«Осенний фестиваль знаний 2024»

Пейзажная лирика

Текст беседы и вопросы для обсуждения для внеурочных занятий кружка любителей поэзии.

Олимпиады: Викторина "Детям планеты мир без тревог" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Пейзажная лирика



Издавна люди научились видеть в окружающем мире красоту. Уже пещерный человек рисовал на стенах своих жилищ прекрасных животных. Они являлись для него не только возможной добычей, он восхищался их красотой, мечтал обладать их силой и ловкостью.


Искусство всех времён и народов любовно изображало природу.


Мы относим стихи, воспевающие красоту окружающего мира, к пейзажной лирике. Но эти стихи - не простое описание поэтом понравившихся ему пейзажей. Подобная лирика чаще всего обогащена дополнительным содержанием.


Конечно, поэты хотят, прежде всего, передать впечатление от увиденного, донести до читателя свои чувства. В таких стихах автор стремится найти образы, которые вызывают у публики определённые ассоциации и настроения. «ОСЕНЬ» К. Бальмонт


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.



Главное в этом стихотворении - настроение. Настроение грусти и осенней тоски. Стихотворение «Осень» Бальмонт написал для своей дочери, поэтому выбирал ясные и простые образы, доступные для детского восприятия. «КУЗНЕЧИК И СВЕРЧОК» Дж. Китс.




ВВовеки не замрет, не прекратится
    Поэзия земли. Когда в листве,
От зноя ослабев, умолкнут птицы,
    Мы слышим голос в скошенной траве
Кузнечика. Спешит он насладиться
    Своим участьем в летнем торжестве,
То зазвенит, то снова притаится
    И помолчит минуту или две.
Поэзия земли не знает смерти.
    Пришла зима. В полях метет метель,
Но вы покою мертвому не верьте.
Трещит сверчок, забившись где-то в щель,
        И в ласковом тепле нагретых печек
        Нам кажется: в траве звенит кузнечик.



  • Что главное в этом стихотворении: картины природы или идея?


  • Образы кузнечика и сверчка - единственные иллюстрации для авторской мысли или поэт мог найти другие примеры, чтобы доказать мысль, что «поэзия земли не знает смерти»?


  • Как автор усиливает своё утверждение?


  • Можете ли вы привести свои примеры, подтверждающие мнение Китса?

Итак, мы проделали путь от простого изображения природы к попытке более глубокого осмысления окружающего мира.



Слово «философия», в переводе с греческого, означает «любовь к мудрости». Это наука, которая пытается ответить на важные вопросы человеческого бытия: о сущности разума, о природе чувств, о значении общественного устройства и так далее.


В широком смысле всякую попытку осмыслить явления жизни мы назовём философской. Существуют такие примеры и в пейзажной лирике. Но мы должны учесть, что в самой природе нет ничего, что бы питало философские изыскания человека. Когда поэт пытается найти в природе какие-то темы для философских размышлений, он всегда возвращается к человеку, к его мыслям и чувствам.


Когда поэт пытается разгадать тайны мироздания, он начинает смотреть на окружающий мир как бы сквозь магические стёкла. Он хочет увидеть тайны природы, а видит человеческое.


Вот один из примеров. «СНЕГ ИДЁТ» Б. Пастернак

Снег идет, снег идет. 
К белым звездочкам в буране 
Тянутся цветы герани 
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи, 
Bсе пускается в полет, 
Черной лестницы ступени, 
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет, 
Словно падают не хлопья, 
А в заплатанном салопе 
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака, 
С верхней лестничной площадки, 
Крадучись, играя в прятки, 
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет. 
Не оглянешься и святки. 
Только промежуток краткий, 
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой. 
В ногу с ним, стопами теми, 
В том же темпе, с ленью той 
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время? 
Может быть, за годом год 
Следуют, как снег идет, 
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет, 
Снег идет, и все в смятеньи: 
Убеленный пешеход, 
Удивленные растенья, 
Перекрестка поворот.



Обычный снегопад под взглядом поэта превращается в таинственное действо.


Прежде всего фантастичность происходящему придают олицетворения. Найдите примеры.


Далее, автор дважды повторяет фразу «снег идёт, и всё в смятеньи». Таким образом, он даёт нам тему для размышления. Откуда идёт это смятение, почему это чувство рождено созерцанием падающих хлопьев?


Обратите внимание на контраст между зимним покоем и движением летящего снега. Поэт переходит к сравнению, которое является стержнем всего стихотворения:


В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время...


Давайте сначала разберёмся: верно ли такое сравнение? Верно ли наблюдение автора? Как это может быть, что снег падает на землю и быстро, и медленно в одно и то же время?


Во время снегопада проведите такой эксперимент: поднимите голову к небу и посмотрите на падающие снежинки. Вам покажется, что опускаются вниз медленно и плавно. Если же вы попробуете проследить взглядом путь падающих хлопьев, скорость их полёта увеличится.


Так и в человеческой жизни, хочет сказать нам поэт. Временами мы замечаем, что время тянется ужасно медленно, а временами мы не поспеваем за ним. Как видите, мы опять вернулись к человеческим проблемам.


Пожалуй, ещё раз закрепим впечатление от стихотворения Б. Пастернака с помощью музыки.


  • Слушаем песню «Снег идёт» в исполнении С. Никитина.

Стихи великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева нельзя назвать пейзажной лирикой, хотя он, на первый взгляд, очень много писал о природе. В отношении к окружающему миру Тютчев показывает двойственность человеческого восприятия: с помощью пяти чувств и душой. «ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ...»


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...  


  • Как мы называем период осени, описанный Тютчевым?


  • Какие приметы бабьего лета перечислены в стихотворении?


Первая строфа представляет собой очаровательную иллюстрацию,


маленькую зарисовку бабьего лета.


  • Ощущается ли в стихотворении присутствие лирического героя?


Лирический герой здесь - наблюдатель и мыслитель одновременно.


В первой строфе он лишь наблюдает, во второй начинает осмысливать увиденное.


«Теперь уж пусто всё - простор везде...» Почему поэт дважды подчёркивает этот факт? С какой строчкой контрастирует эта картина? «Где бодрый серп гулял и падал колос...» Сами по себе? Нет, конечно. Тютчев вообще не любил вводить людей в качестве персонажей в стихи о природе.


Суета страды сменилась покоем и тишиной. Обратите внимание: слово «пусто» относится к полю, а слово «простор» скорее выражает настроение лирического героя.


«Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде». Этот, словно бы внезапно открывшийся, простор делает видимыми мельчайшие детали окружающего пейзажа. Слово «праздный» здесь употреблено в значении «отдыхающий», «успокоившийся». Нельзя забывать и об однокоренном слове «праздник». Земля отдыхает, успокаивается. Кроме того, поле принадлежит миру человека, это земля, которая ощущает на себе деятельность человека. А теперь поле как бы сливается в гармоничное целое с остальной природой.


«Пустеет воздух, птиц не слышно боле...» Какая интересная параллель: птица и человек. Оба заботятся о хлебе насущном. Если бы мы пришли на поле летом, что бы мы увидели? Люди возделывают землю, птицы в небе добывают себе пропитание. Герой явно предпочитает покой осени, теперь никто не мешает ему созерцать милый сердцу простор? Что ему любо? Лес, поле, небо. Небо вечно, поле и лес существуют неизмеримо дольше, чем несколько людских поколений, а уж тем более - птица.


«И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле». «Лазурь» - это не просто обозначение цвета неба. Лазурь - это тепло и свет, это, если хотите, любовь, которая, как считал Тютчев, присутствует и в природе. Это какое-то первозданное чувство, связующее небо и землю.


По мнению Тютчева, красота природы не нуждается в том, чтобы её осмысливал человек. Природа у Тютчева самодостаточна. В конце жизни поэт создал такое четверостишие:


Природа - сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее