«Осенний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок по литературному чтению на тему "Е.Пермяк Чужая калитка"

ЦЕЛЬ: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи:

воспитывать интерес к чтению рассказа;

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка».

ЦЕЛЬ: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи:

воспитывать интерес к чтению рассказа;

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся.

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Проверка домашнего задания.

  • В начале я хочу узнать как вы освоили содержание сказки, с которой вы должны были поработать дома. Ответьте на мои вопросы:

  • Над какими вопросами заставил вас задуматься писатель?

  • Знаете ли вы, что означанют слова сочувствие и сострадание?

  • Кто кому сочувствует в рассказе?

  • У кого доброе и отзывчивое сердце?

  • Кто кому помогает выжить?

  • Кто главный герой расскказа?

  • Какими свойствами характера человека наделён этот цветок?

  • Какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре?

  • Как вы думаете, почему необходимо воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему?

III. Фонетическая зарядка.

- Ребята, сейчас поработаем с пословицей:

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

- Покажите голосом, что дано человеку?

для чего?

для каких дел?

- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

- Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

IV. Этап вызова (побуждение).

-Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова.

Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

- Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

- Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)

V. Этап осознания смысла.

  • - Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году.


Что запомнили о биографии автора?

-Почему автор взял псевдоним Пермяк?

-Где учился?

-Какие профессии освоил?

2) Первичное чтение рассказа учителем (1 части) и заполнение таблицы ПМИ:

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО

 Мальчик трудолюбивый

 Чужая калитка

 Кто отремонтировал?

 Отремонтировал скамейку и калитку

 Старая скамейка

 Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

 

 

 


-Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)


3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно.

 

 Проверка

- Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

- Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

- Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа по группам.

1 группа. «Собери пословицу».

- Составить пословицы. Объяснить смысл.

«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»

«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»

«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»

«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»

«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»

«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»

- О чем эти пословицы?

Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто ему помогал. (с 46)

- Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу. (с 46)

2 группа. Построй дом.

Загадка о семье.


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...


- Расскажите, чему вы научились дома, у кого?

(обмен мнениями)


- Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

- Что у нас получилось?

- Кто нам помог построить дом?

- Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

3.группа. Составление пятистишия к слову «Труд».

Труд

2 прилагательных

3 глагола

Мое отношение

Синоним к слову

4 группа

Составление плана рассказа по прочитанному тексту по частям и по картинкам.

  • Трудолюбивый мальчик.

  • Чужая калитка.

  • Старая скамейка.

  • Свое, наше.

VI. Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее