«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Открытый урок "Оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду"

Тема урока: Оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду

Цели урока:

10.3.1.3 предлагать пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента);

10.1.1.4 применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

WELCOME TO GEOGRAPHY

WELCOME TO GEOGRAPHY

Проверка домашнего материала

Проверка домашнего материала

1. В каком регионе Казахстана добывают нефть и газ?

1. В каком регионе Казахстана добывают нефть и газ?

  • Восточный
  • Западный
  • Северный
  • Южный
2. Снижение плодородности земель, засоление почвы, ветровая эрозия – всё это:

2. Снижение плодородности земель, засоление почвы, ветровая эрозия – всё это:

  • Опустынивание земель
  • Вырубка леса
  • Деградация земель
  • Осушение земель
3. Экологическая проблема Семипалатинского региона?

3. Экологическая проблема Семипалатинского региона?

  • Опустынивание
  • Карьеры, отвалы
  • Радиационное загрязнение
  • Усыхание Аральского моря
4. Экологическая проблема Атырауской области?

4. Экологическая проблема Атырауской области?

  • Загрязнение почв нефтью
  • Карьеры, отвалы
  • Радиационное загрязнение
  • Усыхание Аральского моря
5. В каком регионе Казахстана добывают цветные металлы?

5. В каком регионе Казахстана добывают цветные металлы?

  • Восточный
  • Западный
  • Северный
  • Южный
6. Какой регион Казахстана наиболее остро испытывает недостаток водных ресурсов?

6. Какой регион Казахстана наиболее остро испытывает недостаток водных ресурсов?

  • Восточный
  • Западный
  • Северный
  • Центральный
7. Частичная потеря растительного покрова в результате неэффективного использования территории - это

7. Частичная потеря растительного покрова в результате неэффективного использования территории - это

  • Опустынивание земель
  • Вырубка леса
  • Деградация земель
  • Осушение земель
8. Процесс превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья без древесного покрова, такие как поля, пастбища, города - это

8. Процесс превращения земель, занятых лесом, в земельные угодья без древесного покрова, такие как поля, пастбища, города - это

  • Опустынивание земель
  • Вырубка леса
  • Деградация земель
  • Осушение земель
9. Мероприятия по снижению уровня грунтовых вод и уменьшению влажности верхних слоёв почвы - это

9. Мероприятия по снижению уровня грунтовых вод и уменьшению влажности верхних слоёв почвы - это

  • Опустынивание земель
  • Вырубка леса
  • Деградация земель
  • Осушение земель
10. Защита жизненно важных экологических интересов человека, охрана права на жизнь в благоприятной природной среде - это

10. Защита жизненно важных экологических интересов человека, охрана права на жизнь в благоприятной природной среде - это

  • Антропогенное воздействие
  • Экологическая безопасность
  • Утилизация отходов
  • Сохранение флоры и фауны
Взаимопроверка и оценивание Молодцы!!!

Взаимопроверка и оценивание

Молодцы!!!

По рисунку определите тему урока

По рисунку определите тему урока

Тема урока:  Оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду Цели урока: 10.3.1.3 предлагать пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента); 10.1.1.4 применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования;

Тема урока: Оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду

Цели урока:

10.3.1.3 предлагать пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного / регионального компонента);

10.1.1.4 применять элементы географической экспертизы согласно теме исследования;

ТЕРМИНЫ

ТЕРМИНЫ

  • Природопользование – это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки.
  • Нерациональное природопользование -  это система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легкодоступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению ресурсов. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда.
  • Рациональное природопользование  — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.
Нерациональное природопользование ПРИМЕР №1 Карьер Эскондида (Чили) Терриконы рядом с карьером Эскондида (Чили). Для добычи 1 тонны меди требуется 115-130 тонн медной руды. Ненужная руда высыпается и образует терриконы. Терриконы содержат в себе необработанную руду других металлов и очень опасны для окружающей среды и для людей. Среди населения живущих в окрестностях карьера коэффициент онкозаболевания составил 28‰.

Нерациональное природопользование

ПРИМЕР №1

Карьер Эскондида (Чили)

Терриконы рядом с карьером Эскондида (Чили). Для добычи 1 тонны меди требуется 115-130 тонн медной руды. Ненужная руда высыпается и образует терриконы. Терриконы содержат в себе необработанную руду других металлов и очень опасны для окружающей среды и для людей. Среди населения живущих в окрестностях карьера коэффициент онкозаболевания составил 28‰.

Нерациональное природопользование ПРИМЕР №2 Нефтяные вышки (США) Сжигание попутного газа при добыче нефти. При добыче нефти из нефтяной скважины выходит попутный газ, который подлежит утилизации. Его можно было бы просто выпускать в атмосферу, но с экологической точки зрения это недопустимо, а поэтому попутный газ просто сжигают. По этой причине и горит над нефтяной вышкой газовый факел. Во время сжигания газа в атмосферу попадает огромное количество вредных веществ, что пагубно влияет на окружающую природу. Ну а вместе с ней страдает и сам человек.

Нерациональное природопользование

ПРИМЕР №2

Нефтяные вышки (США)

Сжигание попутного газа при добыче нефти. При добыче нефти из нефтяной скважины выходит попутный газ, который подлежит утилизации. Его можно было бы просто выпускать в атмосферу, но с экологической точки зрения это недопустимо, а поэтому попутный газ просто сжигают. По этой причине и горит над нефтяной вышкой газовый факел. Во время сжигания газа в атмосферу попадает огромное количество вредных веществ, что пагубно влияет на окружающую природу. Ну а вместе с ней страдает и сам человек.

Нерациональное природопользование ПРИМЕР №3 Вырубка лесов (Индонезия) Уничтожение лесов наращивает темпы. Зеленые легкие планеты вырубают, чтобы захватить земли для других целей. По некоторым оценкам 7,3 млн гектаров леса мы теряем ежегодно, а это составляет примерно размер страны Панамы. Уже потеряно около половины тропических лесов мира. В настоящее время леса занимают около 30% мировой суши. Вырубка лесов на 6-12% повышает годовой объем глобального выброса двуокиси углерода. Ежеминутно на Земле исчезает лес размером с 36 футбольных полей. Причины вырубки:

Нерациональное природопользование

ПРИМЕР №3

Вырубка лесов (Индонезия)

Уничтожение лесов наращивает темпы. Зеленые легкие планеты вырубают, чтобы захватить земли для других целей. По некоторым оценкам 7,3 млн гектаров леса мы теряем ежегодно, а это составляет примерно размер страны Панамы. Уже потеряно около половины тропических лесов мира. В настоящее время леса занимают около 30% мировой суши. Вырубка лесов на 6-12% повышает годовой объем глобального выброса двуокиси углерода. Ежеминутно на Земле исчезает лес размером с 36 футбольных полей.

Причины вырубки:

  • Как было сказано в сообщении WWF, половина деревьев, незаконно вывезенных из леса, используется как топливо.
  • Для освобождения земель для жилищного строительства и урбанизации
  • Добыча древесины для переработки на такую продукцию, как бумага, мебель и стройматериалы
  • Для выделения ингредиентов, пользующихся спросом на рынке, таких как пальмовое масло
  • Для освобождения пространства для разведения скота
Нерациональное природопользование ПРИМЕР №4 Загрязнение рек Источники загрязнения рек Основная причина загрязнения рек – это активный рост и развитие социально-экономической жизни на берегах водоемов. Впервые было установлено в 1954 году, что причиной заболеваний людей стала загрязненная вода. Тогда был найден источник плохой воды, что стало причиной эпидемии холеры в Лондоне. В целом источников загрязнения существует большое количество. Остановимся на наиболее существенных из них: сточные бытовые воды населенных городов; агрохимия и пестициды; порошки и чистящие средства; бытовые отходы и мусор; промышленные сточные воды; химические соединения; утечка нефтепродуктов.

Нерациональное природопользование

ПРИМЕР №4

Загрязнение рек

Источники загрязнения рек

Основная причина загрязнения рек – это активный рост и развитие социально-экономической жизни на берегах водоемов.

Впервые было установлено в 1954 году, что причиной заболеваний людей стала загрязненная вода. Тогда был найден источник плохой воды, что стало причиной эпидемии холеры в Лондоне.

В целом источников загрязнения существует большое количество. Остановимся на наиболее существенных из них:

сточные бытовые воды населенных городов; агрохимия и пестициды; порошки и чистящие средства; бытовые отходы и мусор; промышленные сточные воды; химические соединения; утечка нефтепродуктов.

Работа в группах В группах рассмотрите конкретную проблему связанную с примерами нерационального природопользования и придумайте пути минимизации или решения этих проблем. 1- «Литосфера» : добыча меди (образование карьеров и терриконов). 2- «Атмосфера» : сжигание попутного газа при добыче нефти. 3- «Биосфера» : вырубка лесов. 4 - «Гидросфера» : загрязнение водных ресурсов 3 минуты

Работа в группах

В группах рассмотрите конкретную проблему связанную с примерами нерационального природопользования и придумайте пути минимизации или решения этих проблем.

1- «Литосфера» : добыча меди (образование карьеров и терриконов).

2- «Атмосфера» : сжигание попутного газа при добыче нефти.

3- «Биосфера» : вырубка лесов.

4 - «Гидросфера» : загрязнение водных ресурсов

3 минуты

Работа в группах Критерии оценивания: Дескрипторы разрабатывает пути решения по повышению эфективности типов природопользования (на основе местного / регионального компонента); Определяет причины возникновения проблемы. Определяет возможные последствия. Находит аналоговые ситуации с дополнительным охватом местного компонента. Предлагает пути минимизации проблемы. Предлагает комплекс мероприятии по решению данной проблемы.

Работа в группах

Критерии оценивания:

Дескрипторы

разрабатывает пути решения по повышению эфективности типов природопользования (на основе местного / регионального компонента);

Определяет причины возникновения проблемы.

Определяет возможные последствия.

Находит аналоговые ситуации с дополнительным охватом местного компонента.

Предлагает пути минимизации проблемы.

Предлагает комплекс мероприятии по решению данной проблемы.

Природная среда Казахстана имеет три главные особенности:

Природная среда Казахстана имеет три главные особенности:

  • Во-первых , для такого крупного пространства не слишком разнообразны природные условия. Вся территория Казахстана расположена в одном климатическом поясе. При широком спектре ландшафтов 2/3 его площади занимают сухие, маловодные, пустынные земли. Они производят органического вещества и кислорода меньше, чем другие ландшафты умеренного пояса.​
  • Во-вторых , на обширной территории страны отсутствуют мощные природные регуляторы экологических процессов, такие как крупные лесные массивы. «Очистительная» способность природной среды невелика. Еще больше ее ослабляет экологическая нарушенность природных ландшафтов.
  • В-третьих , около 80% территории Казахстана занимают хрупкие природные комплексы пустынь, полупустынь и низкогорий. Они очень чувствительны к антропогенным воздействиям, легко разрушаются, медленно восстанавливаются.​В связи с этим, природа нашей страны особенно ранима. В большинстве регионов Республики экологическая ситуация не только неблагоприятная, но и катастрофическая.​Здесь должны применяться экологически «мягкие», щадящие технологии природопользования. В настоящее время в пределах страны насчитывается свыше 30 наиболее опасных точек, в которых экологическая ситуация считается острой
Анализ текстовой информации (представление в графическом виде) На основе текстовой информации выполните задание в группах: 1- «Литосфера» : кластер «Загрязнение земель» 2- «Атмосфера» : круговая диаграмма «Загрязнение атмосферы поллютантами» 3- «Биосфера» : столбчатая диаграмма «Загрязнение атмосферы городов выхлопными газами» 4 - «Гидросфера» : отметить на контурной карте самые загрязненные реки Казахстана 3 минуты

Анализ текстовой информации (представление в графическом виде)

На основе текстовой информации выполните задание в группах:

1- «Литосфера» : кластер «Загрязнение земель»

2- «Атмосфера» : круговая диаграмма «Загрязнение атмосферы поллютантами»

3- «Биосфера» : столбчатая диаграмма «Загрязнение атмосферы городов выхлопными газами»

4 - «Гидросфера» : отметить на контурной карте самые загрязненные реки Казахстана

3 минуты

Рациональное природопользование В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:

Рациональное природопользование

В настоящее время управление природопользованием должно быть направлено на:

  • снижение загрязнения окружающей среды;
  • сокращение потребления природных ресурсов;
  • не истощительное использование возобновляемых природных ресурсов;
  • формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;
  • эффективное использование первичного природного сырья;
  • создание экономических условий для предпринимателей;
  • международное сотрудничество.
Направления в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов в РК Государственное направление Законы и постановления правительства: Кодексы «О земле», «О недрах» Законы: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» Национальная стратегия по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия. Общенародное направление (личное участие граждан и общественных организаций в деле охраны природы): Комитет по охране природы, Общество охраны природы. Мероприятия: День птиц, Месячник леса и сада, Добровольные общества Зеленый патруль, Молодой лесник, Водный патруль, Школьное лесное хозяйство.

Направления в деле охраны природы и рационального использования природных ресурсов в РК

Государственное направление Законы и постановления правительства: Кодексы «О земле», «О недрах»

Законы: «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях»

Национальная стратегия по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия.

Общенародное направление (личное участие граждан и общественных организаций в деле охраны природы):

Комитет по охране природы, Общество охраны природы. Мероприятия: День птиц, Месячник леса и сада, Добровольные общества Зеленый патруль, Молодой лесник, Водный патруль, Школьное лесное хозяйство.

Экологические знания 1. «Литосфера» - Используя карту атласа, определите 3 области РК, в которых, на ваш взгляд, сложилась наиболее сложная экологическая ситуация. Объясните, какие виды деятельности человека привели к ее возникновению? Назовите экологические «горячие точки» в нашей области. 2. «Атмосфера» - Определите, из каких компонентов складывается понятие «экологическая культура». Почему на первое место поставлены экологические знания и умения? Какие черты характеризуют экологическое мышление? В чем выражается система экологических ценностей? 3. «Гидросфера» - Установите, какие природоохранные мероприятия осуществляются в нашей стране. Приведите примеры. 4. «Биосфера» - Назовите международные организации в области охраны природы? Поясните их роль и значение. 3 минуты

Экологические знания

  • 1. «Литосфера» - Используя карту атласа, определите 3 области РК, в которых, на ваш взгляд, сложилась наиболее сложная экологическая ситуация. Объясните, какие виды деятельности человека привели к ее возникновению? Назовите экологические «горячие точки» в нашей области.
  • 2. «Атмосфера» - Определите, из каких компонентов складывается понятие «экологическая культура». Почему на первое место поставлены экологические знания и умения? Какие черты характеризуют экологическое мышление? В чем выражается система экологических ценностей?
  • 3. «Гидросфера» - Установите, какие природоохранные мероприятия осуществляются в нашей стране. Приведите примеры.
  • 4. «Биосфера» - Назовите международные организации в области охраны природы? Поясните их роль и значение.

3 минуты

Заполните таблицу «Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу в РК» № Компонент природы 1 “ Гидросфера ” Негативные последствия 2 Воды суши 3 “ Литосфера ” Мероприятия по охране Почва “ Атмосфера ” 4 Растения “ Биосфера ” Животные 4 минуты

Заполните таблицу «Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу в РК»

Компонент природы

1

Гидросфера

Негативные последствия

2

Воды суши

3

Литосфера

Мероприятия по охране

Почва

Атмосфера

4

Растения

Биосфера

Животные

4 минуты

Заполните таблицу «Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу в РК» Критерии оценивания: разрабатывает пути решения по повышению эфективности типов природопользования (на основе местного / регионального компонента); Дескрипторы Определяет негативные последствия воздействия человека на основные компоненты природы. Предлагает эффективные типы природопользования на основе местного компонента. Предлагает пути решения последствии.

Заполните таблицу «Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу в РК»

Критерии оценивания:

разрабатывает пути решения по повышению эфективности типов природопользования (на основе местного / регионального компонента);

Дескрипторы

Определяет негативные последствия воздействия человека на основные компоненты природы.

Предлагает эффективные типы природопользования на основе местного компонента. Предлагает пути решения последствии.

МОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ 1. Верно ли утверждение «Природная среда - фундамент жизни общества»? Обоснуйте свою точку зрения.  2. Как вы оцениваете свой уровень экологической культуры? Можете ли вы содействовать защите природной среды? Представьте свою точку зрения и приведите примеры ваших конкретных действий. 
  • МОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
  • 1. Верно ли утверждение «Природная среда - фундамент жизни общества»? Обоснуйте свою точку зрения. 
  • 2. Как вы оцениваете свой уровень экологической культуры? Можете ли вы содействовать защите природной среды? Представьте свою точку зрения и приведите примеры ваших конкретных действий. 

3 минуты

Рефлексия Всё, что будем делать для сохранения природы Как больше делать не будем!

Рефлексия

Всё, что будем делать для сохранения природы

Как больше делать не будем!

ЗАПОМНИ!!! ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

ЗАПОМНИ!!!

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее