МОУ «Кизильская школа №2»
Музейная экспозиция «Русская изба».
Педагогический проект.
Выполнила:
Темирова Ирина Николаевна
руководитель школьного музея
учитель истории и обществознания
с.Кизильское,2018
Паспорт Проекта.
Название проекта | Музейная экспозиция «Русская изба». |
Название организации | МОУ «Кизильская школа № 2» с.Кизильское, Кизильский район, Челябинская область |
Проектная группа | Темирова И.Н.-учитель истории и обществознания,руководитель школьного музея; Попков И.А.-учитель технологии и ОБЖ, Зинкова Г.С.-учитель технологии и ИЗО, Соколовская Н.В.-учитель географии и краеведения, Краеведческий кружок «Юные краеведы» |
Заказчик проекта | Администрация МОУ « Кизильская школа №2» в лице директора Смеловой Л.Г. |
Сроки реализации проекта | 2009 – 2014 гг
|
Источники и механизмы финансирования | 1.Бюджетные средства через надтарифный фонд школы. 2.Спонсорские средства через добровольные пожертвования родителей и всех желающих. |
Цель. | Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через создание и организацию работы школьного музея и экспозиции «Русская изба» на основе собранного краеведческого материала. |
Задачи. |
|
Целевые группы проекта. |
|
Этапы реализации проекта. |
|
Ожидаемые результаты. |
|
Ключевая идея Проекта.
В основу данного проекта заложена идея гражданско-патриотического воспитания через формирование и развитие у учащихся интереса к истории родного края, русской деревне и жизни русского крестьянства с опорой на конкретный краеведческий материал.
Реализация задуманной идеи осуществляется путем:
Создания в школе музея и экспозиции «Русская изба», как площадки для организации самостоятельной учебной исследовательской, опытно-экспериментальной и экскурсионной деятельности.
Партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса («Когда все вместе, то и дела идут быстрей и интересней»).
Расширения связей учащихся с окружающим миром и усвоения ими опыта общественной жизни (прошлой и настоящей).
Включения учащимися в систему собственных нравственных ценностей таких категорий, как любовь к малой Родине, интерес к ее истории и жизни простой русской деревни и ее жителей.
Актуальность Проекта.
Основные характеристики гражданско-патриотического воспитания учащихся школы, значимые для реализации проекта.
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся является одним из приоритетных направлений системы воспитательной работы школы.
Воспитательная служба, педагоги-предметники и классные руководители имеют достаточно большой и позитивный опыт работы в данном направлении.
Учащиеся школы активно проявляют себя в мероприятиях гражданско-патриотической тематики на уровне школы, района и области.
В основе гражданско-патриотического воспитания - базовые общепризнанные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, забота о слабых, помощь нуждающимся, соблюдение обязанностей и правильное понимание своих прав.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится краеведческой деятельности, которая представлена введением в преподавание истории, литературы, географии регионального компонента, так же ведением элективных курсов по истории родного края.
Особенностью гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является своеобразие местных условий: современное село находится среди истинно русских старинных сел, бывших казачьих станиц Кизильского района.
Вывод: гармоничное гражданско-патриотическое воспитание начинается с формирования интереса и любви к Малой Родине, и один из вариантов этой деятельности – создание музейного уголка в школе на основе краеведческого материала, собранного учениками, родителями и преподавателями.
Проблематика Проекта.
Имея большой опыт преподавания истории и литературы, в последнее время, мы наблюдаем спад интереса к региональной истории, учащиеся неохотно берутся за проектно-исследовательскую деятельность по тематике, связанной с историей родного края, их все меньше привлекают краеведческие курсы и факультативы.
Содержание Проекта.
Задачи Проекта. | Основные направления деятельности. |
|
|
Этапы реализации Проекта.
Этапы реализации Проекта. | Содержание деятельности. |
1 этап. Сентябрь 2009 – август 2010 Подготовительный, аналитический, прогностический этап. |
|
2 этап. Сентябрь 2010– август 2011 Организационно- деятельностный этап. |
|
3 этап. Сентябрь 2011– август 2015 Обобщающий, рефлексивно- экспертный этап. |
|
Ожидаемые результаты от внедрения Проекта.
Главный ожидаемый результат от внедрения Проекта – повышение уровня и качества гражданско-патриотического воспитания учащихся школы путем организации деятельности музейной экспозиции «Русская изба».
Измерителем данного результата будет являться рост активности участия школьников в мероприятиях гражданско-патриотического характера, в различных детских объединениях и клубах, а так же наличие музейной экспозиции «Русская изба» на базе школьного музея
Задача | Ожидаемый результат. | Измеритель. |
| Сформированность интереса и удовлетворение потребности учащихся в изучении истории родного края.
Приобретение учащимися интеллектуальных умений и навыков по анализу, систематизации и обобщению собранного краеведческого материала.
Приобретение учащимися прикладных дизайнерских и художественных умений и навыков по оформлению музейных экспозиций и витрин. | Рост числа учащихся, изъявивших желание заниматься краеведческой и музейной деятельностью.
Увеличение количества кружков и курсов по краеведческой тематике.
Наличие картотеки с описанием музейных экспонатов, созданной учащимися.
Наличие музейных экспозиций и интерьеров, оформленных учащимися. |
| Усвоение учащимися социального опыта по организации деятельности какого-либо объекта.
Приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
Приобретение учащимися практических навыков разработки и ведения экскурсий по музейному уголку.
Расширение кругозора учащихся как результат учебных научных экспедиций, экскурсий и походов по родному краю.
| Положительная динамика количества учащихся, проявивших себя как организаторы какого-либо дела.
Увеличение числа учащихся, занимающихся самостоятельной проектно-исследовательской деятельностью.
Увеличение количества ученических проектно-исследовательских работ.
Наличие оформленных текстов экскурсий по музейному уголку.
Наличие отчетов, дневников, творческих работ учащихся по результатам учебных научных экспедиций, экскурсий и походов по родному краю.
|
| Оформление стратегической команды взрослых и детей – единомышленников, заинтересованных в реализации и дальнейшем развитии данного проекта.
Изменение в лучшую конструктивную сторону отношения родителей и общественности к школе. | Наличие законодательно оформленного (через приказ по школе) Совета музейного уголка, как руководящего органа с определенным набором полномочий.
Отсутствие негативного отношения к школе. |
Перспективы развития Проекта.
Постепенная трансформация музея в полноценный школьный краеведческий музей
Открытие на базе музея реального музея виртуального.
Превращение музея в центр краеведческой работы.
Более широкое использование возможностей музея в гражданско-патриотическом и профориентационном воспитании учащихся школы.
Возможные риски реализации Проекта и пути их устранения.
Риски. | Пути преодоления. |
|
|
Ресурсное обеспечение Проекта.
Кадровый ресурс. |
|
Научно - методический ресурс. | - Подборка литературных источников (монографии, журнальные статьи, художественные альбомы). - Интернет - ресурсы. - Материалы с региональных курсов. - Владение педагогами ИКТ. - Знакомство педагогов с технологиям работы с одаренными детьми. |
Нормативно-правовой ресурс. | - Приказ по школе об организации деятельности музея - Положение о школьном музее - Порядок работы и должностные инструкции руководителя школьного музея |
Материально-технический ресурс. | - Наличие кабинета для размещения музейных экспонатов и оформления интерьеров. - Наличие кабинета мультимедиа и выхода в Интернет. - Наличие в школе фото и видеоаппаратуры. - Наличие в школьной библиотеке справочной и энциклопедической литературы. - Наличие подсобных помещения для хранения вспомогательных экспонатов. |
Финансовый ресурс. | - Надтарифный фонд для поощрения учителей – организаторов музея - Оплата 900 руб за музейную работу - Привлечение внебюджетных и спонсорских средств. |
Информационный ресурс. | - Связь с муниципальными СМИ. - Использования сайта школы. |
Управление Проектом.
Управление и контроль исполнения Проекта осуществляют:
заместитель директора школы по воспитательной работе;
заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
Отчеты о проделанной работе в виде аналитических справок, протоколов, информационных бюллетеней предоставляются Педагогическому совету (1 раз в год).
Итоговый публичный отчет предоставляется на районных мероприятиях и конкурсах по завершении реализации Проекта.
Основные функции по осуществлению управления и контроля реализацией Проекта:
Анализ состояния и оценка процессов, происходящих в ходе реализации Проекта.
Рассмотрение и разработка стратегически важных предложений по развитию музейного уголка.
Организация, экспертиза и корректировка хода реализации Проекта в соответствии с идеей, целью и задачами.
Оказание научно-методической помощи организаторам и исполнителям Проекта.
Осуществление кураторских функций в проектно-исследовательской деятельности.
Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации Проекта.
Критерии оценки Проекта.
Внешние критерии. | Внутренние критерии. |
Актуальность (важность и необходимость данного Проекта для школы в настоящий момент; его направленность на совершенствование образовательного процесса).
Реалистичность (соответствие цели и задач содержанию; наличие необходимых ресурсов, бюджета, времени).
Инновационность (присутствие в Проекте нововведений на уровне школы и поселка).
Способность исполнителей к реализации Проекта (опыт и квалификация, мотивация, учебная нагрузка).
Экономическая эффективность и возможность привлечения дополнительных средств.
Возможность сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса и представителями поселкового социума. | Уровень гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.
Степень удовлетворенности от участия в Проекте
Увеличение количества учащихся, реализующих Проект.
Увеличение количества родителей, реализующих Проект.
Увеличение количества педагогов, реализующих Проект.
Увеличение количества проектно-исследовательских работ учащихся.
Увеличение количества учащихся, охваченных экскурсионной и научно-экспедиционной деятельностью.
Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса. |
Рабочий план реализации Проекта.
Основные виды деятельности (мероприятия) | Сроки | Ответственные |
Сентябрь 2009 – август 2010 | ||
1.Организация творческой группы (педагоги + учащиеся) по разработке идеи и Проекта музея и экспозиции «Русская изба».
2.Представление и обсуждение Проекта педагогическим сообществом, учащимися, родителями.
3.Оформление нормативно-правовой базы (приказы по школе, Положения, сметы, должностные инструкции).
4.Начало реализации Проекта. Ремонт и оборудование школьного помещения для музейного уголка.
5.Ревизия (изучение, анализ, систематизация) имеющегося краеведческого материала.
6.Оформление картотеки музейных экспонатов.
7.Оформление музейных экспозиций, витрин, интерьеров.
8.Начало проектно-исследовательской краеведческой деятельности. Выбор и определение тем, составление планов, решение организационных вопросов.
9.Разработка и реализация плана краеведческой деятельности.
10.Начало взаимодействия со СМИ с целью широкой информированности социума о Проекте.
11.Начало дистанционного и очного взаимодействия с ОУ, в которых организованы и действуют краеведческие музеи.
12.Начало сотрудничества с районной библиотекой и Кизильским Историко-к краеведческим музеем. | Сентябрь 2009
Сентябрь-октябрь 2009
Октябрь 2009- май 2010
Сентябрь-октябрь 2010
Октябрь-ноябрь 2010
Ноябрь 2010
Октябрь-ноябрь 2010
Декабрь 2010
Декабрь2010- август 2011
в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода
| Темирова И.Н.
Темирова И.Н. Баранова Н.К.
Темирова И.Н.
Темирова И.Н. Голубева О.И.
Темирова И.Н.
Темирова И.Н.
Мулихов С.В. Зинкова Г.С. Темирова И.Н. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. Баранова Н.К. Киселева Л.В. |
Сентябрь 2010 – август 2011 | ||
1.Продолжение работы по пополнению музейного уголка экспонатами.
2.Выполнение учебных проектов и исследований на базе музейного уголка по краеведческой тематике с последующей публичной защитой наработанных материалов. Проект «Русская печь»
3.Начало экскурсионной деятельности по музейному уголку. Подготовка экскурсоводов из числа учащихся 9-10 классов.
4.Проведение на базе музейного уголка общешкольных мероприятий гражданско-патриотической направленности.
5.Оформление тематических выставок в музейном уголке.
6.Публикация материалов информационных материалов и творческих работ учащихся в школьных и районных СМИ.
7.Размещение материалов на школьном сайте.
8.Разработка Концепции и первичная проба трансформации музейного уголка в полноценный школьный краеведческий музей.
10.Разработка и реализация плана краеведческой деятельности.
| в течение всего периода
в течение всего периода
сентябрь 2010- май 2011
в течение всего периода
в течение всего периода в течение всего периода
в течение всего периода февраль-май 2011
декабрь 2011 август 2012 | Темирова И.Н. Баранова Н.К. Киселева Л.В. Темирова И.Н. Баранова Н.К. Киселева Л.В. Учителя – предметники.
Темирова И.Н.
Темирова И.Н. Руководители предметных МО.
Темирова И.Н.
Темирова И.Н. Попков И.А. Темирова И.Н.
Темирова И.Н. Соколовская Н.В. |
Сентябрь 2011– август 2012 | ||
1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.
3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.
4.Разработка автономных тематических краеведческих проектов на базе музейного уголка.
5.Подготовка и представление на педагогическом совете публичного отчета по итогам реализации Проекта. | в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода
январь-май 2010 | Темирова И.Н. Баранова Н.К.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. |
Сентябрь 2012– август 2013 | ||
1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.
3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.
4.Участие в ученических конференциях, проведения декады гуманитарных наук .
| в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода
январь-февраль 2013 | Темирова И.Н. Баранова Н.К.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В.
|
Сентябрь 2013– август 2014 | ||
1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.
3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.
4.Участие в районных и областных конкурсах
5.Публикация в сборниках краеведческих материалов
6.Создание школьного музея и начало паспортизации | в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода
в течение всего периода март-апрель 2014
| Темирова И.Н. Баранова Н.К.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В.
Темирова И.Н. Кадигроб Н.И. Соколовская Н.В. Темирова И.Н.
Темирова И.Н. |
Модель деятельности музейной экспозиции «Русская изба».