Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка».
ЦЕЛЬ: познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»
воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.
Задачи:
воспитывать интерес к чтению рассказа;
формировать умение анализировать поступки людей;
расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;
развивать память, внимание, речь учащихся.
I. Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Проверка домашнего задания.
В начале я хочу узнать как вы освоили содержание сказки, с которой вы должны были поработать дома. Ответьте на мои вопросы:
Над какими вопросами заставил вас задуматься писатель?
Знаете ли вы, что означанют слова сочувствие и сострадание?
Кто кому сочувствует в рассказе?
У кого доброе и отзывчивое сердце?
Кто кому помогает выжить?
Кто главный герой расскказа?
Какими свойствами характера человека наделён этот цветок?
Какой же была жизнь неизвестного цветка на пустыре?
Как вы думаете, почему необходимо воспитывать в своих сердцах милосердие, доброту, уважение к ближнему?
III. Фонетическая зарядка.
- Ребята, сейчас поработаем с пословицей:
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».
- Покажите голосом, что дано человеку?
для чего?
для каких дел?
- Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?
- Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)
IV. Этап вызова (побуждение).
-Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова.
Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.
- Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.
аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА
- Как понимаете выражение «чужая калитка»? (Устно.)
V. Этап осознания смысла.
- Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.
Биография Е.Пермяка.
(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин».
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году.
Что запомнили о биографии автора?
-Почему автор взял псевдоним Пермяк?
-Где учился?
-Какие профессии освоил?
2) Первичное чтение рассказа учителем (1 части) и заполнение таблицы ПМИ:
ПЛЮС | МИНУС | ИНТЕРЕСНО |
Мальчик трудолюбивый | Чужая калитка | Кто отремонтировал? |
Отремонтировал скамейку и калитку | Старая скамейка | Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался |
|
|
|
-Как вы думаете, что произойдет дальше? (Варианты детей.)
3) Повторное чтение. - Прочитать продолжение рассказа самостоятельно.
Проверка
- Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?
- Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?
- Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?
4) Работа по группам.
1 группа. «Собери пословицу».
- Составить пословицы. Объяснить смысл.
«ДЕРЕВО ДОРОГО ПЛОДАМИ, А ЧЕЛОВЕК ДЕЛАМИ»
«БЕЗ ТРУДОВ НЕТ И ПЛОДОВ»
«БЕЗ ТРУДА, НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
«КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО»
«МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ»
«ДЕРЕВО СМОТРИ В ПЛОДАХ, ЧЕЛОВЕКА В ДЕЛАХ»
- О чем эти пословицы?
Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте в рассказах Е, Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился трудился, и кто ему помогал. (с 46)
- Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алешу. (с 46)
2 группа. Построй дом.
Загадка о семье.
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
- Расскажите, чему вы научились дома, у кого?
(обмен мнениями)
- Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)
- Что у нас получилось?
- Кто нам помог построить дом?
- Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?
3.группа. Составление пятистишия к слову «Труд».
Труд
2 прилагательных
3 глагола
Мое отношение
Синоним к слову
4 группа
Составление плана рассказа по прочитанному тексту по частям и по картинкам.
Трудолюбивый мальчик.
Чужая калитка.
Старая скамейка.
Свое, наше.
VI. Итог урока.
Я сегодня работал над……
Я смог……
Урок дал мне для жизни……
Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.