МБОУ гимназия №1 имени Героя Советского Союза В.Н. Тимонова Карасукского района Новосибирской области
Партнёрство в обучении
иностранным языкам
Карасук 2016
Современные дети сильно отличаются от детей прошлых поколений. С одной стороны, возросла информированность детей, а с другой — современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, у многих не сформирована произвольность поведения, отсутствует мотивация к учению, многие ограничены в общении со сверстниками. В связи с введением ФГОС меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Перед учителем — живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Поэтому современный урок — это познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост… В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Говоря об иностранном языке, то главной задачей обучения является коммуникативная направленность. Таким образом, речь идёт о технологии коммуникативного обучения. В наши дни очень важно знать хотя бы один иностранный язык. Но владеть иностранным языком – это не значит знать грамматические правила, лексику или уметь пользоваться словарем. Язык необходим для того, чтобы на нем общаться непринужденно так, как мы говорим на своем родном языке.
Для полноценного усвоения иностранного языка необходимо в течение длительного времени находиться в иноязычной среде. Однако не все имеют такую возможность.
Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения, позволяет достигнуть таких результатов. Процесс общения состоится лишь тогда, когда есть партнёр для общения, когда есть с кем общаться.
Главными участниками процесса обучения в коммуникативном методе являются учитель-ученик и ученик-ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.
Партнёрство в обучении иностранному языку начинается с простой схемы – ученик –учитель.
М.Б. Рахманина акцентирует внимание на следующем: «Речевое партнерство зависит в значительной степени от коммуникативного поведения учителя, что, наконец, тоже входит в аспект речевой направленности обучения и обусловлено деятельностным характером общения». Начиная обучение иностранному языку ученик прежде всего подражает учителю, возникает первый опыт общения на иностранном языке – учитель задаёт вопросы (как тебя зовут, сколько тебе лет и т.д.), ученик отвечает.
Следующей ступенью является диалог между учениками. Отработав тот или иной вопрос с учителем, ученик уже способен задать его своему соседу по парте. Учащимся (особенно начальной школы) нравится выполнять задание типа ВОПРОС-ОТВЕТ выбирая самостоятельно отвечающего на свой вопрос. Также можно предложить ученикам карточки с именами одноклассников, которые они должны вытянуть и задать вопрос. Такое задание тоже очень успешно. Так происходит партнёрство между учениками.
Современные учебники иностранного языка, как немецкого, так и английского содержат множество заданий, которые подводят учеников к ситуациям общения. Это, прежде всего, большое количество диалогов, которые должны быть прочитаны учащимися, и на их основе составляются аналогичные. Например, при изучении каждой темы в учебнике английского языка «Английский в фокусе» для 2 класса предлагаются небольшие диалоги, содержащие новый лексический материал. Такие диалоги встречаются на самом раннем сроке изучения языка, сразу после изучения алфавита, т. е. можно сказать, что обучение языку построено в основном на устном общении.
Партнёрство между учащимися наблюдается также при выполнении заданий в группах, особенно если речь идёт о выполнении какого-то проекта, где нужно заниматься поиском информации, обсуждать, анализировать.
Партнёрство может выходить за пределы класса. Примером этому служат различные мероприятия между учащимися одной параллели или даже между учащимися разных классов, и изучающими разные языки. Приведу пример мероприятия, состоявшегося в день празднования католического рождества 25 декабря «Рождественская гостиная». На данном мероприятии учащиеся представляли созданные ими номера: небольшие пьесы, песни, стихотворения. К примеру, небольшая пьеса «Белоснежка» на немецком языке, была создана при участии учеников 4 и 5 классов. А вообще в мероприятии приняли участие ученики с 3 по 11 классы. Хочется отметить, что при подготовке данного мероприятия большую роль сыграли родители учащихся, они готовили костюмы, разные атрибуты. Таким образом, наблюдается партнёрство между учеником, учителем и родителем.
Партнёрство – понятие довольно широкое, и зачастую партнёрами бывают не только ученики и учителя одной школы. Хочется особо отметить партнёрство гимназии и Карасукского филиала областного российско-немецкого дома. Данное сотрудничество даёт возможность общаться с учащимися и учителями соседних школ и даже с носителями иностранного языка. Традиционным для гимназии стало посещение сотрудников Гёте-института, носителей немецкого языка. Они не только поделились опытом преподавания языка, но и у учащихся была реальная возможность услышать речь носителей немецкого языка и пообщаться с ними. В рамках этого сотрудничества проходят также разные мероприятия, такие как проведение праздников, языковая площадка и т.д. Все они нацелены на развитие навыка речевого общения, знакомство с культурой, традициями иностранного языка.
Говоря о партнёрстве между учениками и учителями, выходящими за рамки школьных стен, хочется обратить внимание на проект с чудесным названием «Рождественская открытка» на английском языке в котором мы с ребятами участвуем не один год. Суть проекта заключалась в обмене рождественским открытками с учениками из разных стран. Сначала нужно было зарегистрироваться на сайте, где мы получали адреса наших партнёров. Открытки в основном делались самостоятельно, затем мы их упаковывали в специальные плотные конверты, которые можно было отправлять за границу. Мы же, в свою очередь, получали большие конверты с открытками из разных стран. Таким образом за время нашего участия мы получили открытки из Китая, Австралии и других стран. Ребята из разных стран не только поздравляли нас с Наступающим Новым годом и рождеством, но и писали целые письма, в которых рассказывали о традициях, праздниках их родной страны, вкладывали свои фотографии и адреса электронной почты.
Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий процесс сотрудничества между соседними школами, школами своей страны и разных стран стал гораздо проще и доступнее. Главное, что благодаря такому партнёрству идеально сочетаются интерес и бесценный опыт в общении друг с другом и даже с настоящими носителями иноязычной речи.