Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Солнышко»
Семинар – практикум для воспитателей
«Фонематический слух – основа правильной речи»
Подготовила: учитель – логопед
Алексеенко Е.Л.
Выступление по теме «Фонематический слух – основа правильной речи».
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно узнавать и различать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал: что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине».
Несовершенство фонематического слуха является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок не только плохо различает на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Он просто не замечает, что неправильно произносит звуки. Становление у ребенка правильного звукопроизношения невозможно без полноценного восприятия звуков речи, без четкого их различения.
Слайд Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение звукового анализа слова. А именно умение раскладывать слышимое слово на последовательный ряд звуков. Что в свою очередь, делает проблематичным, процесс овладения чтением и письмом (письменной речью).
Слайд Развитие у детей фонематического слуха является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематических процессов, является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Для проверки состояния фонематического слуха проводят обследование по нескольким компонентам.
Выявление умения ребёнка узнавать и различать неречевые звуки.
Слайд Отгадай, что звучит?
Выявление умения различать слова, близкие по звуковому составу.
Слайд Упражнение «Покажи картинки», «Собери пары».
Слайд Упражнение «Назови предметы, которые звучат похоже».
Слайд Упражнение «Назови лишнее слово».
Изучение дифференциации слогов
Цель: выявить умение детей запоминать на слух и повторять слоговые цепочки с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, мягкости/твердости.
Слайд Упражнение «Повтори как я скажу».
- с одним согласным и разными гласными звуками.
та—то—ту шу—ши—ша ло-ла-лы
сы—са—со ро—ра—ру цу—цо—ца
- с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости
па—ба—па та—да—та ва—фа—ва ка—га—ка
са—за—са жа – ша– жа
Изучение дифференциации звуков
Цель: выявить умение различать звуки родного языка. Работу по различению звуков начинаем с гласных. Гласные звуки легче услышать, легче произнести, легче выделить. Их можно тянуть, петь.
Слайд Игра «Поймай звук». Послушай ряд звуков. Если услышишь звук А, хлопни в ладоши. А, О, У, А, И, О, А.
Слайд После гласных звуков переходим к упражнениям на узнавание согласных.
Игра «Различай и повторяй»
«Повторяй за мной только слова со звуком м» — предлагаемые слова: калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.
На основе фонематического слуха развивается правильное фонематическое восприятие.
Для проверки состояния фонематического восприятия используют следующие типы заданий:
Ребенок должен найти картинку, в названии которой есть заданный звук.
Слайд Игра «Помоги Незнайке собрать портфель». Выбери предметы, в названиях которых есть звук Р.
И второй тип заданий на дифференциацию звуков схожих по звучанию.
Слайд Игра «Размести картинки по ящикам» на дифференциацию звуков Ц – С – З.
Далее переходим к высшей ступени развития фонематического слуха – это звуковой анализ слова.
Слайд Чтобы проверить уровень сформированности навыков фонематического анализа применяют следующие задания:
Слайд Игра «Назовите 1-й звук». Слова следует подбирать таким образом, чтобы первый гласный звук был в ударной позиции.
Слайд Назови картинку и найди гласный звук в середине слова.
Слайд Изучение умения определять место звука в слове.
Где же место звука [И] в словах ива, кит, коньки?
Выявление умения выполнять простейший звуковой анализ слов из 2-х гласных (ау, уа, иа).
Слайд Посмотрите на картинку. "Что случилось с мальчиком?", " Что он кричит?". «АУ». Какой первый звук произносит мальчик? (А). Обозначьте символом звука А. Какой второй звук произносит мальчик? (У). Обозначьте символом звука У.
Сколько звуков в слове? Прочитаем слово. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте слово.
Выявление умения детей делить слова на слоги.
Слайд Игра «Собери урожай». Назовите слово, разделите его на слоги и разложите овощи по корзинкам.
Выявление умения определять последний согласный звук в слове.
Слайд Какой последний звук в словах съел Дракоша?
Слайд Назовите слова, которые заканчиваются на звук М
Выявление умения определять первый согласный звук в слове.
Слайд «Магазин». Оплатите первым звуком в названии покупки
Выявление умения различать мягкие и твёрдые согласные
Слайд «Помоги Кате разложить предметы»
Выявление умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова)
Слайд «Новоселье в зоопарке»
Выявление умения выполнять полный звуковой анализ слова
Слайд Составь звуковую схему слов.
И, наконец, не обойтись при обучении грамоте без навыков фонематического синтеза. Фонематический синтез – это мыслительный процесс соединения звуков в целое слово.
Слайд Отгадайте загадку (по первым звукам слов-картинок).
Вывод: Итак, проведя это несложное обследование, мы уже можем сделать вывод о состоянии фонематического слуха и фонематического восприятия ребенка. Если выявились какие-то проблемы, то начинаем работу по их устранению. Для развития фонематического слуха существуют специальные игры и упражнения.