«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

"Особенности родительской компетентности в ДОУ"

Компетентность родителя – способность родителя решать вариативные задачи воспитания, развития, обучения ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях, интересах и способностях ребенка.

Олимпиады: Дошкольникам "Весёлые сыщики"

Содержимое разработки



«Особенности родительской компетентности в ДОУ»


Сегодня семья и семейное воспитание стали приоритетами государственной политики России. Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркивает, что «семья в России – это основа основ. Именно в домашней, семейной атмосфере закладывается мировоззрение человека, его личные качества, общественная и жизненная позиция. И потому ответственное родительство, крепкая, дружная семья – главный залог благополучного будущего детей, уверенного развития нашего общества».

Современные родители имеют доступ к различным информационным источникам, что создает иллюзию их информированности и компетентности. На практике многие родители, с одной стороны, не знают, не понимают и не умеют грамотно воспитывать своих детей. С другой – не видят и не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности человека, считают, что основные этапы развития ребенка в будущем – в школьном возрасте.

Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, одной из мер государственной поддержки семей, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства.

Родительство – довольно сложный социальный институт, базирующийся на проявлении родительских чувств, любви и привязанности к детям, определяющий выполнение специфических социальных ролей матери и отца, основанных на фундаменте культурных ценностей и традиций как общества в целом, так и конкретной семьи и проявляющийся в реальном поведении, отношении родителей к детям в стиле воспитания.

Ответственное родительство – выполнение родителями своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, сохранению здоровья ребенка, исходя из его законных интересов и потребностей, создание условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.

Компетентность родителя – способность родителя решать вариативные задачи воспитания, развития, обучения ребенка, опираясь на знания об особенностях его развития, потребностях и возможностях, интересах и способностях ребенка.

Просвещение семей является механизмом развития педагогической культуры родителей, потому что расширяет их представления о законах, способах и методах воспитания и обучения детей; помогает включаться в образовательный процесс; ориентирует в теоретических знаниях, факторах и условиях воспитания; способствует формированию родительской компетентности.

Выбор форм работы с родителями в направлении развития их психолого-педагогической компетентности связан с двумя группами задач.

Первая группа направлена на повышение информированности родителей о современных детях дошкольного возраста, специфике их развития, их потребностях, возможностях и интересах. Эти задачи эффективно решаются на тематических встречах для родителей, родительских дискуссиях, заседаниях семейных клубов, семинарах.

Примерная тематика

«Роль отца в воспитании ребенка», «Мамины заботы», «Что родитель хочет знать о дошкольнике, но стесняется спросить», «Секреты воспитания мальчиков и девочек», «Этот загадочный кризис 7 лет», «Особенности детей с ОВЗ, их потребности», «Что такое индивидуальный образовательный маршрут ребенка» и другие.

Вторая группа направлена на наращивание и обогащение опыта родителей в вопросах общения и взаимодействия с ребенком. Для решения данной задачи подойдут такие формы как: мастер-классы, практикумы и тренинги для родителей, конкурсы, деловые игры, решение педагогических кейсов.

Примерная тематика

«Учимся договариваться с ребенком», «Пять секретов самой замечательной прогулки с ребенком», «Как незаметно победить капризы ребенка», «Как и чем заниматься с ребенком дома?», «Как повысить интерес ребенка к занятиям».

Что должен сделать педагог, чтобы помочь родителям стать компетентными

  • Занимательно и в разных формах знакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

  • помогать родителям понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть;

  • поощрять желание родителей помогать своему ребенку, поддерживать его в любых ситуациях, стремиться узнать его лучше;

  • показывать родителя, как важно быть внимательным к ребенку, замечать его эмоции и настроение, знать увлечения и интересы;

  • регулярно напоминать родителям, что для ребенка они пример для подражания во всем;

  • проводить с родителями консультативные встречи с узкими специалистами ДОУ;

  • организовывать для родителей больше событий и мероприятий, где они смогут обменяться опытом с другими семьями по вопросам воспитания.

Итог компетентный родитель – это родитель, который готов, опираясь на свой семейный опыт и представления о ценностях семьи, решать задачи общения и взаимодействия с ребенком с целью его успешной социализации, для его полноценного развития, воспитания и обучения, учитывая возможности, потребности и интересы ребенка на разных этапах его развития.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее