Департамент образования и науки Тюменской области
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
План открытого учебного занятия по русскому языку и литературе
Преподаватель: Туз Наталья Владимировна
Тема учебного занятия: «Господин де Лень» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).
Группа: ТО 16-1о
Продолжительность: 45 минут
Вид занятия: урок-размышление
Тип занятия:обобщающий (закрепление изученного материала)
Обучающие цели:
формирование завершенного представления о романе и его герое, формирование активной жизненной позиции обучающихся;
Развивающие цели:
развитие умений аргументированно высказывать свою точку зрения;развитие ассоциативного, критического мышления;
Воспитательные цели:
формирование лучших качеств личности: целеустремлённости, решительности в реализации целей, трудолюбия, ответственности, активности.
Ожидаемые результаты:
Студент должен знать:
- содержание изученного литературного произведения;
- основные факты жизни и творчества писателя;
Студент должен уметь:
-анализировать и интерпретировать художественное произведение;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью;
- участвовать в диалоге или дискуссии;
Формирование общих компетенций
Формируемые компетенции | Показатель оценки результата |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством. | -взаимодействует с обучающимися, преподавателями в ходе обучения; демонстрирует навыки организации собственной деятельности, организации работы в коллективе. |
Материальное обеспечение учебного занятия:
демонстрационно-компьютерный комплекс; информация в виде слайдов, видеофрагмент романа; роман И. А. Гончарова "Обломов", рабочие тетради обучающихся, тексты притч.
Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы: актуализация темы; определение обучающимися целей занятия;создание проблемной ситуации; организация самостоятельной деятельности обучающихся; самооценка полученных знаний; рефлексия;
Межпредметные связи:русский язык, логика, этика, философия, обществознание.
Внутри предметные связи: Н. В. Гоголь, А. П. Чехов, И. С. Тургенев.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие!
- Добрый день, всем-всем!
Друзья мои! Я очень рада
Войти в уютный кабинет.
И для меня уже награда
Вниманье ваше как отрада.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Сейчас будем рассуждать,
Будем думать и вникать.
Искренне желаю всем хорошего настроения и конструктивного диалога, центром внимания которого станет роман «Обломов».
2.Определение темы и целей занятия:
Мотивация и актуализация темы: слайд 1
Друзья, произошёл парадокс: в пословице исчезло одно слово. Верните слово и объясните смысл всей пословицы!
От трудаздоровеют,а от …болеют.
- Молодцы, правильно! Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Труд приносит пользу, а лень наоборот. Как называются пары слов труд-лень, здороветь-болеть? Антонимы! Эта пословица будет эпиграфом, который мы запишем позже. Вспоминается ещё одна пословица «Труд кормит, а лень портит». Мы завершаем сегодня разговор о романе Гончарова – слайд 2. «Обломов» - это не то произведение, которое быстро забываешь. О нем думаешь, споришь, рассуждаешь. В романе более 50 героев. Все они, как и мы с вами, любят, страдают, ищут, отчаиваются, радуются. Изображая персонажей, Гончаров подчеркивает в них деталь, и благодаря этому портрет запоминается надолго.
- Попробуйте узнать персонажа по портрету: «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи».Это Илья Обломов – слайд 3.
- Почему мы начали занятие с пословицы о труде и лени?
(потому что лень – главный порок Обломова)
Тема занятия: «Господин де Лень». (слайд 4). Выбор такого названия неслучаен, поскольку именно так прозвали Гончарова друзья за его медлительность и малоподвижность, в образе Ильи Ильича мы видим некоторые события из жизни самого автора, создателя романа.
Запишите тему и эпиграф! Слайд 4-5
Давайте вместе определим цели занятия? (высказывания студентов)
Примерные ответы: раскрыть истоки зарождения лени; в ходе размышлений ответить на вопрос: лень – это добро, радость или же это зло, безнравственность, самый большой порок?
- Как вы понимаете такое простое слово «лень»? (ответы студентов)
- Давайте коллективно составим ассоциативый ряд слов к понятию «лень» (слайд № 6). Каждый студент называет слово!
Лень: апатия, покой, бездействие, тунеядство, сонливость, пассивность, инертность, малоподвижность, вялость.
Из записанных слов подчеркните самое страшное. Произнесите его!
С этим страшным словом необходимо бороться? Как?
- В продолжении разговора о лени предлагаю притчу, которую прочтёт Антон, а мы потомпроанализируем! (Слайд № 7-8-9)
( Текст читает подготовленный студент)
- Скажите, пожалуйста, какие черты присущи герою притчи?
- Кого напоминает этот человек? Лежебоку, тунеядца. К чему привело бездействие?
(покорился лени, не смог преодолеть, показал слабость, отсутствие силы воли, решительности). Это хорошо или плохо?
Вывод: Мы сами иногда позволяем себе лениться, бездельничать, бить баклуши, хотя осознаем, что это нехорошо! Анализируя образ жизни Обломова, мы поняли, что лень, апатия, боязнь движений превращают человека в жалкое состояние, в «придаток халата и дивана», то есть приводят к трагедии сначала духовной, потом физической. Текст притчи как раз подтверждает это! Каковы истоки лени и апатии Обломова? На какой почве взращён характер? Об этом расскажет МустакимовВакиль!
Сообщение подготовленного студента – 2 минуты (слайд 10)
- Друзья, что повлияло на формирование характера героя?
Характер героя сформирован средой Обломовки, семейным воспитанием! Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Его не научили трудиться, действовать самостоятельно. И в результате неглупый человек превратился в пародию на человека.
- Семья семьёй, но неужели Илья Ильич не смог сам побороть лень, не смог найти дело по душе?
По мере взросления Обломов уже не сумел противостоять лени, не смог побороть её, хотя от воли человека многое зависит, а его черты характера – нерешительность, пассивность и нежелание работать!
- Меняется ли герой на протяжении романа или он всегда одинаков?
Обломов во второй части романа выходит из спячки, ездит на дачу, в гости, в театр, его мысли и чувства просыпаются, речь меняется, становится живой, он приободрился! Перед нами уже другой человек! Характер героя меняется!
- Почему это происходит? Главным стимулом является любовь.
- Давайте вспомним одну из встреч с Ольгой – приезд Обломова к Ильинским! 4-й эпизод – 2 минуты 40 секунд
- Из данного фрагмента какие перемены в герое вы заметили?
Обломов прислушивается к Ольге, увлекается искусством, жизнь проводит в движении, он расцвёл, стал мыслить, чувствовать, ходить на свидания, выполняет много действий, которых ранее не делал! Он активен. Значит человек способен меняться под влиянием другого! Но пробуждение длится недолго. Почему? Что его возвращает на диван?
- Обломов не умеет жить, не умеет приспосабливаться, все добрые намерения потухают, боится перемен, вновь возвращается на свой диван. Лень и нерешительность, отсутствие силы воли приводят героя к полному краху, он уже не совершает поступков, не принимает решений, а опускается на дно лежачей жизни. Обломов выбрал философию покоя, умиротворения.
Мы больше критикуем персонажа, но в нём помимо отрицательных качеств, есть положительные! Оформим в тетрадях таблицу (слайд 11 )
Каждый по очереди называет какую-либо черту характера.
Положительные качества Обломова | Отрицательные качества Обломова |
Доброта , мечтательность, мягкость, гостеприимство, способность любить, честность, терпимость, благородство, простодушие, спокойствие. | Лень, отсутствие силы воли, вялость, равнодушие, не принятие труда, нерешительность, неаккуратность, неумение жить, непрактичность, безразличие, нежелание развиваться. |
Какие качества из правой колонки вам приятны? Таких нет. К чему приводят отрицательные черты? (к разрушению, деградации, безнравственности; а хорошие качества всегда приводят личность к развитию, к самореализации.)
Слайд 12
Задание творческого характера:
1) Почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Что помешало ему?
2)Почему Обломов выбрал в жёны Агафью? Какой образ жизни они вели? Что в их семье было главным? (конечной цели не было, цель каждого дня — накормить, привести в порядок одежду барина и всех домашних, жить в покое и сытости, тихое спокойное счастье. Агафья ничего не требовала в отличие от Ольги). Как человек должен относиться к недостаткам своего любимого? Исправлять, переделывать или смириться?
3)Кто виноват в смерти Ильи Обломова?
(обсуждение ответов обучающихся)
- Вспомните эпизод, когда Ольга спросила Обломова: слайд 13
«Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». «Есть, - сказал он чуть слышно...Какое слово он произнёс? Обломовщина!
-Составьте в тетрадях синквейн к словам обломовщина и Обломов, посмотрим, чем они различаются (слайд 14)
Обломов Лень и бездействие привели к обломовщине | Обломовщина Обломовщина ведёт к смерти. Чичиковщина, деградация, смерть
|
Чтение синквейнов. Оценивание по критериям.
- Илья Ильич – это, действительно, Господин де Лень?
Вернёмся к эпиграфу. Правдива ли пословица?
Изучив произведение Гончарова, какой вывод, мы сделали ? Какие качества необходимы любому человеку, чтобы прожить жизнь не зря?
(трудолюбие, настойчивость, отзывчивость, честность, толерантность)
Вывод преподавателя: Гончаров показал честную душу русского барина, но "обломовщина" погубила его. Так жить нельзя! Всем нужно помнить, что трудолюбие –источник благ, только трудясь, вы достигнете всего, о чем мечтаете! Вспомним стихотворение Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Рефлексия. Выставление оценок!
№ п/п | Этап занятия | Время | Цели и задачи | Действия преподавателя | Деятельность студента | Результат |
1 | Организационный момент. | 1 мин. | Организовать обучающихся | Приветствует, проверяет готовность к занятию
| Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу | Рабочая обстановка на занятии |
2 | Эмоциональный настрой.
| 1 мин.
| Настроить на позитивные эмоции и деятельность | Предлагает определить свое эмоциональное состояние | Показывают свой настрой | Позитивный эмоциональный настрой обучающихся
|
3 | Актуализация знаний и практических умений. | 4 мин. | Вовлечь в формулирование темы и целей учебного занятия
| Вводит в проблему занятия Подводит обучающихся к самостоятельному определению целей. Корректирует их, задаёт вопросы, выбирает помощников. | Отвечают на вопросы Формулируют цели Слушают притчу | Формулирование целей Ответы на вопросы притчи |
4 | Систематизация и обобщение знаний при выполнении практических заданий и аналитической беседы.
| 33 мин. | Способствовать деятельности студентов по включению в работу Способствовать правильному выполнению самостоятельной работы | Инструктирует о ходе занятия, показывает видеофрагмент Объясняет задание, корректирует работу | Просматривают видеофрагмент ипрезентацию. Составляют таблицу, делают синквейн, отвечают на вопросы. | Ознакомление с порядком деятельности на занятии и заданием Готовность к работе, заполняют таблицу |
5 | Составление синквейнов | 2 мин. | Обобщить знания | Слушает работы студентов, вносит уточнения, дополнения.
| Читают полученные синквейны | Синквейны к словам Обломов и обломовщина |
6 | Информация о домашнем задании. | 1 мин. | Предлагается студентам выполнить домашнее задание. | Инструктирует о выполнении домашнего задания | Записывают домашнее задание | Понимание содержания и сроков выполнения домашнего задания |
7 | Рефлексия | 1 мин. | Оценить эмоциональное состояние в конце занятия | Предлагает в четверостишии указать эмоциональноесостояние | Отмечают эмоциональное состояние в нужной строке стиха | Позитивный эмоциональный настрой обучающихся |
8 | Завершение учебного занятия | 2 мин. | Дать качественную оценку работы группы Анализ уровня достижения поставленных задач
| Оценивает, хвалит работу Анализирует уровень достижения поставленных задач Подчеркивает важность приобретенных знаний и умений в дальнейшейжизни, в процессе самореализации. | Озвучивают свои результаты | Оценивание работы на занятии |