«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Педагогический проект " Русская изба"

Создание экспозиции в школьном музее " Русская изба". Материалы используются на уроках и во внеурочной деятельности.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

МОУ «Кизильская школа №2»





Музейная экспозиция «Русская изба».


Педагогический проект.




















Выполнила:

Темирова Ирина Николаевна

руководитель школьного музея

учитель истории и обществознания




с.Кизильское,2018

Паспорт Проекта.


Название проекта

Музейная экспозиция «Русская изба».

Название организации

МОУ «Кизильская школа № 2» с.Кизильское, Кизильский район, Челябинская область

Проектная группа

Темирова И.Н.-учитель истории и обществознания,руководитель школьного музея;

Попков И.А.-учитель технологии и ОБЖ,

Зинкова Г.С.-учитель технологии и ИЗО,

Соколовская Н.В.-учитель географии и краеведения,

Краеведческий кружок «Юные краеведы»

Заказчик проекта

Администрация МОУ « Кизильская школа №2» в лице директора Смеловой Л.Г.

Сроки реализации проекта

2009 – 2014 гг


Источники и механизмы финансирования

1.Бюджетные средства через надтарифный фонд школы.

2.Спонсорские средства через добровольные пожертвования родителей и всех желающих.

Цель.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через создание и организацию работы школьного музея и экспозиции «Русская изба» на основе собранного краеведческого материала.

Задачи.

  1. Формирование у учащихся потребности и интереса к изучению истории родного края на основе анализа, систематизации и обобщения собранного краеведческого материала.

  2. Развитие творческой и социальной активности учащихся через организацию на базе музейного уголка самостоятельной учебной проектно - исследовательской и экскурсионной деятельности.

  3. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом.

Целевые группы проекта.

  1. Учащиеся, в том числе и муниципальных ОУ(начальная, основная и старшая ступень).

  2. Педагогический коллектив школы (администрация, воспитательная служба, психологическая служба, педагоги-предметники, классные руководители).

  3. Коллектив МУК Кизильский историко-краеведческий музей

  4. Родители учащихся школы.

  5. Жители с.Кизильское.


Этапы реализации проекта.

  1. 2009/2010 учебный год. Аналитический, прогностический этап: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, разработка модели.

  2. 2010/2011 учебный год. Организационно- деятельностный этап: реализация планов содержательных мероприятий, подведение промежуточных итогов, корректировка дальнейшей деятельности.

  3. 2012/2013 учебный год. Обобщающий этап: оформление результатов, районное мероприятие, дессиминация опыта.

  4. 2014/2015 учебный год. Распространение опыта ,участие в конкурсах, организация учебно-воспитательной работы

  5. 2015/2016 учебный год . работа над темой: «Музей-центр духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»


Ожидаемые результаты.

  1. Наличие в школе музея , центральной экспозиции: «Русская изба», который может быть использован как средство, база и ресурс гражданско-патриотического воспитания учащихся.

  2. Увеличение количества учащихся школы, проявляющих интерес к истории Малой Родины, к жизни русской деревни и русского крестьянства.

  3. Расширение спектра самостоятельной учебной проектно-исследовательской деятельности учащихся по краеведческой тематике.

  4. Возрастание социального опыта учащихся по взаимодействию с различными общественными группами.

  5. Положительная динамика охвата учащихся экскурсионной работой и научными экспедициями по родному краю.


Ключевая идея Проекта.


В основу данного проекта заложена идея гражданско-патриотического воспитания через формирование и развитие у учащихся интереса к истории родного края, русской деревне и жизни русского крестьянства с опорой на конкретный краеведческий материал.

Реализация задуманной идеи осуществляется путем:

  • Создания в школе музея и экспозиции «Русская изба», как площадки для организации самостоятельной учебной исследовательской, опытно-экспериментальной и экскурсионной деятельности.

  • Партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса («Когда все вместе, то и дела идут быстрей и интересней»).

  • Расширения связей учащихся с окружающим миром и усвоения ими опыта общественной жизни (прошлой и настоящей).

  • Включения учащимися в систему собственных нравственных ценностей таких категорий, как любовь к малой Родине, интерес к ее истории и жизни простой русской деревни и ее жителей.



Актуальность Проекта.

Основные характеристики гражданско-патриотического воспитания учащихся школы, значимые для реализации проекта.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся является одним из приоритетных направлений системы воспитательной работы школы.

  2. Воспитательная служба, педагоги-предметники и классные руководители имеют достаточно большой и позитивный опыт работы в данном направлении.

  3. Учащиеся школы активно проявляют себя в мероприятиях гражданско-патриотической тематики на уровне школы, района и области.

  4. В основе гражданско-патриотического воспитания - базовые общепризнанные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, забота о слабых, помощь нуждающимся, соблюдение обязанностей и правильное понимание своих прав.

  5. Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится краеведческой деятельности, которая представлена введением в преподавание истории, литературы, географии регионального компонента, так же ведением элективных курсов по истории родного края.

  6. Особенностью гражданско-патриотического воспитания в нашей школе является своеобразие местных условий: современное село находится среди истинно русских старинных сел, бывших казачьих станиц Кизильского района.

Вывод: гармоничное гражданско-патриотическое воспитание начинается с формирования интереса и любви к Малой Родине, и один из вариантов этой деятельности – создание музейного уголка в школе на основе краеведческого материала, собранного учениками, родителями и преподавателями.




Проблематика Проекта.


Имея большой опыт преподавания истории и литературы, в последнее время, мы наблюдаем спад интереса к региональной истории, учащиеся неохотно берутся за проектно-исследовательскую деятельность по тематике, связанной с историей родного края, их все меньше привлекают краеведческие курсы и факультативы.




Содержание Проекта.


Задачи Проекта.

Основные направления деятельности.

  1. Формирование у школьников потребности и интереса к изучению истории родного края на основе анализа, систематизации и обобщения собранного краеведческого материала.
















  1. Развитие творческой и социальной активности учащихся через организацию на базе музейного уголка самостоятельной учебной проектно - исследовательской и экскурсионной деятельности.


























  1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом.

  • Информационно-просветительская работа с учащимися, педагогами, родителями на предмет организации музейной экспозиции «Русская изба» и его роли в образовательном процессе.

  • Выявление группы учащихся 9-11 классов (путем анкетирования и различных диагностических методик), склонных и интересующихся историей и музейным делом.

  • Проведение обучающих занятий по сбору, анализу, систематизации и обобщению краеведческого музейного материала.

  • Формирование детской инициативной творческой группы (Совет музея).

  • Организация работы по оформлению выставочных экспозиций и витрин.



  • Определение основных направлений проектно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности на базе музейного уголка.

  • Выполнение учебных проектов и исследований с последующей публичной защитой наработанных материалов.

  • Подготовка и проведение экскурсий по музею.

  • Разработка и реализация плана краеведческих общешкольных и классных мероприятий на базе музейного уголка.

  • Разработка Концепции последующей модернизации музейного уголка в полноценный школьный музей и использования его для апробации школьных инновационных образовательных программ по краеведению.

  • Паспортизация музея

  • Организация постоянного информационного взаимодействия со школьными и муниципальными СМИ, системными администраторами школьного сайта.

  • Организация системной постоянной деятельности по пополнению музейных экспозиций новыми предметами.

  • Организация учебных научных экспедиций, походов и экскурсий по родному краю.



  • Привлечение к организации деятельности музейного уголка как можно большего количества социальных партнеров из числа родителей, жителей поселка, представителей администрации, общественности и всех структурных подразделений поселка.

  • Постоянное целенаправленное взаимодействие организаторов музея с советом школы (информирование о деятельности, привлечение к массовым мероприятиям, оказание финансовой помощи).

  • Разработка и реализация плана мероприятий на базе музейной экспозиции «Русская изба»



















Этапы реализации Проекта.


Этапы реализации Проекта.

Содержание деятельности.

1 этап. Сентябрь 2009 – август 2010

Подготовительный, аналитический, прогностический этап.

  • Анализ деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в школе, выделение проблемных моментов.

  • Создание творческой группы энтузиастов.

  • Поиск путей решения, оформление идеи о создании музейной экспозиции «Русская изба».

  • Обсуждение идеи педагогическим сообществом, создание на ее основе соответствующего Проекта.

  • Определение основных направлений деятельности, предполагаемых результатов и соотнесение их с возможностями образовательного пространства.

  • Привлечение к реализации Проекта как можно большего количества социальных партнеров.

  • Разработка нормативно-правовой базы (Приказы, положения, другие локальные акты).

  • Организация информационно-просветительской деятельности со всеми участниками образовательного процесса.

  • Инвентаризация образовательных ресурсов и накопленного материала, подготовка выставочных экспозиций и витрин.


2 этап. Сентябрь 2010– август 2011 Организационно- деятельностный этап.

  • Реализация планов содержательных мероприятий.

  • Подведение промежуточных итогов, корректировка дальнейшей деятельности.

  • Определение основных направлений проектно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности на базе музейного уголка.

  • Выполнение учебных проектов и исследований с последующей публичной защитой наработанных материалов.

  • Организация системной постоянной деятельности по пополнению музейных экспозиций новыми предметами.

  • Разработка Концепции последующей модернизации музея в полноценный школьный музей и использования его для апробации школьных инновационных образовательных программ по краеведению.



3 этап. Сентябрь 2011– август 2015 Обобщающий, рефлексивно- экспертный этап.

  • Анализ и экспертиза результатов проведенной работы, уточнение уровня реальных достижений.

  • Прогнозирование дальнейших направлений деятельности.

  • Корректировка и детализация апробированной модели.

  • Оформление и описание результатов проекта.

  • Проведение отчетного мероприятия (конференции).

  • Дессиминация полученного опыта.





Ожидаемые результаты от внедрения Проекта.

Главный ожидаемый результат от внедрения Проекта – повышение уровня и качества гражданско-патриотического воспитания учащихся школы путем организации деятельности музейной экспозиции «Русская изба».

Измерителем данного результата будет являться рост активности участия школьников в мероприятиях гражданско-патриотического характера, в различных детских объединениях и клубах, а так же наличие музейной экспозиции «Русская изба» на базе школьного музея


Задача

Ожидаемый результат.

Измеритель.

  1. Формирование у школьников потребности и интереса к изучению истории родного края на основе анализа, систематизации и обобщения собранного краеведческого материала.









Сформированность интереса и удовлетворение потребности учащихся в изучении истории родного края.


Приобретение учащимися интеллектуальных умений и навыков по анализу, систематизации и обобщению собранного краеведческого материала.


Приобретение учащимися прикладных дизайнерских и художественных умений и навыков по оформлению музейных экспозиций и витрин.

Рост числа учащихся, изъявивших желание заниматься краеведческой и музейной деятельностью.


Увеличение количества кружков и курсов по краеведческой тематике.


Наличие картотеки с описанием музейных экспонатов, созданной учащимися.


Наличие музейных экспозиций и интерьеров, оформленных учащимися.

  1. Развитие творческой и социальной активности учащихся через организацию на базе музейного уголка самостоятельной учебной проектно - исследовательской и экскурсионной деятельности.



Усвоение учащимися социального опыта по организации деятельности какого-либо объекта.


Приобретение учащимися умений и навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.


Приобретение учащимися практических навыков разработки и ведения экскурсий по музейному уголку.


Расширение кругозора учащихся как результат учебных научных экспедиций, экскурсий и походов по родному краю.


Положительная динамика количества учащихся, проявивших себя как организаторы какого-либо дела.


Увеличение числа учащихся, занимающихся самостоятельной проектно-исследовательской деятельностью.


Увеличение количества ученических проектно-исследовательских работ.


Наличие оформленных текстов экскурсий по музейному уголку.


Наличие отчетов, дневников, творческих работ учащихся по результатам учебных научных экспедиций, экскурсий и походов по родному краю.


  1. Организация партнерства и сотрудничества всех участников образовательного процесса путем соединения усилий в работе над данным проектом.

Оформление стратегической команды взрослых и детей – единомышленников, заинтересованных в реализации и дальнейшем развитии данного проекта.


Изменение в лучшую конструктивную сторону отношения родителей и общественности к школе.

Наличие законодательно оформленного (через приказ по школе) Совета музейного уголка, как руководящего органа с определенным набором полномочий.


Отсутствие негативного отношения к школе.



Перспективы развития Проекта.


  1. Постепенная трансформация музея в полноценный школьный краеведческий музей

  2. Открытие на базе музея реального музея виртуального.

  3. Превращение музея в центр краеведческой работы.

  4. Более широкое использование возможностей музея в гражданско-патриотическом и профориентационном воспитании учащихся школы.
















Возможные риски реализации Проекта и пути их устранения.


Риски.

Пути преодоления.

  1. Отсутствие опыта организации музейного дела.











  1. Недостаточность финансирования.









  1. Рассогласованность в подходах к основным направлениям деятельности музейного уголка, а в перспективе – музея.

    • Знакомство с опытом других общеобразовательных учреждений (очно и дистанционно).

    • Консультирование и стажировки в Кизильском историко-краеведческом музее.

    • Анализ и изучение имеющейся теоретической информации с привлечением Интернет-ресурсов.


    • Поиск дополнительных источников финансирования (спонсорских средств).

    • Привлечение родительской общественности к оборудованию и оснащению музея



    • Систематическая просветительская и информационная деятельность по идее и назначению музейного уголка.

    • Свободное дискуссионное обсуждение всех возникающих проблемных вопросов.


















Ресурсное обеспечение Проекта.


Кадровый ресурс.

  • Инициативная группа педагогов с филологическим, историческим и художественным образованием.


  • Группа старшеклассников (9-10 класс), желающих заниматься краеведческой работой и взяться за организацию музейного уголка.



  • Родительская общественность, готовая оказать любую помощь в организации музейной экспозиции

Научно - методический ресурс.

- Подборка литературных источников (монографии, журнальные статьи, художественные альбомы).

- Интернет - ресурсы.

- Материалы с региональных курсов.

- Владение педагогами ИКТ.

- Знакомство педагогов с технологиям работы с одаренными детьми.

Нормативно-правовой ресурс.

- Приказ по школе об организации деятельности музея

- Положение о школьном музее

- Порядок работы и должностные инструкции

руководителя школьного музея

Материально-технический ресурс.

- Наличие кабинета для размещения музейных экспонатов и оформления интерьеров.

- Наличие кабинета мультимедиа и выхода в Интернет.

- Наличие в школе фото и видеоаппаратуры.

- Наличие в школьной библиотеке справочной и энциклопедической литературы.

- Наличие подсобных помещения для хранения вспомогательных экспонатов.

Финансовый ресурс.

- Надтарифный фонд для поощрения учителей – организаторов музея

- Оплата 900 руб за музейную работу

- Привлечение внебюджетных и спонсорских средств.

Информационный ресурс.

- Связь с муниципальными СМИ.

- Использования сайта школы.










Управление Проектом.


Управление и контроль исполнения Проекта осуществляют:

  • заместитель директора школы по воспитательной работе;

  • заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.

Отчеты о проделанной работе в виде аналитических справок, протоколов, информационных бюллетеней предоставляются Педагогическому совету (1 раз в год).

Итоговый публичный отчет предоставляется на районных мероприятиях и конкурсах по завершении реализации Проекта.

Основные функции по осуществлению управления и контроля реализацией Проекта:

  • Анализ состояния и оценка процессов, происходящих в ходе реализации Проекта.

  • Рассмотрение и разработка стратегически важных предложений по развитию музейного уголка.

  • Организация, экспертиза и корректировка хода реализации Проекта в соответствии с идеей, целью и задачами.

  • Оказание научно-методической помощи организаторам и исполнителям Проекта.

  • Осуществление кураторских функций в проектно-исследовательской деятельности.

  • Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации Проекта.


Критерии оценки Проекта.


Внешние критерии.

Внутренние критерии.

Актуальность (важность и необходимость данного Проекта для школы в настоящий момент; его направленность на совершенствование образовательного процесса).


Реалистичность (соответствие цели и задач содержанию; наличие необходимых ресурсов, бюджета, времени).


Инновационность (присутствие в Проекте нововведений на уровне школы и поселка).


Способность исполнителей к реализации Проекта (опыт и квалификация, мотивация, учебная нагрузка).


Экономическая эффективность и возможность привлечения дополнительных средств.


Возможность сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса и представителями поселкового социума.

Уровень гражданско-патриотического воспитания учащихся школы.


Степень удовлетворенности от участия в Проекте


Увеличение количества учащихся, реализующих Проект.


Увеличение количества родителей, реализующих Проект.


Увеличение количества педагогов, реализующих Проект.


Увеличение количества проектно-исследовательских работ учащихся.


Увеличение количества учащихся, охваченных экскурсионной и научно-экспедиционной деятельностью.


Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Рабочий план реализации Проекта.


Основные виды деятельности

(мероприятия)

Сроки

Ответственные

Сентябрь 2009 – август 2010

1.Организация творческой группы (педагоги + учащиеся) по разработке идеи и Проекта музея и экспозиции «Русская изба».


2.Представление и обсуждение Проекта педагогическим сообществом, учащимися, родителями.


3.Оформление нормативно-правовой базы (приказы по школе, Положения, сметы, должностные инструкции).


4.Начало реализации Проекта. Ремонт и оборудование школьного помещения для музейного уголка.


5.Ревизия (изучение, анализ, систематизация) имеющегося краеведческого материала.


6.Оформление картотеки музейных экспонатов.


7.Оформление музейных экспозиций, витрин, интерьеров.


8.Начало проектно-исследовательской краеведческой деятельности. Выбор и определение тем, составление планов, решение организационных вопросов.


9.Разработка и реализация плана краеведческой деятельности.


10.Начало взаимодействия со СМИ с целью широкой информированности социума о Проекте.


11.Начало дистанционного и очного взаимодействия с ОУ, в которых организованы и действуют краеведческие музеи.


12.Начало сотрудничества с районной библиотекой и Кизильским Историко-к краеведческим музеем.

Сентябрь 2009




Сентябрь-октябрь 2009


Октябрь 2009-

май 2010


Сентябрь-октябрь 2010


Октябрь-ноябрь 2010



Ноябрь 2010


Октябрь-ноябрь 2010


Декабрь 2010




Декабрь2010-

август 2011


в течение всего периода


в течение всего периода


в течение всего периода


Темирова И.Н.




Темирова И.Н.

Баранова Н.К.


Темирова И.Н.



Темирова И.Н.

Голубева О.И.


Темирова И.Н.



Темирова И.Н.


Мулихов С.В.

Зинкова Г.С.

Темирова И.Н.

Соколовская Н.В.



Темирова И.Н.

Соколовская Н.В.



Темирова И.Н.

Баранова Н.К.

Киселева Л.В.

Сентябрь 2010 – август 2011

1.Продолжение работы по пополнению музейного уголка экспонатами.


2.Выполнение учебных проектов и исследований на базе музейного уголка по краеведческой тематике с последующей публичной защитой наработанных материалов. Проект «Русская печь»



3.Начало экскурсионной деятельности по музейному уголку. Подготовка экскурсоводов из числа учащихся 9-10 классов.


4.Проведение на базе музейного уголка общешкольных мероприятий гражданско-патриотической направленности.


5.Оформление тематических выставок в музейном уголке.


6.Публикация материалов информационных материалов и творческих работ учащихся в школьных и районных СМИ.


7.Размещение материалов на школьном сайте.


8.Разработка Концепции и первичная проба трансформации музейного уголка в полноценный школьный краеведческий музей.



10.Разработка и реализация плана краеведческой деятельности.


в течение всего периода


в течение всего периода





сентябрь 2010-

май 2011



в течение всего периода


в течение всего периода

в течение всего периода


в течение всего периода

февраль-май 2011





декабрь 2011

август 2012

Темирова И.Н.

Баранова Н.К.

Киселева Л.В.

Темирова И.Н.

Баранова Н.К.

Киселева Л.В.

Учителя – предметники.


Темирова И.Н.




Темирова И.Н.

Руководители предметных МО.


Темирова И.Н.




Темирова И.Н.

Попков И.А.

Темирова И.Н.





Темирова И.Н.

Соколовская Н.В.

Сентябрь 2011– август 2012

1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.


3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.


4.Разработка автономных тематических краеведческих проектов на базе музейного уголка.


5.Подготовка и представление на педагогическом совете публичного отчета по итогам реализации Проекта.

в течение всего периода


в течение всего периода



в течение всего периода


в течение всего периода


январь-май 2010

Темирова И.Н.

Баранова Н.К.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.


Темирова И.Н.


Сентябрь 2012– август 2013

1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.


3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.


4.Участие в ученических конференциях, проведения декады гуманитарных наук .



в течение всего периода


в течение всего периода



в течение всего периода


январь-февраль 2013

Темирова И.Н.

Баранова Н.К.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.



Сентябрь 2013– август 2014

1.Продолжение работы по всем ранее обозначенным направлениям.


3.Проведение отрытых мероприятий по гражданско-патриотической тематике с опорой на краеведческий материал на базе музейного уголка.


4.Участие в районных и областных конкурсах



5.Публикация в сборниках краеведческих материалов


6.Создание школьного музея и начало паспортизации

в течение всего периода


в течение всего периода



в течение всего периода


в течение всего периода

март-апрель 2014


Темирова И.Н.

Баранова Н.К.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.


Темирова И.Н.

Кадигроб Н.И.

Соколовская Н.В.

Темирова И.Н.


Темирова И.Н.



























Модель деятельности музейной экспозиции «Русская изба».







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее