«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Педагогические технологии на уроках физической культуры и результат их использования

Педагогические технологии на уроках физической культуры и результат их использования

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: «Педагогические технологии на уроках ОБЖ и результат их использования»























Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике. Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.

Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.

Теперь учитель должен привить учащимся две группы новых умений:

• во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться;

• во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог. УУД формируются с помощью различных педагогических технологий.

В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:

Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);

Игровой технологии;

Технологии интегрированного обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

Проектно-исследовательская деятельность;

Информационно-коммуникационная технология.

1. Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Технология интегрирования учебных дисциплин

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция.

В ходе урока решаются следующие задачи: развивается научный стиль мышления учащихся, формируется комплексный подход к учебным предметам, повышается качество знаний учащихся, развиваются их творческие возможности. Технология, на мой взгляд, способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

1.Урок ОБЖ и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» .

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни»

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»


3. Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередую различные виды учебной деятельности, большое значение уделяю эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха.

4. Информационно- компьютерные технологии обучения.

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Таким образом, использование компьютера – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

5 Игровые технологии

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Использование игровой технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ. Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению.

Использую предметные игры, как манипуляции с предметами. Так на уроках изучение правил дорожного движения провожу в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..

На уроках использую сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Спасатели», «Путешествие».

Игру можно использовать и как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету.

6. Проектно- исследовательский метод обучения

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению ОБЖ.

3. Создана медиатека ученических проектов.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

Эта педагогическая технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации проблемно-ориентированного учебного процесса.

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках.

Продуктом проектной деятельности являются: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени, газеты и др.

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии.

Для того чтобы реализовать эти задачи с точки зрения ФГОС необходимо задуматься о внедрении системно-деятельностного подхода в образовательный процесс.

Системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Исходя из позиций системно-деятельностного подхода, в организации учебного курса ОБЖ я стараюсь учесть следующие аспекты:

– направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);

– соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;

– обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);

– выбор формы творческого самовыражения;

– наличие критериев само- и взаимооценки.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

Самым оптимальным вариантом является использование элементов разных технологий, в различных вариантах.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – рост обученности учащихся по ОБЖ. Участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях и их результативность.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее