Технологическая карта урока
Учитель: Белова Е.А
Класс 1 Б
Предмет: Окружающий мир
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема
| Откуда в наш дом приходит электричество? |
Цели: Планируемые результаты | Сформировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом. Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения с электричеством; -понимать необходимость экономии природных ресурсов; -понимать свою ответственность за состояние природы; -личностная мотивация к познавательной деятельности; - осмыслить необходимость сотрудничества и взаимопомощи; уважать мнения сверстников по обсуждаемой проблеме. Метапредметные УУД: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о значении электроприборов в жизни человека; осуществлять поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;; оценивать результаты своей деятельности. Предметные: . отличать электроприборы от других бытовых приборов; -знать правила безопасности при использовании электроприборов; понимать схему доставки электричества потребителям |
Основные понятия | Что такое электричество |
Межпредметные связи | Технология (труд), искусство ( ИЗО), литературное чтение. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Плешаков, А. А. Окружающий мир: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», ,», картинки Муравьишки Вопросика и Мудрой черепахи,розетки,молнии,тока,правила обращения с электроприборами, лампочка, линейки, конфетти из бумаги, клей. - слайд-презентация. |
Форма обучения | Фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная |
Технологии | Проблемно-диалогическая , исследовательская. |
Технология проведения
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные и метапредметные УУД | ||||
1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | - Здравствуйте уважаемые гости и ребята! - Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. - Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. - Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. Учащиеся приветствуют учителя и друг друга. Игра «Здравствуй, друг!»(Выполняется в парах) - Здравствуй, друг! (За руки здороваются) - Как дела? (По плечу хлопают друг друга) - Где ты был? (За ухо берут друг друга) - Я скучал. (К груди прикладывают руки) - Ты пришел. (В стороны разводят руки) - Хорошо! (Объятие друг друга) - Я желаю вам успехов на уроке! Учащиеся приветствуют учителя и друг друга
| Пожелание успеха друг другу и учителю. |
| Положительное отношение к школе (Личностные УУД) | |
2 .Актуализация знаний.
Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
. | - О чем говорили на прошлом уроке? (О воде. Откуда приходит вода в наш дом, куда потом уходит.) - Что значит вода для всего живого? (Воду пьет человек, она нужна полям, лесам. Без нее не могут жить ни люди, ни птицы, ни звери. По морям и океанам днем и ночью плывут корабли, перевозят грузы.) - У воды есть еще одна способность – она добывает электричество, электрический ток, работая на электростанциях.
Презентация.(слайд 1) - Что вы делаете, войдя в темную комнату? (Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается свет! Но так было не всегда. Давайте посмотрим,чем раньше освещали свои жилища? Как вы думаете, что светило в давние-давние времена людям по ночам (огонь КОСТРА. (Слайд 2)по вашему мнению,огонь был безопасен для людей?Почему?(ответы детей).А как люди добывали огонь? Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ.(слайд 3) Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна:почему?( Ведь может случиться пожар! )Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ.(слайд 4) Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ.. Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. (слайд 5). В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. Потом люди придумали свечи. Но свечи тоже опасны!а чем опасны свечи?
Сегодня на уроке у нас побывает гость-невидимка. Он неутомимый труженик. Представить себе жизнь без него в современной квартире просто невозможно! И даже сейчас на уроке мы учимся, а он работает! Что же это? Отгадайте загадку: Дом стеклянный пузырёк, А живёт в нем огонёк. Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжется. (показ лампочки учителем)
| Просмотр презентации.
Высказывания детей.
Ответы детей
.
|
| Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД).
| |
3. Выявления причин затруднения и целеполагание к учебной деятельности Цели: -возникновение проблемной ситуации; -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися.
| -Но лампочка сама по себе не светит! Так что же заставляет ее гореть и светить?(демонстрация не горящей лампочки) Отгадайте загадку: По тропинкам я бегу, Без тропинки не могу. Где меня ребята нет, Не зажжется в доме свет К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Это::ТОК
Сценка «ток и человек»
– Как вы думаете,что же такое электричество? - Электричество – это энергия, передающаяся по проводам. Электричество, бегущее по проводам называется электрическим током. Электрический ток заставляет работать электрическую лампочку А как еще нам помогает электричество?:(кроме того что загорается лампочка). Мы уже знаем, что без электричества не смог бы работать ни один прибор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает. Почему? Ребята какая наша цель сегодня на уроке?
А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
| Обсуждение затруднений
Вывешиваю картинку тока
Участвуют два ребенка(Нефф Матвей ,Евсюкова Лейла) Ответы детей
Диалог, подводящий к теме урока:
"Откуда в наш дом приходит электричество?"
Вешаю на доску изображение муравьишки |
| Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самомостоятель-ное выделение и формулирование познавательной цели (Познавтельные УУД)
| |
4. «Открытие нового знания»
| -Ребята, А вы хотите узнать откуда в розетке оказался электрический ток?
Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие маленькие частицы - электроны.(ток) Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение.
- Электрические заряды вы можете наблюдать в природе. Не подскажите, когда? (когда сверкает молния.) А можно наблюдать электрические заряды и в повседневной жизни.
Работа в паре. А сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте вспомним правила работы в парах: 1. При разговоре смотри на собеседника 2. Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам 3. Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы.(слайд 6)Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь. Опыт с линейкой
Возьмите линейку и потрите ее о волосы Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. Обсудите в паре -Что произошло? Вывод :Линейка стала притягивать кусочки бумаги. Почему, как вы думаете?
Рассказ ребенка (Хавиков Паша)
(На линейке есть электрический заряд.)
Давайте с вами попытаемся узнать путь электричества в наш дом. А может кто-то знает, как вырабатывается электричество? Электрический ток вырабатывают большие мощные гидроэлектростанции.Их обычно строят на реках,сооружая плотины и водохранилища.Чтобы получить электричество на такой станции используется сила воды. (слайд 7 ). Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам,(слайд 8), потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.(слайд 9)
Люди научились использовать силу ветра (ветровые эл. станции) (слайд 10 ), использовать атомную энергию (атомные эл. станции) (слайд 11), энергию тепла ( тепловые электростанции)(слайд 12) В работе ТЭС используется энергия природного топлива. Она выделяется при сжигании угля, природного газа, мазута и т.д. В машинном зале установлен котел с водой. При сгорании топлива вода в котле нагревается до нескольких сот градусов и превращается в пар. Турбина в свою очередь вращает генератор, который вырабатывает электрический ток. Итог : электричество вырабатывается на электростанциях и приходит в наш дом по проводам.
|
Вешаю на доску изображение розетки и тока в шнуре, похожего на реку..
Проговаривание нового знания.
Вывешиваю картинку молнии
-Линейка стала притягивать кусочки бумаги
-
Ребенок рассказывает почему пластмасса притягивает бумагу
Ответы детей
|
| Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод исследования и наблюдения, структурирование знаний (Познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (Коммуникативные УУД) | |
5. Первичное закрепление.
| -Откройте страницу 62 учебника. Рассмотрите рисунок. Вспомним как нам помогает электричество? (ответы детей) На столах у вас карточки с изображением приборов. Теперь, возьмите в руки карандаши и закрасьте кружки у тех приборов, которые работают от электричества.
А что такое Электроприборы? Чем они отличаются от обычных приборов, не использующих электричество? Каково их значение в жизни современного человека? | Составляем пары электроприборов (индивидуально на карточках)
Ответы детей(это приборы, которые работают от электричества) |
| Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (ПознавательныеУУД) | |
6.Физкультминутка (20 мин.после начала урока)
| Называю электроприбор – хлопаем в ладоши Не электроприбор - топаем. (веник, фен, телевизор, расчёска, утюг, микроволновая печь, совок, компьютер, , ложка, стиральная машина, холодильник, ножницы, настольная лампа, вентилятор,карандаш,телефон) | Выполнение физминутки. |
| Осуществлять пошаговый контроль своих действий (Регулятивные УУД).
| |
7. Работа с учебником
| 1.Работа с учебником. Страница 63. Проследим путь электричества в наш дом. Почему нужно экономить электроэнергию? Как это можно сделать? 1. Используйте энергосберегающие лампочки 2. Выходя из комнаты, гасите свет 5. Протирайте лампочки от пыли |
Ответы детей
|
| Работать по предложенному учителем плану Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Оценивать результаты своей деятельности, (Регулятивные УУД
| |
|
|
|
|
| |
8. Включение нового знания в систему знания и повторение.
|
.Почему нельзя шутить с электричеством? А повторить правила безопасного обращения с электроприборами. нам поможет Мудрая черепаха
Когда электроприборы могут стать опасными? Назовите, ребята, правила безопасного обращения с электроприборами!
Физкультминутка для глаз А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо — Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками
А теперь сравним на странице 62 слова Мудрой черепахи
Никогда не берись за электроприборы мокрыми руками! Вода очень хорошо проводит электрический ток. Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур – он может оборваться и оголить провода, по которым проходит электрический ток. Не прикасайся к оголенным проводам! Если ты заметил искру, когда нажал на выключатель или сунул вилку в розетку, скажи об этом взрослым. Когда уходишь из дома, не забывай выключать свет и электроприборы
|
Вывешиваю картинку Мудрой черепахи
Ответы учащихся.
Электричество наш друг и помощник. Но может стать нашим врагом если не знать правила безопасного пользования электричеством.
|
-знать правила безопасности при использовании электроприборов;
|
Активизация мыслительной деятельности в конце урока.Осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о правилах безопасности при использовании электроприборов (Познавательные УУД).
| |
9. Подведение итогов урока, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.
| -Помогли муравьишке ответить на вопрос? Вы узнали откуда приходит в наш дом электричество? Вы Запомнили Почему нельзя шутить с электричеством? -Оцените свою работу на уроке. Ребята перед вами гирлянда, давайте ее украсим. Если вам понравился урок и было все понятно клеим на гирлянду зеленую лампочку, если были затруднения приклеиваем желтую лампочку, если было неинтересно и ничего не понятно, то клеим красную лампочку! | Учащиеся продолжают начатое высказывание
Ответы детей
|
| Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
| |
| Спасибо ребята вам за урок! Все молодцы! Урок окончен! |
|
|
|