Методический совет
«Педагог дополнительного образования – профессионал. Какой он?»
Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА. Те, кто в жизни постичь смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, Соль земли….
- Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера, На плечах эту землю держат И несут на себе МАСТЕРА. Те, кто в жизни постичь смогли Щедрость камня, душу металла, Свежесть формулы, Соль земли….
Р. Рождественский
Цели методического совета:
- Выявить представление педагогов “Центра Творчество ” о понятии “педагог-профессионал” и согласовать их в коллективе.
- На основе выявленных представлений педагогов составить обобщенный качественный “портрет” современного педагога-профессионала и сравнить его с “портретом”, который сформулирован в нормативных документах.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы детей;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
- быть активным;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:
- способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
- знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
- склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.
Термин «профессиональная компетентность»
- Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности
– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка
Профессионально значимые качества педагога:
- педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;
- педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
- педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
- педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
- педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.
Компетентность педагога
- это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).