления в другую;

  • Показать умение логически рассуждать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательная и развивающая цели урока:

      • развивать продуктивное и логическое мышление;

      • развивать монологическую и диалогическую речь;

      • формировать умение правильно обозначать переводить числа из одной системы счисления в другую и пользоваться математическими записями;

      • воспитывать ответственность и навыки самостоятельности;

      • формировать личность студента через положительные эмоции, связанные с ощущением успеха, через самооценку, взаимооценку и оценку преподавателем.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

межпредметные связи:

  • Информатика, курс средней школы (системы счисления)

  • Математика, курс средней школы, 1 курс (степени, выполнение расчетов)

  • Логика, факультативный курс средней школы (решение задач на логику)

внутрипредметные связи (информатика, 1 курс, 2 модуль дисциплины):

  • представление числовых данных в компьютере;

  • измерение информации;

  • кодирование чисел.

Оборудование занятия:

Графические средства

  • листы учета баллов

  • памятки для студентов

  • карточки для самостоятельной работы студентов

  • карточки с критериями оценки самостоятельной работы студентов

Технические средства

  • мультимедиа-проэктор

  • ноутбук

  • презентация и графический редактор «Power Point»

Литература:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е. К.Информатика. 10-й класс.- М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.-168 с.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2003.-512 с.

  3. Гейн. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1992г.

Ресурсы интернета:

http://google.ru , http://yandex.ru

http://teacher.dn-ua.com/old_version/algoritm/Second/part2.htm

http://revolution.allbest.ru/programming/00161598_0.html

http://www.mini-soft.ru/soft/vba/r_2.php

http://fvn2009.narod.ru/Manuscripts/Algorithmization/algorithm8.htm


Содержание и ход занятия




Элементы





структуры урока,

Действия

Действия

Компьютерная


метод обучения,

студентов

преподавателя

поддержка


время





1

2

3

4


1.

Ориентировочно-мотивационный этап


1.1 Организация

Занимают рабочие

Организует



группы

места

посадку



2 мин.


студентов для работы на уроке;

проверяет присутствующих









слайды № 1-7




1.2 Мотивация

учебной

деятельности

студентов

Метод -

объяснительно-

побуждающий

2 мин.

Усваивают

значимость

данного занятия,

настраиваются на

активную работу

Мотивирует

студентов на

активную

индивидуальную

и групповую

работу


1.3 Постановка

цели и задач

занятия, порядка

проведения занятия

3 мин.

Слушают,

воспринимают,

уясняют свои

задачи

Сообщает цель и

задачи занятия,

акцентирует

внимание на

задачах, стоящих

перед студентами


1.4 Актуализация знаний.

Форма -

групповая,

метод -

АМО «Кто больше?»

8-13 мин.

Письменно

отвечают на

поставленные

вопросы,

получают

баллы, заполняют свои бланки с баллами

Раздает студентам

листы с заданиями и вопросами,

контролирует работу студентов.

организует

работу студентов в

соответствии с

памяткой, назначает баллы




слайды № 8-11


2. Операционно-исполнительский этап


2.1 Показ решения задачи преподавателем с обращением за «помощью» к студентам.

Форма – коллективная

Метод -

репродуктивно-

развивающий

5-7 мин.









Слушают, отвечают на вопросы преподавателя, высказывают предположения по решению задачи, записывают решение себе в тетрадь

Показывает у доски ход решения задачи повышенного уровня, при этом обращается с наводящими вопросами к группе

слайды №



















2.2 Решение у доски задач студентами

Форма – индивидуально- коллективная

Метод -

репродуктивно-

развивающий

5-7 мин.







Слушают рассуждения отвечающих, отвечают на вопросы преподавателя, дополняют студентов у доски и высказывают предположения по решению задачи, записывают решение себе в тетрадь

Организует выход студентов к доске, при необходимости наводящими вопросами и обращением к классу подводит к верному решению задачи, оценивает совместно с классом ответ выступающих и назначает баллы

Слайды №


2.3 Самостоятель-ная работа дифференцированного характера

Форма -

Индивидуальная

Метод -

репродуктивно-

развивающий

15-20 мин.

Получают по три карточки с заданием разного уровня, выбирают карточку своего предполагаемого уровня знаний, работают с этой карточкой


Организовывает

работу студентов (раздает карточки, ходит по рядам, при необходимо-сти отвечает на вопросы студентов)


слайды №










3. Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Подведение

итогов занятия

самооценка,

взаимооценка,

оценка работы

преподавателем.

4-5 мин.

Оценивают свои

достижения,

успехи, оценивают

ход занятия.

Высказывают свое

мнение.

Сопоставляет цели и задачи с достигнутыми

результатами на занятии.

Проговаривает ещё раз учебные цели урока, объявляет балл каждого студента, выводит отметки.

Дает при необходимости задание для повышения отметки.

Слайд

№ 29




3.2 Постановка домашнего задания

1-3 мин.

Слушают, усваивают и записывают задание в тетради

Выводит на слайде условие внеаудиторной самостоятельной работы (заполнение таблицы)

Слайд

№ 30

3.3 Рефлексия

Метод АМО «Плюс-минус- интересно»

2-3 мин

Анализируют урок, свою работу, заполняют таблицу

«Плюс-минус- интересно»

Объясняет, как заполнять таблицу, следит за заполнением, комментирует

Слайд

№ 31

Памятка для работы на уроке

  • Уяснить цель и задачи данного занятия (3 мин)

Rmax занятия 10 баллов + резервные баллы

  • Актуализация знаний «Кто больше?» (9-13 мин.)

Цель:

- вспомнить, закрепить знания по блоку;

  • набрать баллы за правильный ответ (студент получает карточку с баллами, от 0,5 до 1,5 баллов);


«Художники» (8-10 мин)

Цель:

- каждой группе перевести числа в десятичную систему счисления и раскрасить каждый фрагмент рисунка в соответствующий цвет;

- набрать баллы за правильно выполненную работу (1-2 балла)


«Занимательные задачки» (4-5 мин)

Цель:

- быстро и правильно ответить на вопросы задачек;

- набрать баллы за правильный ответ (0-1 балл)


Викторина «Сколько?» (4-5 мин)

Цель:

- быстро и правильно ответить на вопросы викторины;

- набрать баллы за правильный ответ (0-1 балл)


Задание «Отгадай пословицу» (4-5 мин)

Цель:

- быстро и правильно отгадать русскую пословицу;

- набрать баллы за правильный ответ (0-1 балл)


Физкульт-минутка (4-5 мин)

Цель:

- быстро и правильно перевести числа в нужную систему счисления и построиться по порядку возле доски.

- эмоциональная разгрузка.


  • Самостоятельная работа «Покажи свои знания и умения» (9-10 мин)

Цель:

- показать свои знания и умения по переводу чисел из одной системы счисления в другую (по карточкам, каждый свой вариант);

- набрать баллы за правильный ответ (от 0 до 3 баллов)


  • Проверка сам. работы (7-10 мин)

Цель:

- проверить свои знания по теме;

- исправить ошибки;

-выставить полученные баллы.


Подведение итогов работы (3-5 мин.)

Постановка Д/З (1-2 мин.)

«Плюс-минус-интересно» (2-3 мин.)
Цель:

- оценить качество и полезность урока;

  • Осознать свою работу на занятии;


Отметка каждому студенту ставится в соответствии с заработанными баллами:

9 - 10 баллов – «5»

7 - 8 баллов – «4»

6 - 5 баллов – «3»

Меньше 5 баллов – «2»


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее